Проектная работа на тему: «Метод игры как одно из средств повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка»


Проектная работа на тему:
«Метод игры как одно из средств повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка»
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
В последних десятилетиях ХХ века игровая деятельность как форма и средство обучения и воспитания завоевала огромную популярность в системе образования. Этому способствовали сложившаяся в современном обществе социокультурная ситуация и появление научной базы исследования феномена игры.
Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основное – учёба, должен быть педагогически продуманным.
Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребёнка настолько существенны, что в современной психологии утвердился взгляд на игру как ведущую деятельность детей в период дошкольного детства.
Многие педагоги и раньше использовали игру в практической деятельности, находя в ней мощный потенциал для решения различных проблем. В дошкольных учреждениях, в начальной школе и в практике внешкольных заведений, а также при проведении внеклассных мероприятий игра приобрела особое значение и стала одним из основных методов воспитания, обучения, а значит, и развития личности ребёнка.
Основная идея использования игрового метода в обучении английского языка заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений, с простого заучивания и воспроизведения языкового материала на активную игровую деятельность учащихся.
Каждый предмет школьного обучения играет свою роль в образовании и воспитании школьников, в формировании их личности. Иностранный язык обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом и вносит свой вклад в решение поставленных перед школой задач.
В настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Учащийся получает возможность пользоваться языком в его коммуникативной функции, прежде всего на уроке, поэтому внимание учёных, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности.
Значимыми характеристиками урока иностранного языка в современных условиях являются:
комплексность в решении практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей;
коммуникативная направленность процесса обучения;
наличие мотивации изучения иностранного языка;
выбор оптимальных приёмов и методов обучения.
Игровой метод в обучении иностранному языку имеет богатый обучающий и психотерапевтический потенциал. Игра создаёт умственное напряжение, без которого невозможен активный процесс обучения в школе. Игра посильна практически каждому учащемуся, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Компетентность в решении игровых задач усиливает мотивацию к изучению языка.
Итак, игра – это традиционный, признанный метод обучения и воспитания, весьма удачное решение повторить пройденное; превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами; приём смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия; идеальная возможность расслабиться.
Игра соответствует естественным потребностям и желаниям учащегося, а потому с её помощью он будет учиться с удовольствием. Многие учителя отмечают большие потенциальные возможности игры в качестве средства обучения английскому языку. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, мышление, память, творческие способности. Игры, которые учитель применяет на уроках иностранного языка, помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование дают хорошие результаты, повышает интерес к предмету, повышает желание изучать иностранный язык, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.
Метод игры способствует интенсивной языковой практике. Игры могут использоваться в начале урока или в конце для стимуляции, уменьшения напряжения после контрольной, для смены деятельности на уроке. Важно, чтобы игры доставляли учащимся радость, помогали в тренировке языковых явлений.
Применение игр – эффективный способ повторения языковых явлений. Учащимся нравятся те игры, которые имеют элемент удачи, которая добавляет увлечённость игре.
Применение различных игр помогает увлечь учащихся иностранным языком, создаёт условия для достижения успеха в изучении языка. И те учащиеся, которые захотят играть, обязательно захотят улучшить свои знания по иностранному языку. Планируя свои уроки, учитель, прежде всего, должен помнить о том, чтобы создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Ему необходимо понять, какие виды игр могут увлечь ребят.
К. Д. Ушинский писал: «Игра — своеобразный род деятельности, при том свободной и обязательно сознательной деятельности… Для дитяти игра — действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, что его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание».
Рассмотрим основные виды игр, которые учитель применяет на уроках иностранного языка:
грамматические;
лексические;
орфографические;
фонетические;
дидактические;
музыкально-дидактические;
подвижные;
речевые;
аудитивные;
игры-драматизации.
Грамматические игры учитель использует для того, чтобы создать естественную ситуацию для употребления речевых образов, развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
Игра “There is…”
Учащиеся делятся на две команды. Учитель складывает в коробку предметы, названия которых известны ученикам. После этого члены команд по очереди называют по-английски эти предметы, например: ”There is a book in the box.”
Лексические игры используются для того, чтобы подготовить учащихся к пониманию слов при аудировании, отрабатывать структуру лексических навыков чтения.
Игра“What Colour Is This?”
Класс делится на две команды. Учитель поднимает одну из игрушек и поочередно спрашивает представителя от каждой команды: «What colour is this?» Ученик отвечает: «Its brown.» и т. д., если ученик правильно назвал цвет, его команда получает очко, если ошибся, команда теряет очко.
Орфографические игры используются для развития памяти учащихся при написании английских слов.
Игра «Anagrams»
В этой игре учащиеся, меняя порядок букв, составляют новые слова. Слова, от которых нужно образовать новые, ведущий пишет на карточках и раздает игрокам. Новые слова учащиеся записывают на доске. Ten – net; Take – Kate; Tea– eat; Race – care; Mile – lime; Lain – nail; Deal – lead; Act – cat; State – taste; Saw – was; Knee – keen.
За каждое правильно образованное слово игрок получает 1 балл. При этом он должен знать значение новообразованного слова.
Фонетические игры применяются для тренировки учащимися умения произносить английские звуки, уметь читать и разучивать стихи с целью их воспроизведения по ролям.
Игра «Найди рифму к словам».
Учитель произносит слово, а учащиеся должны найти к нему рифму. Необходимо иметь набор картинок с предметами, которые могли бы рифмоваться:
                   doll-ball                                              dog-frog
                   snake-cake                                          clock-cock
                   bee-tree                                                see-we
                   mouse - house                                      toy-boy
(Вариант игры «A song about my toys»).
                  1 and 2, and 3, and 4,
                    We are sitting on the floor;
                    We are playing with the ball
                    And a pretty little doll.
                    ( a frog-a dog, a box-a fox, a car-a star).
Дидактические игры учитель использует для усвоения языкового материала в практической деятельности, при этом внимание и запоминание непроизвольны.
Игра «Испорченный телефон»
Учитель делит учащихся на две команды. Четко произносит на ухо ведущему первой команды слово или фразу; другое слово или фразу говорит на ухо ведущему второй команды. Дети по цепочке передают на ухо сказанное учителем, стараясь «не испортить линию». Команда выигрывает, если слово или фраза были правильно переданы от первого ребенка до последнего.
Варианты:  This is a little mouse.
                    This is a big dog.
Музыкально-дидактические игры помогают в работе над фонетикой иностранного языка, расширяет диапазон языковой практики.
Игра «Family»
Дети сжимают пальцы в кулачок. Левый кулачок – это семья Смитов. Правый –
семья Блэков. Начинаем знакомить членов семьи друг с другом, при этом разжимаем пальцы по одному один за другим. Например, поем про семью Смитов.
This is my father (выпрямляется большой палец левой руки).
This is my mother (указательный палец).
This is my brother. He is tall (средний палец).
This is my sister (безымянный палец)
This is my brother. He is small (мизинец).
Теперь те же действия производятся с правым кулачком.
Подвижные игры можно проводить на переменах, на уроках, а также в промежутках между занятиями. Сочетание движений, аудирования, говорения позволяет довести используемый в игре речевой материал до степени автоматизма.
Игра «Claps»
Ведущий называет число от 1 до 5. В зависимости от того, какое числительное было названо, учащиеся должны хлопнуть в ладоши столько же раз. Ведущий: “Four!” Дети хлопают 4 раза. Кто ошибается, выполняет наказание. Например, попрыгать, потопать, похлопать в ладоши или станцевать.
Речевые игры учитель применяет на уроках для того, чтобы обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации, а также умению практически и творчески применять полученные речевые навыки.
Игра “Переводчик”
Учащиеся встают в круг, учитель – в центре круга. Учитель по очереди бросает мяч ученикам и произносит различные словосочетания на русском языке. Учащиеся переводят их и бросают мяч учителю.
Большое зеркало – a big mirror.Смотреть телевизор – to watch TV.Желтый ковер – yellow carpet.Etc.
Аудитивные игры развивают слуховую реакцию и слуховую память, помогают научиться выделять главное в потоке информации.
Игра «Doing it quickly»
Несколько учащихся стоят спиной к классу. Остальные учащиеся по очереди быстро дают различные команды. Например: Touch your nose. Touch your shoes. Clap your hands. Turn round three time. Stamp your feet. Shake hands with each other. Draw a circle on the board. Fold your arms. Look out of the window. Все учащиеся выполняют команды одновременно. Если кто–либо из учащихся делает ошибку, то выбывает из игры, и его заменяет ученик, дававший последнюю команду.
Игра-драматизация на уроках иностранного языка даёт возможность учащимся усвоить необходимые слова и выражения, отработать интонацию, позволяет развить образную, выразительную речь.
Игра «Знакомство»
Учащимся предлагается разыграть сцену знакомства клоуна Тома с новыми актерами театра (тигром, слоном, кошкой), задать как можно больше вопросов.
Один из учеников берет на себя роль клоуна Тома, другой – роль нового артиста. Сначала проводится работа в парах, чтобы дети определились с ролями, повторили необходимые речевые образцы, затем по желанию выходят к доске, выбирают нужные реквизиты и выступают со сценкой (желательно выслушать как можно больше учащихся и выделить самых артистичных, веселых и активных).
Том: Hello!
Тигр: Hi!
Том: Who are you?
Тигр: I am a tiger.
Том: What is your name, tiger?
Тигр: My name is…
Том: How old are you?
Тигр: I am seven.
Том: What can you do?
Тигр: I can jump, skip and swim.
Том: It’s fine! Welcome to our theatre!
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что метод игры на уроках иностранного языка играет важную роль в процессе обучения ребёнка. Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности.
Я считаю, что главная задача учителя – добиваться того, чтобы у ребёнка не пропадал интерес к изучению иностранного языка, ведь игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне.
В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка. Игры способствуют интенсивной языковой практике, могут использоваться в начале урока или в конце для стимуляции, уменьшения напряжения после контрольной, для смены деятельности на уроке. Важно, чтобы игры доставляли учащимся радость, помогали в тренировке языковых явлений.
Главная задача учителя - найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности, а также мотивация учащихся к изучению иностранного языка.
Федор Иванович Янкович де Мариев говорил: «Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания».
Список использованной литературы
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. – 93с.
Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 96с.
Кузнецов Ю., Коваленко О. Иностранные языки в учебных заведениях. – Издательство «Педагогическая пресса». - № 1 (41)’2010. – 112с.
4. Медведева О.И. Творчество учителя на уроках английского языка: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.
Степанова С.В., Шарапова О.Ю. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». – .2016 –№ 6. – 80с.
Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка.// Иностранные языки в школе. – 2005. - № 8. – 46с.
Эльконин Д. Психология игры. –– М.: Владос, 1999 г. - 360 с.