Проект творчестко-исследовательской деятельности на тему: «Вот моя деревня, вот мой дом родной»


Проект творческо-исследовательской деятельности на тему:
«Вот моя деревня, вот мой дом родной»
 
Участники проекта: дети дошкольной группы, родители воспитанников, педагоги.
Вид проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 2015-2016 учебный год.
Постановка проблемы
Воспитание любви и уважения к родной деревне является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.
Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с местом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям нашей жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.Цель проекта:
- формирование у детей любви к Родине, к родной деревне и её истории, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства.
Задачи:
- дать знания детям о родной деревне: истории, достопримечательности;
- расширить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
- познакомить детей с географическим расположением деревни, природными ресурсами;
- познакомить детей с традициями, трудом и бытом жителей деревни;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свою деревню;
- расширить знания детей о флоре и фауне родного края.
Методы реализации проекта
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению дошкольников с родной деревней можно разделить на два этапа.
1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
2. Изучение методических источников по вопросам ознакомления детей с деревней Старый ПинигерьПроект реализуется по двум направлениям:
- совместная деятельность с детьми;
- взаимодействие с родителями.
Совместная деятельность с детьми проводится в несколько этапов: подготовительный, практический и итоговый.
Для знакомства дошколят с деревней в группе проводятся
наблюдения, непосредственно образовательная деятельность, дидактические игры, экскурсии, беседы, развлечения.
Для закрепления знаний используются наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и пр.
Большое значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников.
Работа с родителями по формированию у детей знаний о родной деревней включает следующие мероприятия:
- оформление информационных стендов, папок-передвижек, буклетов, рекомендаций и др.;
- участие родителей в изготовлении плана деревни Старый Пинигерь- заочные и очные консультации;
- анкетирование.
План реализации проекта
Работа с детьми Работа с родителями Месяц
- Рассказывание на тему: «Дом, в котором я живу».
- Рисование: «Мой дом».
- «Уж небо осенью дышало» - экскурсия в осенний лес.
- Игра: «Назови деревья, нашей местности». - Анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка?»
- Изготовление плана безопасного движения от дома до детского сада.
- Изготовление плана деревни Старый Пинигерь.Сентябрь.
- Экскурсия вокруг детского сада.
- Рисование «Детский сад».
- Экскурсия по улицам нашей деревни. - Оформление альбома «Наша деревня»
-Консультация «Главные условия воспитания детей в семье». Октябрь.
- НОД «Родная деревня».
- Экскурсия в школу.
- Рассматривание диких животных, проживающих в нашей местности.
- Беседа «Зимующие птицы нашего села». - Рассказ « Моя дервня»
- Изготовление кормушек для птиц. Ноябрь.
 
- Дидактическая игра «Наша деревня».
- Наблюдение за транспортом.
- Рисование «Транспорт на улицах села».
- Экскурсия в медпункт. - Сотворчество детей и родителей: выставка рисунков «Каким транспортом пользуется моя семья».
  Декабрь
- Рисование на тему: «Выходные в семье».
- Рисование: «Домашняя утварь». - Оформление альбома «Моя семья».
- Анкетирование «Нравственное воспитание детей в сюжетно-ролевой игре». Январь.
- Беседа «Люблю тебя, мой край родной».
- НОД «Путешествие по деревне».
- Праздник «Папа – гордость моя».
- Экскурсия в магазин. - Совместное изготовление снежных построек на территории детского сада. Февраль.
- Беседа «Люди нашей деревни».
- НОД «Птицы в гости к нам спешат».
- Праздник «Сердце матери лучше солнца греет».
- Экскурсия на почту.
- Развлечение «Науруз». - Анкетирование «Трудовое воспитание»
- Изготовление скворечников. Март.
- Рисование: «Любимые места моей семьи».
- Экскурсия в краеведческий музей.
- Развлечение совместно с Домом культуры.
- «В гостях у хозяюшки». Фотоконкурс: «Мы и природа». Апрель.
- Тематическая деятельность «Человек без Родины, что соловей без песни».
- Экскурсия к памятнику.
- Выступление на митинге, посвященному Дню Победы, возложение цветов к памятнику погибшим воинам.
- НОД «Деревня в будущем».
- Игра-викторина «Моя деревня». - Озеленение участка детского сада.
- Сотворчество Детей и родителей: выставка рисунков «Моя деревня в будущем». Май.
- Праздник «Сабантуй»
- Экскурсия на луг.
- Игра «Что растёт на лугу».
- Экскурсия к водоёму.
- Игра «Кто живёт в пруду». - Совместные экскурсии. Июнь.
- Игра-наблюдение «Жужжащие, ползающие, летающие».
- Игра «Цветы и пчёлки». - Оформление альбома «Родные места». Июль.
- Праздник цветов. - Фоторепортаж «Моя деревня». Август.
Ожидаемый результат:
- знают историю родной деревни, её достопримечательности;
- расширили знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
- познакомились с географическим расположением деревни, природными ресурсами;
- испытывают чувство гордости за своих земляков, которые прославили свою деревню;
- расширили знания о флоре и фауне родного края.
Результаты реализации проекта:
- изготовление плана безопасного движения от дома до детского сада;
- оформление альбома «Наша деревня»;
- оформление альбома «Моя семья»;
- изготовление скворечников для птиц;
- создание выставки рисунков «Моя деревня в будущем»;
- составление фоторепортажа «Моя деревня»;
- разработка перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с родной деревней.
 
Литература.
1. Козлова С.А. «Теория ознакомления дошкольников с социальной действительностью» М.: ТЦ «Сфера», 2010.
2. Сухомлинский В.А «Как воспитать настоящего человека» М.: Мозаика-Синтез, 2009.
3. Алешина Н.В. «Знакомим дошкольников с родным городом» М.: ТЦ Сфера, 2011.
4. «Мой родной дом» /под ред. Араповой-Пискаревой Н. А. М.: Просвещение, 2009.
5. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. «Народные праздники в детском саду» М.: Детство-Пресс, 2010.
6. Ватаман В.П. «Воспитание детей на традициях народной культуры» М.: ТЦ Сфера, 2012.
7. Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В. «Как научить детей любить Родину» М.: Мозаика- Синтез, 2010.
8. «Дошкольникам о защитниках отечества» / под. ред. Кондрыкинской Л. А М.: ТЦ