УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ и ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ и ЭФФЕКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


ДОКЛАД
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ и ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ и ЭФФЕКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Выполнила :Богданова Т.Б.
учитель английского языка
2017г.
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?
Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу.
Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:
Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности.
Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.
Данный вид деятельности часто называют научно-исследовательской, но она имеет ряд отличий от научных исследований. Главной целью в науке является получение объективно нового результата, который не был известен рапсе. А в учебном исследовании главным является получение учащимся субъективно новых знаний, т. е. являющихся новыми и личностно значимыми лично для него. Учебные исследовательские задачи должны представлять Собой объект для анализа, посильного учащимся.
Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует РАЗВИТИЮ удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой дня его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Для того, чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне представляется весьма важным аспектом методической работы в школе: формирование исследовательской культуры каждого ученика.
В отличие от олимпиад исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей. Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время. Проектно - исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.
Как правило, учитель может подготовить с учащимися одну работу, так что вполне можно организовать ежегодные ученические чтения, и это не станет перегрузкой ни для него самого, ни для членов жюри. На таких мероприятиях дети могут (и даже чувствуют потребность) делать устные сообщения по выбранной теме, учатся отвечать на вопросы оппонентов и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, они учатся грамотно излагать прочитанное, четко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности и т.д. При этом ученику понадобится дома в течение нескольких месяцев работать над темой, готовить свой отчет и устный ответ, глубже осознавая материал, выбранный для рассмотрения.
Тематику может предлагать и учитель, который сам заинтересовался какой-либо темой, и ученик. Между учеником и учителем возникает двойственный союз, основанный на принципах сотрудничества и сотворчества. Немаловажное значения для проведения исследовательской работы по предмету и пробуждение интереса достигается при использовании в образовательно-воспитательном процессе современных информационньгх технологий. Вся учебно-воспитательная работа основывается на следующих прииципах:
новизна;
принцип отбора объектов и средств материально-технического обеспечения;
вариативность;
преемственность;
учет внутрипредмегных и межпредметных связей;
результативность.
Развивая информационную компетентность, необходимо подготовить ученика к восприятию, пониманию, обработке, переработке различной научной информации.
В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно      добывать      знания,      развитие      их      познавательной самостоятельности и активности.
Организация научно - исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к научно - исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам научно - исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.
Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Таким образом, в числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика.
Возникла новая для образования, а значит и для меня как учителя, проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых подходов и технологий в общеобразовательной школе.
Формула «Усвоение = Понимание + Запоминание» даёт обучение.
Если же поставить своей целью развитие ребёнка, то конечный результат деятельности учителя - психические новообразования в личности учащегося. Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения - репродуктивной или продуктивной (творческой).
Формула «Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике» даёт обучение и развитие.
Учебно-исследовательская деятельность - это средство повышения учебной мотивации, средство творческого, личностного развития учащегося и формирование мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика