Педагогический проект Чтение с увлечением


Педагогический проект
учителя начальных классов МАОУ «СОШ № 109» г.Перми«Чтение с увлечением»
Актуальность
Освоение социокультурного пространства чтения необходимо для общения людей в современных информационных условиях, которые обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним. Каждый человек должен уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных, личностных проблем. Большинство умений и навыков работы с информацией приобретается только через чтение.
В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Чтение становится более прагматичным и осуществляется с помощью гаджетов. Разницу между этими видами чтения литературный критик Фрэнк Кермоуд определяет понятиями «физическое, материальное чтение» и «душевное, возвышенное чтение». И если мы позволим нашим детям считать такое физическое, материальное чтение нормой, если мы не откроем для них все прелести чтения душевного и возвышенного (настойчиво приучая их к такому регулярному чтению с самых ранних лет), то мы лишим их многих радостей. Ярких впечатлений, бурных переживаний и восторгов, которых они никогда не смогут испытать другими способами. Мы лишим их возможностей облагородить свои души, обогатить свои знания и, тем самым, повысить свою человеческую значимость. Наблюдая зависимость детей от всякого рода цифровой техники, многие прогрессивные педагоги и лояльные родители говорят о необходимости «принимать детей такими, какие они есть» и организовывать процесс воспитания с учетом их «привязанности» к гаджетам. Это ошибочный подход. Нам следует показать им тот мир, в котором они еще не были – мир, в который можно попасть, только научившись внимательно и вдумчиво читать обычные книги. [6]
Основная идея проекта
Психолого-педагогическое осмысление социо — культурных процессов, на фоне которых происходит становление читателя-школьника; обозначение педагогических, психологических, методических, нравственных приоритетов и принципов современного образования, предполагающих рассматривать чтение не только как результат предметного обучения, но и как показатель личностного роста обучающихся, фактора их социального успеха.
Социальная проблема проекта
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Проблема чтения находится в зоне особо пристального внимания. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, до 2020 года, с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества.[3,9]
Педагогическая проблема проекта:
По результатам опроса школьников и родителей 2 Б класса МАОУ «СОШ №109», чтением дома занимается 35% учащихся, т.е. они читают дополнительную литературу, но данная художественная литература не соответствует их возрасту (8 лет), предпочитают сказки. Остальные 65% ограничиваются только школьной программой. На уроках литературного чтения наблюдается смешивание содержания книги и сюжета фильма (мультфильма), созданного на основе книги. Чаще всего учащиеся, по результатам анкетирования, при выборе книги ориентируются на интересные иллюстрации, а не название книги или её содержание.
Проанализировав школьные программы по литературному чтению, наблюдается недостаточное уделение внимания вопросам организации самостоятельного детского чтения. Учителя сконцентрированы на сугубо традиционной стороне педагогического процесса: научить читать.
Исходя из всего выше сказанного, можно выявить педагогическая проблема проекта, которая наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в образовании:
снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
уменьшением количества часов на изучение литературы, начиная с начальной школы — (3 часа) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;
наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
информационной насыщенностью школьных предметов и возможностью их замены на другие информационные ресурсы (Интернет, медиасредства).
Поэтому, я считаю, сегодня особенно востребованы слова К.Д. Ушинского: «Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот суть вопроса».
Психологическая проблема проекта:
Кризис читательского развития: в возрасте 7-10 лет ребёнок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения навыком чтения в начальной школе тормозит творческое восприятие школьников.
Методическая проблема проекта:
Недостаточное методическое обеспечение педагогической деятельности учителей, ориентированной на приобщение школьников к культуре чтения и формирования читательской компетенции младших школьников в условиях учебной и внеурочной деятельности.
Цель проекта:
Формирование основ читательской компетенции младших школьников в условиях организации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании.
Задачи проекта:
— Выявление и проектирование оптимальных психолого-педагогических условий, способствующих формированию основ читательской компетенции младших школьников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией, формирующие навык осознанного чтения: технологии обучения, методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений.
— Развитие увлечённости чтением, потребности в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм урочной, внеурочной, внеклассной деятельности.
Принципы реализации темы проекта:
— природосообразности – учета типологических психологических особенностей детей 7-10 лет;
— преемственности и перспективности, подчеркивающий пропедевтическое значение чтения и интереса к нему для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующий межпредметные и внутрипредметные связи;
— интеграции теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определяет практическую направленность проекта, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций;
— коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников представлений о возможностях литературы как науки, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий, норм общения, осознанное оперирование ими;
— интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств литературного чтения для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических навыков;
— вариативности, предполагающий развитие у младших школьников умения осуществлять осознанный самостоятельный выбор книг для чтения среди нескольких предложенных.
Сильные стороны проекта:
— Систематическая целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков смыслового чтения позволяет   максимально успешно развивать мыслительные способности обучающихся, их учебную самостоятельность, повышать мотивацию детей и воспитывать грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности для своего самообразования, обладающего потребностью в постоянном чтении книг.
— Перспектива развития читательской компетенции обучающихся на 1 и 2 ступени обучения.
Объект проекта:
Обучающиеся 2-3 Б класса МАОУ «СОШ №109» (2016-2017, 2017-2018 учебные годы)
Предмет проекта:
Формирование основ читательской компетенции младших школьников, которая определяется:
— развитием устойчивого желания читать доступную возрасту литературу (мотивационная сторона читательской деятельности);
— формированием способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста (содержательная сторона чтения).
Гипотеза проекта:
Формирование основ читательской компетенции будет эффективным при соблюдении следующих условий:
— организация системы работы по формированию у младших школьников типа правильной читательской деятельности;
— использование современных технологий (в том числе ИКТ), нестандартных форм работы в учебной и внеурочной деятельности, типов заданий, позволяющих развивать читательскую компетенцию, самостоятельность читателя, его познавательную мотивацию, умения и навыки работы с художественными и информационными текстами;
— создание единого книжного окружения и книжных интересов детей как основы успешного формирования грамотного читателя;
— учёт возрастных, психологических особенностей развития школьников 7-10 лет.
Предполагаемые результаты:
1) Формирование первоначальных основ читательской компетенции младших школьников, которая определяется умениями:
— осмысленного чтения (понимание читаемого с помощью вопросов, воссоздание литературного образа по совокупности его признаков, определение темы текста, нахождение его главной мысли, сравнение произведений на основе содержательно-тематических особенностей);
2) Развитие читательской активности обучающихся и воспитание позитивного отношения к себе как к читателю.
3) Повышение уровня творческого и логического мышления, учебной мотивации школьников.
Критерии и показатели результативности проекта:
— повышение мотивации читательской активности обучающихся;
— сформированность умения осмысленно работать с текстом произведения;
— развитие литературно- творческих способностей детей: участие в конкурсах чтецов, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям, выполнении учебных и творческих проектов;
— устойчивая позитивная динамика осознанного выбора обучающимися     книг в соответствии с возрастом;
— частота посещения библиотеки.
Педагогический инструментарий реализации
поставленных целей и задач:
— описательно-аналитический (изучение и анализ психолого–педагогической и методической литературы по проблеме проекта);
— социально-педагогический (анкетирование обучающихся, беседы, целенаправленное наблюдение за учебно-воспитательным процессом, анализ творческих работ обучающихся, анализ рабочих учебных программ, программ внеурочной деятельности на этапе реализации ФГОС НОО);
— статистический (обработка данных эксперимента, обобщение результатов исследования).
Теоретическую основу проекта составляют ведущие идеи:
— деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина);
— идея учета возрастных особенностей в обучении чтению и развитии младших школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова);
теория речевого общения, речевой деятельности (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев);
— теория ведущей роли чтения в развитии личности младших школьников
(Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
— общедидактические положения формирования умений и навыков учащихся начальной школы (Л.С. Выготский);
— методологические и теоретические исследования процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев);
— технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения младшего школьника (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева).
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение”, основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.
Нормативно - правовая база проекта
1) Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. «Просвещение», 2010г.
2) Основная образовательная Программа начального общего образования МАОУ «СОШ № 109»
4) Программа спецкурса «Грамотный читатель»
5) УМК «Вдумчивое чтение» (под ред-ей Посашковой Е.В., доцент УрГПУ)
Этапы реализации проекта
Подготовительный
2-4 четверть 2015-2016 уч. год -изучение теоретических основ проблемы;
— изучение УМК «Вдумчивое чтение»
— разработка спецкурса «Работа с текстом»
— создание списка учебных и творческих проектов
-создание медиабиблиотеки (иллюстративный материал: портреты, фотографии, иллюстрации; биографические сведения, хрестоматии, аудифайлы  и т.п.)
Экспериментальный 2016 – 2018 год -апробирование системы работы ;-внедрение УМК «Вдумчивое чтение»;
— реализации спецкурса «Работа с текстом»
-мониторинг процесса и промежуточных результатов;
-корректировка дальнейшей работы.
Заключительный (сентябрь 2018 г.) — Оценка эффективности системы работы ;-анализ результатов, обобщение и распространение опыта.
Структура проекта:
1 блок: учебная деятельность;
2 блок: внеурочная деятельность (творческая — проекты, исследования);
3 блок: социальное партнёрство (районная библиотека);
4 блок: работа с родителями.
Перспектива развития проекта:
Развитие проекта может идти по следующим направлениям:
— расширение и систематизация методической базы по развитию и формированию сознательного читателя; формирования основ читательской компетенции;
— изменение форм работы с учащимися;
— использование инновационного проекта в МАОУ «СОШ №109» в рамках организации урочной и внеурочной деятельности на 1 и 2 ступенях обучения.
Краткое описание имеющихся ресурсов
1) Кадровые ресурсы:
— учителя начальных классов;
— педагог-библиотекарь;
2) Материально-техническая база проекта:
— компьютерный класс;
— свободное помещение для внеурочной деятельности;
— компьютер, принтер, ксерокс;
— магнитофон;
— мультимедийный проектор;
— интерактивная доска;
— электронные детские энциклопедии;
3) БИЦ (библиотечно-информационный центр) предоставляет следующие услуги для реализации проекта: читальный зал, включающий в себя зал с компьютерами, компьютерный класс с доступом в Интернет, библиотечный фонд с необходимой методической, энциклопедической, научной, научно-популярной, справочной, учебной литературой.
5) Библиотечный фонд составляет  7800 экземпляров, справочная литература – 759 экземпляров, детская литература – 1500 экземпляров.
Используемая литература
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – С. 88-92.
Национальная программа поддержки развития чтения.
4)Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – С.61-64.
5) Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2. – С.61-65.
Интернет – ресурсы
6) http://www.inosmi.ru
7)http://www.lit-studia.ru8) http://www.o-detstve.ru
9)library.stu.ru