Рабочая программа Чтение с увлечением для 2 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пичаевская средняя общеобразовательная школа имени героя Советского Союза Владимира Прокофьевича Беляева
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению методическим
объединением
Протокол №1 от 29 августа 2013 г.
С.Пичаево
2013 г.

Утверждена приказом №67-А МБОУ
Пичаевской СОШ им. В.П. Беляева
от 2 сентября 2013 г.

Рабочая программа
учебного предмета «Чтение с увлечением»
для 2 класса
на 2013-2014 учебный год
С.Пичаево
2013 г.

Пояснительная записка
Программа предмета «Чтение с увлечением» является адаптированной, на основе программы для общеобразовательных учреждений «Ознакомление с художественной литературой». Эта программа адаптирована для детей 2 класса.
Цель: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимость чтения в нашем обществе, укреплять сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Основными задачами для курса являются:
Формировать у детей интерес к книге;
Уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;
Учить отвечать на вопросы по содержанию;
Учить пересказу;
Развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков;
Учить читателя становиться исследователем, конкретизирую в процессе диалога собственные «гипотезы смысла».
Предмет необходим по ряду причин:
Количество базисных часов уменьшилось.
Перенасыщенность информации через телевидение и интернет ослабило интерес детей к книге.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности.
Для развития речи ( словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
Ведущим методом является чтение – рассматривание книг, чтение в слух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы- фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.
В программу курса включены произведения Тамбовских прозаиков и поэтов, членов союзов писателей России, с целью- помочь детям узнать писателей родного края, начать знакомство с их произведениями, вызвать интерес к дальнейшему изучению творчества талантливых земляков.
Данная программа ориентирована на детей 2 класса общеобразовательной школы. 34 часа из расчета одно занятие в неделю.
Универсальные учебные действия. 2- й класс.
Личностными результатами предмета являются следующие умения:
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей ;Оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие;
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника ( диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития- эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий ( УУД) .Регулятивные УД:
Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий на занятиях ;Учиться высказывать свое предложение (версию)на основе работы с иллюстрацией учебника ;
Учиться работать по предложенному учителем плану;
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития- формирование функциональной грамотности ( первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме ( на уровне предложения или небольшого текста);
Слушать и понимать речь других;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли ( лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парках и малых группах.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
Понимать смысл заглавия произведения, выбирать наиболее подходящее заглавие из данных, самостоятельно озаглавливать текст ;Делить текст на части, озаглавливать части;
Выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
Подробно и выборочно пересказывать текст;
Составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
Размышлять о характере и поступках героя;
Относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную(авторскую) сказку;
Находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
Относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
Соотносить автора, название героев прочитанных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения курса «Чтение с увлечением» во 2 классе у учащихся формируются читательские навыки и умения, осмысленность чтения.
В ходе формирования навыка осмысленного чтения ученик должен уметь:
- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно и осознавать потребность в выяснении их смысла;
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
- выделять опорные слова;
- уметь прогнозировать содержание читаемого;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- формулировать тему небольшого текста;
- определять характер книги по обложке, заглавию, рисункам.
В ходе формирования навыка выразительного чтения ученик должен уметь:
- повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
- соблюдать паузы ;- передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;
- выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
-пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.
При работе с текстом и книгой второклассники научатся:
- выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению представлять образ автора;
- определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;
- выявлять авторское отношение к персонажам;
- определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование; отношение к их поступкам;
- выделять эпизод из текста;
- пересказывать текст;
- заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;
- правильно называть книгу (автор, заглавие);
- составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;
- ориентироваться в книге;
- работать с содержанием (оглавлением);
-ориентироваться в группе книг(5-6 книг).
В ходе изучения курса «Чтение с увлечением» обучающиеся должны:
- расширить базу видо-жанровых и тематических литературных впечатлений;
- осознать условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);
- воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи;
- получить элементарные понятия о рифме.
Выполняя задания творческого характера на уроках курса, обучающиеся должны уметь
- говорить с разной интонацией;
- читать по ролям;
- составлять словесное описание.
Формы организации учебного процесса
Изучение курса «Чтение с увлечением» предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса: уроки - конкурсы, уроки - творческие отчеты, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки - викторины и др. Формированию универсальных учебных умений способствует проектная деятельность обучающихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время.Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, парах, в проектной группе и фронтальной.
Программа предусматривает многоуровневую систему контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий контроль.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Чтение с увлечением»
№ Наиме-
нова-
ниераздела Тема урока Коли-
чест-
во
часов Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Планируемые результаты освоения материала Форма и вид дея-
тельнос-
ти. УУД Дата
про-
веде-ния
____
План.
Факт.
1 1 четв. «1 сентября – первый день календаря». Короткие стихи и рассказы о школе. 1 Выбор и чтение стихов и рассказов на заданную тему Уметь выбирать произведение на заданную тему. Конкурс на лучшего чтеца. Наблюдать объекты и явления окружающего мира. 2 Тамбовские писатели – детям. А.М. Акулинин «Одно имя на двоих», «Катькин урок». 1 Чтение и анализ рассказов. Уметь читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы. Беседа по вопросам. Работать с художественными текстами, искать информацию. 3 Веселые стихи Б. Заходера. 1 Выбор и чтение стихов автора. Определение формы выступления и подготовка к нему. Уметь читать выразительно, определять тему и главную мысль, высказывать свое мнение. Конкурс на лучшего чтеца. Обосновывать высказанное суждение. 4 Тамбовские писатели. А.М. Акулинин «Кукольный класс», «Как боролись с двойкой». 1 Чтение и анализ рассказов. Уметь читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы. Беседа по вопросам. Работать с художественными текстами, искать информацию. 5 Е.И. Чарушин «Рассказы о животных» 1 Правильное чтение. Чтение рассказов. Составление выставки Уметь читать и анализировать прочитанное. Свободные высказы-
вания. Искать необходимую информацию, работать с художественными текстами. 6 Тамбовские писатели. А. М. Акулинин «Анисовые яблоки», «Свои загадки». 1 Чтение и анализ рассказов. Уметь читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы. Беседа по вопросам. Работать с художественными текстами. 7 Е.А. Пермяк и его книги. 1 Чтение рассказов Е. Пермяка по выбору. Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному. Свободные высказыва-
ния. Работать с художественными текстами. 8 Тамбовские писатели. Т.Л. Курбатова. Стихи. 1 Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Уметь анализировать стихотворение, находить его тему, уметь читать по строфам. Конкурс-
ное чтение. Обосновывать высказанное суждение. 9 2 четв. Моя Родина. 1 Отбор и чтение стихов о Родине. Уметь выбирать произведения по данной теме. Конкурс на лучше-
го чтеца. Обосновывать высказанное суждение. 10 Тамбовские писатели. Т.Л. Курбатова. Стихи. 1 Выразительное чтение с использованием интонаций. Уметь анализировать стихотворение, находить его тему. Конкурс-
ное чтение. Обосновывать высказанное суждение. 11 А.Л. Барто «Кого считать красивым». Стихи. 1 Чтение стихов. Восприятие и переживание эмоционально- нравственных переживаний героев. Уметь выразительно читать стихотворение, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию, уметь делать выводы. Урок – игра. Обосновывать высказанное суждение. 12 Тамбовские писатели. Т.Л. Курбатова «Новогодняя сказка». 1 Выразительное чтение с использованием интонаций. Уметь выразительно читать стихотворение. Конкурс. Работать с информацией. Понимать значимость и важность ее в формировании личности читателя 13 В.В. Чаплина. Из жизни зоопарка. 1 Участие в диалоге при обсуждении прочитанногоУметь анализировать прочитанное. Выставка
книг. Описывать события и явления с применением дополнительных источников. 14 Тамбовские писатели. Г.А. Попов. Стихи. 1 Выразительное чтение стихов. Уметь выразительно читать стихотворение. Конкурс. Обосновывать высказанное суждение. 15 В.В. Бианки «Мышонок Пик». Сказка - несказка. 1 Чтение и пересказ прочитанного. Уметь отвечать на вопросы к тексту, презентовать любимую сказку. Защита своего мнения. Наблюдать объекты и явления окружающего мира. 16 3 четв. В.В. Бианки «Мышонок Пик». 1 Пересказ прочитанного. Уметь отвечать на вопросы к тексту. Защита своего мнения. Наблюдать объекты и явления окружающего мира. 17 Тамбовские писатели. Г.А. Попов. Загадки. 1 Выразительное чтение загадок, сочинение своих загадок. Уметь фантазировать и творчески мыслить. Проба пера. Обосновывать высказанное суждение. 18 Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Считалочки». 1 Чтение считалок, вспомнить свои считалки. Уметь отличать жанры лирики, загадок и считалок. Урок- игра. Обосновывать высказанное суждение. 19 Г.Х. Андерсен. Сказки и истории. 1 Чтение и анализ сказок. Живые картины. Уметь читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы. Малая конферен-
ция. Осуществлять приемы сотрудничества. Работать с информацией. 20 Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Как звери спали зимой». Сказка. 1 Чтение и анализ сказки. Уметь читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы. Беседа по вопросам. Работать с информацией. 21 Н.Н. Носов. Рассказы. 1 Выделять при чтении героев и рассказывать о них. Рассказ от лица героя. Уметь инсценировать прочитанное. Инсцени- рование. Формировать потребность в общении. Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. 22 Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Подружились». Сказка 1 Чтение и анализ сказки. Уметь комментировать прочитанное. Конкурс рисунков. Формировать потребность в общении. 23 Н.К. Чуковский «Морской охотник». 1 Упражнение в технике чтения Уметь анализировать прочитанное Малая конферен-
ция. Определять роль художественного произведения в формировании взглядов. 24 Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Премудрый пескарь». 1 Чтение и анализ сказки. Уметь комментировать прочитанное. Беседа по вопросам. Описывать события и явления с применением дополнительных источников. 25 С.В. Михалков. Стихи, сказки, басни. 1 Выразительное чтение. Уметь анализировать стихотворение. Выставка книг. Обосновывать высказанное суждение. 26 Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Сто лет для дедушки». 1 Чтение и анализ рассказа. Уметь читать и анализировать прочитанное. Свободные высказыва-
ния. Работать с художественными текстами. 27 4 четв. Из рассказов дрессировщиков Дуровых. 1 Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, фантазировать. Беседа по вопросам. Работать с художественными текстами. 28 Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Друг подвел». Рассказ. 1 Чтение и анализ рассказа, чтение по ролям. Уметь инсценировать прочитанное. Инсцени-
рование. Работать с художественными текстами. 29 «Необычный календарь»: из «Лесной газеты» В.В. Бианки. 1 Чтение. Изготовление книжки – самоделки. Уметь отвечать на вопросы по прочитанномуКнижка-самоделка. Работать с художественными текстами. 30 Тамбовские писатели. Г. А. Попов «Скачки». Рассказ. 1 Чтение и анализ рассказа, чтение по ролям. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному. Инсцени-
рование. Работать с художественными текстами. 31 Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом»: Повесть о Ю. Гагарине. 1 Чтение о первом космонавте. Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы. Составле-
ние презента-
ции. Работать с художественными текстами. 32 Тамбовские писатели. Г.А. Попов «Кем быть?» Рассказ. 1 Чтение и анализ рассказа. Уметь читать и анализировать прочитанное, определять тему и главную мысль рассказа. Свободные высказыва-
ния. Работать с художественными текстами. 33 Б. Житков «Про умельцев». 1 Формулировка личной оценки. Уметь вести беседу Высказы-вания. Работать с худ. текстами. 34 К. Паустовский «Рассказы и сказки» 1 Чтение Рассказов и сказок. Уметь вести беседу о прочитанном. Беседа по вопросам. Работать с худ. текстами. Материально- техническое обеспечение.
Библиотечный фонд: стихи, рассказы, сказки разных писателей, соответствующие темам курса.
Портреты детских писателей и поэтов.
Технические средства обучения: магнитная доска, телевизор, П К, мультимедийный проектор.