Презентация к внеклассному мероприятию Православные праздники


Православные праздники Неподвижные праздникиНеподвижные праздники всегда отмечаются в строго определенное число месяца, независящие от дня недели, каждый год меняющегося. К этой категории относятся девять двунадесятых праздников, такие как:Рождество Христово – 25 декабря (7 января), Крещение Господне – 6 (19) января, Сретение Господне – 2 (15) февраля, Рождество Пресвятой Богородицы – 8 (21) сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря), Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля), Воздвижение Креста Господня – 14 (27) сентября, Преображение Господне – 6 (19) августа, Успение Пресвятой Богородицы – 15 (28) августа. По традиционной датировке праздников сначала указывается число по старому стилю, а потом в скобках – по новому стилю. Подвижные праздникиВторая категория двунадесятых праздников называется переходящие (подвижные), которые принадлежат пасхальному циклу. Эти праздники всегда отстают от Пасхи на известное число дней и переходят в разные годы на другие числа. Ко второй категории двунадесятых праздников относятся три праздника: Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – он празднуется за неделю до Пасхи; Вознесение Господне – празднуется через сорок дней после Пасхи, всегда в четверг шестой недели по Пасхе; День Святой Троицы, Пятидесятница – отмечается через семь недель, на восьмую неделю по Пасхе и всегда в воскресенье. А сам праздник Пасхи, – Светлое Христово Воскресение ни в какую категорию не входит, так как, это Праздник праздников и Торжество из торжеств и не может сравниваться с другими праздниками. Праздник Пасхи празднуется в пределах 35 дней, от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая) и попадает на любой из воскресных дней в этот период, все зависит от весеннего равноденствия. Рождество Христово – 7 январяРОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - начало земной жизни Христа. Как весело справляли его на Руси! Еще до Рождества открывались новогодние праздники - святки. На рождество надевали новую рубаху. Нельзя надевать просто чистую, но не новую рубаху: будет неурожай. Рождественские колядки Гадания и Колядки всегда были основным святочным развлечением девушек. После исполнения колядки колядовщики получали подарки. Ряженые на рождество ходили ряженые, гадали, колядовали, съезжали со снежных горок на рогожках и дощечках, катались на празднично украшенных санях. Святки Вифлеемскую звезду обычно делали сами калядовщики. С ней ходили по домам и славили Христа в первую неделю Святок. Святками называют 12 дней от Рождества Христова до Крещения Господня (с 7 по 19 января). Коляда, коляда,На другой день Рождества!Кто подаст пирога,Тому двор живота.Кто не даст пирога,Тому сивая кобылаДа оборвана могила!Коляда, коляда,Накануне Рождества!Тетенька добренька, Пирожка-то сдобненькаНе режь, не ломай,Поскорее подавай,Двоим, троим,Давно стоим,Да не выстоим! Печка-то топиться, Пирожка-то хочется!Коляда, коляда,Ты подай пирога,Или хлеба ломтину,Или денег полтину,Или курочку с хохлом,Петушка с гребешком!Отворяйте, хозяева, сундучки,Вынимайте пятачки!По копеечке давайте Колядовщикам! Крещение Господне– 19 январяКрещение Господне самое главное событие в праздник Крещения - освящение воды. Ее освящают в церкви и в проруби. Сретение Господне – 15 февраляНа Сретение начинали закармливать племенных птиц и кормить кур овсом, утверждая: «Корми кур овсом - весной и летом будешь с яйцом». Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентябряРОЖДЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ празднуется церковью как день всемирной радости. Оно ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии об исправлении веры и спасении человека. Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабряВ народе праздник Введения соотносился с понятием «начали», «ввода, что совпадало со вступлением зимы в свои права. На Введение делались пробные выезды на санях. Открывались Введенские ярмарки, торги». Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля В прошлом веке кое-где сохранялось верование «в огонь, через который в этот день скачут, чтобы избавить себя от призора (сглаза); окуривают платья для того, чтобы предостеречь себя от «обаяния».Раньше в Москве на Благовещение соблюдали обряд «отпущения птиц на волю». Утром горожане покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их. Воздвижение Креста Господня – 27 сентябряКрестьяне повсюду верили, что в день Воздвижения не следует начинать никакого важного дела, так как все начатое в этот день или кончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно. В Воздвижение начинались капустники, капустные вечера, которые длились две недели. Преображение Господне – 19 августаВ народе этот день называют Вторым Спасом. Это традиционный праздник урожая — в церквях освящают плоды земли, то есть, яблоки, груши, сливы. Наибольшей популярностью и почетом пользуются яблоки, даже существует еще и третье название праздника —Яблочный Спас. Освящения яблок больше всего ждут матери, у которых умерли дети, и дочери, у которых умерли матери, так как, по легенде, яблоки им можно употреблять только после Спаса. В особенности готовятся к этому дню пасечники. Им надо освятить ульи, угостить медом соседей, особенно сирот, немощных и обездоленных. Успение Пресвятой Богородицы – 28 августаУспение - конец жатвы, поэтому этот праздник еще называется «дожинки», «обжинки», «спожинки». По старому обычаю, на поле ставили небольшую горсть несрезанных колосьев. Делалось это, чтобы вернуть земле силу, потраченную на выращивание урожая. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) Вход Господень в Иерусалим. Канун Вербного воскресения - ЛАЗАРЕВА СУББОТА. На Лазареву субботу сеют горох. В некоторых местах в этот день пекут хлебцы в количестве, соответствующем членам семьи. В один из них запекают грош. У кого этот хлебец окажется, тот считается счастливым или будет счастлив в последующем году. Для девушки это обозначает выгодное и счастливое замужество. Вознесение ГосподнеПраздник Вознесения Господня продолжается целую неделю. Во все дни его положено приветствовать друг друга целованием и словами: «Христос Воскресе!» - с ответом: «Воистину Воскресе!» - и обмениваться яйцами. День Святой Троицы С этого дня люди начинали прославлять три лица единого Божества: Бога- Отца, Бога-Сына и Святого Духа, или ПРЕСВЯТУЮ ТРОИЦУ. ТРОИЦА, или пятидесятый день после Пасхи, отмечается православными христианами как великий праздник. Он был введен на Руси святым Сергеем Радонежским. Им же был основан монастырь в честь Пресвятой Троицы; Троице - Сергеева лавра. Пасха – Светлое Христово Воскресение Одна есть в мире красота —Любви, печали, отреченьяИ добровольного мученьяЗа нас распятого Христа.Как солнце блещет ярко,Как неба глубь светла,Как весело и громкоГудят колокола.Немолчно в Божьих храмахПоют «Христос Воскресе!»И звуки дивной песниДоходят до небес. Пасхальные традиции в России.Сегодня в России Пасха - это не столько религиозный праздник, сколько традиция… *** Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста — времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает: Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (пасхальные куличи, яйца и зайцы). Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В дореволюционное время в России, а на Западе и по сей день на прихрамовой территории разжигается большой костёр. С одной стороны, смысл костра, как и пасхальной свечи — огонь есть Свет и Обновление В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста… Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. *** Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означала чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга. Кулич является подобием церковного артоса — большого хлеба с изображением креста с терновым венком (в знак победы Христа над смертью) или образом Воскресенья… Кулич — домашний эквивалент артоса. Для его приготовления используются дрожжи, которые заменяют опресноки из Ветхого Завета. По этой причине символически дрожжевой кулич — это переход от Ветхого Завета к Новому. Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинались народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная Горка. В России и Сербии пасхальными яйцами «христосуются» — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки. Детишки устраивают «покатушки» — у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное крашенное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной.