Реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 2016 — 2017 учебном году


Статья
HYPERLINK "http://www.primeschool.ru/" \o "Официальный сайт средней школы №5 города Реутова" Оробей Сергей Александрович
учитель музыки МБОУ СОШ №3 Гиагинского района
Реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 2016 - 2017 учебном году.
Особенности современного урока музыки.
Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
В системе непрерывного образования изучение музыки на ступени основного общего образования представляет собой неотъемлемое звено. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО), изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).
Цели общего музыкального образования, реализуются через систему задач личностного, познавательного, коммуникативного развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьника, обеспечение их интенсивного интеллектуально – творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Основой для успешного усвоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека становится творческая деятельность, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного опыта.
Основные методические принципы организации и реализации современного урока музыки
принцип деятельности, который заключается в том, что ученик в процессе обучения является активным субъектом учебно-познавательной, учебно-практической, творческой деятельности;
принцип увлеченности, согласно которому в основе уроков музыки лежит эмоциональное восприятие музыки, что предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно – образного музицирования;
принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, который ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой;
принцип тождества, контраста, сходства и различия, который реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка;
принцип интонационности, который регулирует процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным;
принцип диалога культур, который предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других народностей, на ее основе сопоставление и выявление общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.
Особенности современного урока музыки.
Методика современного урока музыки предполагает погружение школьников в процесс воссоздания того или иного музыкального произведения, что ставит их в позицию творца. В этом процессе ученик получает возможность прикоснуться к тайнам творчества композитора-исполнителя-слушателя.
На уроке музыки реализую системно - деятельностный подход, через творческую деятельность учащихся: слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей; сравнение исполнительских трактовок, выявление связей музыки с другими видами искусства, историей, жизнью; пение: хоровое, ансамблевое и сольное пение: одноголосное и двухголосное исполнение образцов классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения; вокализация основных тем инструментальных произведений, поиски вариантов их исполнительских трактовок;
инструментальное музицирование: расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах; инструментальная импровизация, создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений; музыкально-пластическое движение: обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными; драматизация музыкальных произведений: создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения (разыгрывание песен, музыкальные импровизации-инсценировки сказок, драматизация произведений программной музыки). На уроке музыки организую разные формы музыкально-творческой деятельности школьников. Ученики класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки, им предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных, парных коллективных формах работы.
Деятельностная технология обучения обеспечивает включение школьников в учебно-познавательную деятельность. При данном подходе ученики «открывают» новые знания в процессе собственной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы школьники сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Структура урока «открытия нового знания», построенного на основе деятельностного метода, имеет следующие этапы:
1.Этап самоопределения к деятельности
Цель: Включение в учебную деятельность.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.
3. Постановка учебной задачи
Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
4. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
Цель: Построение учениками нового способа действий и формирование способности к выполнению
5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель: Усвоение нового способа действий
6.Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
8. Рефлексия деятельности.
Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний. Перечисленные выше этапы работы над понятием лучше проводить на
одном уроке, не разрывая их по времени. Использование технологии деятельностного метода позволяет мне проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом учатся высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга.
На уроках музыки использую новые современные педагогические технологии и нетрадиционные формы проведения урока: ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии, театральные технологии, диспуты, дискуссии, дебаты, исследовательскую деятельность, проектную деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-экскурсии и т.д.
Изучение музыки интегрирую со смежными предметными областями (историей, обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой :«Поэзия Серебряного века» (музыка – литература), «Времена года» (музыка – изобразительным искусством), «В гостях у Шекспира» (английский язык – музыка), «Щедрый вечер» (музыка – история) и др. ) В данном случае возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства. Школьники учатся видеть и слышать прекрасное ,исследуют музыку во взаимосвязи с другими видами искусства и самой жизнью. У подростков развивается художественное мышление, творческие способности, они постигают музыкальные и жизненные явления в их диалектическом взаимодействии; происходит воспитание уважения к традициям своего народа, к отечественной и мировой культуре.
Наряду с уроком в учебном процессе активно использую внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, киноконцертных залов.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. В своей работе я использую региональный компонент, увязывая его с темами уроков.
Достижение личностных и метапредметных результатов идет через формирование у учащихся универсальных учебных действий в ходе изучения предмета «Музыка».
При организации контроля опираюсь на дифференциацию и индивидуализацию обучения музыке, учитываю психологические особенностей развития учащихся, особенности социокультурного окружения.
Домашние задания по музыке носят творческий характер и ориентировны на работу с различными источниками информации (создание рисунков; подбор литературного и зрительного рядов к музыкальным произведениям; составление эскизов костюмов персонажей опер, балетов, мюзиклов; оформление афиш программ концертов, коллажей; сочинение стихов, выпуск газет и журналов; драматизация, инсценирование, создание презентаций, попурри и т.д.).
Специфика урока музыки предъявляет особые требования к подбору специализированного оборудования и оформлению интерьера кабинета. Кабинет музыки полифункциональный, в нем обеспечены условия для слушания музыки, для исполнительского и художественного творчества учащихся.
Л.Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

Литература
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008
.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 июля 2006 г. N 115 "О национально-региональном компоненте государственного образовательного стандарта".
Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» http://mon.gov.ru/dok/akt/9335/Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 22.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка, 7 кл, Просвещение
Толстой Л.Н., Сборник сочинений,М.:Педагогика, 1987.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – С. 5.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы.
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе
http://festival.1september.ru/articles/527236/