Школа для всех.• ознакомить учащихся с концепцией «Общемировых целей в области устойчивого развития» и обсудить роль образования в достижении этих целей • формировать понимание ситуации с доступностью образования во всем мире и в России в частности •


Урок «Школа для всех»
Цели урока:
ознакомить учащихся с концепцией «Общемировых целей в области устойчивого развития» и обсудить роль образования в достижении этих целей;
формировать понимание ситуации с доступностью образования во всем мире и в России в частности;
помочь учащимися осознать, что стопроцентный доступ к образованию – задача не только законодателей, но и всего общества;
воспитывать у учащихся чувство уважения к своим школьным товарищам независимо от их психических, физических и интеллектуальных способностей.
План классного часа:
Видеообращение В.Ш. Каганова – «большой урок» часть 1.
Анимационный фильм, который представляет общемировые цели.
Видеообращение В.Ш. Каганова – «большой урок» часть 2.
Видеоролик «Инклюзивное образование: Что это такое?»
Видеоролик про жизнь человека с особыми потребностями
Практические упражнения
Видеообращение Натальи Михайловны Водяновой
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя
Учитель: "Здравствуйте!" Любую встречу, мы начинаем именно этими словами. И все вы помните, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.
Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе.
Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих? (Нет, не всегда. Мы можем простудиться, и т.д.) Сегодня наш урок необычный, а необычен он тем, что к нам присоединяются прямым включением заместитель Министра образования и науки Российской Федерации – Вениамин Шаевич Каганов и всемирно известная модель, основатель фонда «Обнаженные сердца» Наталья Водянова.
(приветственное слово В.Ш. Каганова – видео «большой урок» часть 1)

Учитель: Перед человечеством стоят глобальные проблемы.
Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира. Они угрожают всему обществу; носят общемировой характер; нуждаются в неотложных мерах по их устранению; их решение возможно в рамках всего человечества.
Одними из глобальных проблем являются:
1. Экологические проблемы(загрязнение окружающей среды, стихийные бедствия, вырубка леса, освоение космоса)
2. Социальные проблемы(демографическая, охрана здоровья, неграмотность, этнические конфликты)
3. Политические проблемы(Проблема сохранения мира, война и распространения ядерного оружия, терроризм)
4. Экономические проблемы(рост противоречий между экономически развитыми и развивающими странами, истощение ресурсов)
- Всего проблем, стоящих перед человечеством всего мира, семнадцать.
Они затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.
- Ребята, я предлагаю вам посмотреть мультфильм и определить, какой из проблем он посвящен.
199834565024000-39751066421000Просмотр анимационного фильма, который представляет общемировые цели.
Ссылка на мультфильм адрес доступа:– https://vimeo.com/138068442Учитель:
- Какая проблема затрагивается в этом фильме?
- Что должны делать жители нашей планеты, чтобы решить эту экологическую проблему?
- А чем мы с вами можем помочь в решении этой проблемы?
Учитель: Одной из задач, стоящих перед мировым сообществом является задача совместного достижения целей. Это очень непростая задача, несмотря на то, что 193 страны приняли решение о ее совместном достижении на последующие 15 лет. К 2030 году указанные цели должны быть выполнены!
Исполнителями этих целей будете вы! Потому что в ближайшие 15 лет вы закончите школу и приступите к профессиональному образованию и трудовой деятельности. А сейчас основным видом вашей деятельности является обучение в школе. И сегодня на уроке хотелось бы обсудить с вами, как образование может помочь достижению общемировых целей.
Зачем нужно образование?
Почему важно, чтобы дети ходили в школу?
А знаете ли вы, что далеко не у всех детей в мире есть возможность ходить в школу?
Почему, как вам кажется, не все дети ходят в школу? (примеры разных стран).
А в России все ли дети ходят в школу?
Видеообращение В.Ш. Каганова «большой урок» часть 2
Учитель: К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
Таких людей много. Это и взрослые и дети.
Людей с инвалидностью, особенностями развития не нужно считать больными. Они просто другие, у них разные возможности, но равные (такие же как у нас с вами) права.
Человек с детским церебральным параличом (аутизмом, синдром Дауна) – не болен. Он просто другой. Причина проблем человека с инвалидностью – это не его личные особенности, а препятствия вокруг него, которые ограничивают его возможности. Человеку с инвалидностью нужна обычная жизнь, такая же, как у его друзей, одноклассников и соседей. Любой человек станет человеком с ограниченными возможностями, если его окружить барьерами и ограничениями. Таким людям нужна поддержка окружающих, государства для того, чтобы передвигаться, общаться, обучаться.
Это мальчишки и девчонки - обычные ребята, которые любят читать, рисовать, играть. Им хочется бегать и шалить... Но с раннего детства из-за болезни они вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Окружающий их мир ограничивается инвалидной коляской.  Особенно тяжело ребятам, которые лишились подвижности из-за травм. Не имея возможности  передвигаться самостоятельно и общаться со сверстниками, эти ребята замыкаются в себе, рано узнают, что такое одиночество. Здоровые сверстники не всегда охотно принимают особых детей в свой коллектив. Человек не должен быть изгоем общества только из-за того, что он отличается от других.
В Декларации прав ребенка записано – ребенок имеет право:
на семью;
на заботу и защиту со стороны государств
посещать школу и учиться;
на равенство в правах;
свободно выражать свои мысли;
на собственное мнение;
на имя и гражданство;
на получение информации;
на защиту от насилия и жестокого обращения;
на медицинское обслуживание;
на отдых и досуг
Просмотр ролика «Инклюзивное образование: Что это такое? Адрес доступа: https://youtu.be/LMq0phPH2lUРолик про жизнь человека с особыми потребностями, адрес доступа – Дженнет (convert-video-online.com).aviУчитель: Как вы считаете, героиня ролика имеет ограничения здоровья? (девочка передвигается на инвалидной коляске).Ей требуется поддержка? (однозначно, да). Что помогло героине ролика жить полноценной жизнью?
Ребята, я предлагаю вам послушать истории о знаменитых людях с ограниченными возможностями.
Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827) - немецкий композитор, представитель венской классической школы. В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит - воспаление внутреннего уха. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. В 18031804 годах Бетховеном была написана Героическая симфония, в 18031805 годах - опера "Фиделио". Кроме того, в это время Бетховеном были написаны фортепианные сонаты с Двадцать восьмой по последнюю - Тридцать вторую; две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл "К далекой возлюбленной". Будучи абсолютно глухим, Бетховен создал два своих самых монументальных сочинения - Торжественную мессу и Девятую симфонию с хором (1824).
Диана Гурцкая родилась в 1978 году в городе Сухуми.Девочка была четвертым и самым поздним ребенком в семье. Девочка появилась на свет почти незрячей. Доктора не имели никаких способов для возвращения зрения ребенку. А Диана, которой мир зрячих людей был незнаком, не догадывалась о своей неизлечимой болезни. Ведь семья относилась к ней, как и к другим детям, не напоминая девочке, что она больна. Ее музыкальность сполна компенсировала ей дефицит зрительных впечатлений. Она с детства обладала хорошими вокальными данными. Педагог по образованию, мама девочки решила отдать ее учиться музыке. И та, благодаря силе воли и упорству, таки убедила преподавателей, что способна научиться играть на фортепьяно. Вот так, сочетая учебу в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей, она занималась и в музыкальной. Сложно, ведь девочка училась тут наравне с другими, будучи оторванной от семьи.Спасибо ее слуху и упорству, и Диана в 10 лет уже имеет успехи. На музыкальном конкурсе юная певица обратила на себя внимание известной грузинской певицы Ирмы Сахадзе. Дебют девочки в дуэте с профессиональной певицей прошел на сцене филармонии в Тбилиси. А к восемнадцати годам семья перебирается в Москву, где перед Дианой открываются шикарные возможности. Гурцкая принимает участие в конкурсах, за исполнение песни "Тбилисо" получает на фестивале "Ялта – Москва – Транзит" спец приз. И имя талантливой девушки узнает широкая публика. Образование Гурцкая продолжает в Гнесинском училище, поступив на эстрадное отделение и в ГИТИСе. После учебы Диана дебютирует с первым сольным альбомом "Ты здесь", исполняя песни С. Челобанова и И. Николаева. Затем в 2002-м она выпускает свой второй альбом "Ты знаешь, мама". У нее начинаются гастроли. Знакомых становится все больше. Часто она выступает в дуэте с лучшими голосами страны и мира. Но не только эстрадная карьера волнует певицу. Она активный общественный деятель, глава Фонда помощи незрячим и слабовидящим детям "По зову сердца". В 2008-м участвует в отборочном туре на "Евровидение-2008", где представляет Грузию. В 2009 году она - посол "Сочи 2014" на первом проведенном в столице Международном Паралимпийском дне. В 2010 году фонд во главе с Гурцкой по инициативе певицы провел для слабовидящих и незрячих артистов России и СНГ первый Международный фестиваль "Белая трость: толерантность, равноправие, интеграция". О Диане говорят, как о первой незрячей певице Восточной Европы, которая участвовала в Евровидении. Она так же участвовала в шоу "Танцы со звездами".
Практические упражнения
Учитель: Чтобы понять, легко ли детям с ограниченными возможностями жить в этом мире, попробуем выполнить несколько упражнений.
1. Сейчас я попрошу вас встать, выйти из-за парт, свободно разойтись по классу. Закройте глаза и представьте себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.
Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя. Откройте глаза. Вы должны были прийти туда, откуда начали движение.
Получилось ли прийти в нужную точку? (Да, нет )
Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? Хотелось ли вам открыть глаза? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса). Спасибо, пройдите на свои места.
1444625635000


2. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.
Рефлексия:
- Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Довольны ли вы своим рисунком?
Хотелось ли вам открыть глаза?
Учитель:
- Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения.
- Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? ( ответы детей).
- А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они?
А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Некоторые могут считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить.
- А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать.
Мы знаем, что мы все имеем равные права, несмотря на наши различия.
Существуют определенные правила этикета и определенная терминология при общении с людьми с особенностями развития, с инвалидностью.
Необходимо всегда помнить, что человек и личность – первично, а диагноз или особенность развития – вторично. Главное – человек!
Некорректным и оскорбительным считается называть людей с особыми потребностями, отталкиваясь от их нарушения/диагноза (слепые, глухие, отсталые, дауны, аутисты, опорники и т.д.)
Корректно – говорить ЧЕЛОВЕК (РЕБЕНОК, ученик) с .... (аутизмом, синдромом Дауна, нарушениями слуха и т.д.) «Страдать» нарушениями в развитии нельзя – страдать можно от боли или болезни, инвалидность не всегда сопровождается болью. Ребенок или взрослый не «страдает» а живет.
Люди с особыми потребностями - прежде всего люди. У них те же права и потребности, что и у всех людей – жить в семье, учиться, дружить, быть услышанными.
Когда мы говорим о таких людях и общаемся с ними и их близкими, стоит помнить об этом.
Иногда людей с инвалидностью сопровождают помощники. При общении с человеком с инвалидностью, особенностями развития обращайтесь непосредственно к нему, а не к его помощнику/сопровождающему.
Видеообращение Натальи Михайловны Водяновой (файл «Наталья Водянова»)
Рефлексия урока.
Учитель: А сейчас, возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, те добрые слова, пожелания, которые вы хотите сказать людям с ограниченными возможностями. Сердечки с пожеланиями прикрепите на доску . (Звучит песня «А солнце светит всем одинаково»)
27774901301750056959513017500
-308610-81915002291715-8128000
Учитель: Как я вижу, вы все написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на классном часе, не прошло для вас даром.
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.
– Я очень надеюсь, что после нашего урока, вы не останетесь равнодушными к проблемам таких людей, не будете смотреть на них с жалостью и  насмешкой. И если кому-то понадобиться ваша помощь, вы не отвернетесь,  а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый человек.