Внеклассное мероприятие по математике Звездный час


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6 им. Ц.Л.Куникова г.Туапсе
Разработка внеклассного мероприятия
по математике
«Звездный час»
Составитель:
Калинникова Алина Юрьевна
учитель математики

Цель: воспитание интереса к математике через игровую деятельность.
Задачи:
Продолжить формирование интереса к математике; обобщить и систематизировать полученные знания через положительные эмоции и соревнование, которое повышает самоконтроль учащихся, приучает их к соблюдению установленных правил, а главное хорошо активизирует мыслительную деятельность.
Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, любознательность и интерес к окружающему.
Развивать мышление, наблюдательность, взаимопомощь, сообразительность, чувство товарищества.
Оборудование: таблички с номерами ,карточки с заданиями
Ход проведения игры
Класс делится на 2 групп по 5-6 человек. Игра проводится в IV тура. Вопросы I и III тура обсуждаются в группах вслух. Выбирается правильная версия ответа. По истечении времени табличку с номером поднимает капитан группы.
Во II и IV турах каждый участник группы работает самостоятельно. После чего результаты работы участников группы объединяются. Отчет о работе дает тоже капитан.
На каждый вопрос I и III туров отводится 30 секунд. На подготовку ответов во II и IV турах отводится по 1 минуте.
I тур. Математические термины
отрезок;
перпендикуляр;
диаметр;
ромб;
биссектриса;
угол;
окружность;
радиус.
Предлагаемые вопросы и ответы
Можно сказать, что это самая простая геометрическая фигура после точки, прямой, луча и отрезка. (Ответ. Геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки – это угол. Правильный ответ – 6)
Термин, который происходит от латинского “делящий пополам”. (Ответ. “диа” – два, “метрио” - измеряю – это диаметр. Правильный ответ – 3)
Она рассекает надвое. (Ответ. От латинского “бис” и “сектио” - рассечение. Это биссектриса. Правильный ответ - 5)
По другому можно сказать маятник или отвес. (Ответ. Маятник и отвес всегда расположены перпендикулярно поверхности Земли. Это перпендикуляр. Правильный ответ – 2)
Название этой фигуры происходит от греческого слова, обозначавшего детскую игрушку – волчок, юлу. (Ответ. На волчок становится похож ромб, если его поставить на острый угол. Итак, это ромб. Правильный ответ – 4)
Евклид и большинство древнегреческих математиков пользовались этим словом. А мы заменяем его словом “диагональ”. Какой термин использовали ученые до XVIII века? (Ответ.“Диагональ” от латинского “идущий от угла к углу”; “диаметр” - от латинского “делящий пополам”. Это диаметр. Правильный ответ – 3)
В древности не было и этого термина. Поэтому Евклид и другие ученые говорили просто “прямая из центра”. А с латыни этот термин означает “спица в колесе, луч”. (Ответ. Этот термин впервые встречается в XVI веке. А французский математик Франсуа Виет писал: “это элементарное слово” - “радиус”. Правильный ответ - 8)
Известные математики
Лонардо Фибоначчи
Эварист Галуа
Мухаммед аль–ХорезмиРене Декарт
Герон Александрийский
Исаак Ньютон
Эратосфена
Пифагор Самосский
Предлагаемые вопросы и ответы
В 1637 году этот известный французский математик ввел общепринятое в настоящее время обозначение степени числа: а2, а3, а4, … Кто он? (Ответ. Он же ввел современные знаки для переменных и неизвестных величин (x, y, z, …) и для коэффициентов (a, b, c, …) – это Рене Декарт. Правильный ответ – 4)
Сын Мусы известен тем, что написал “Арифметический трактат”. Кто он? (Ответ. Абу Абдулла Мухаммед бен Муса аль-Маджусааль-Хорезми – с его именем связано одно из основных понятий в информатике. Правильный ответ - 3)
Вначале этот великий ученый-математик был известен как победитель Олимпийских игр. (Ответ. Нам он больше известен по теореме, которая носит его имя – теорема Пифагора. Конечно, это Пифагор Самосский. Правильный ответ – 8)
В III в. до н.э. Архимеду удалось установить формулу, которая позволяет вычислять точно площади любых треугольников, если известны их стороны. Но эта формула носит имя другого великого математика. Какого? (Ответ. В своем наиболее важном геометрическом произведении “Метрика” этот математик излагает доказательство этой формулы. Она носит имя Герона Александрийского. Правильный ответ – 5)
Он прожил 20 лет, всего 5 из них занимался математикой. Математические работы, обессмертившие его имя, а занимают чуть более 60 страниц. Кто он? (Ответ. Трагической и короткой была яркая жизнь французского математика Эвариста Галуа. Правильный ответ – 2)
Кому принадлежит известный способ отыскания простых чисел? (Ответ. Во времена Эратосфена писали на восковых дощечках, а вместо того, чтобы числа вычеркивать, дощечку в нужном месте прокалывали. Отсюда и название способы – “решето Эратосфена”. Итак, это древнегреческий ученый Эратосфен. Правильный ответ – 7)
Одной из важнейших заслуг этого математика явилось введение общих методов графического решения уравнений, которые основываются на применении изложенного им метода координат. (Ответ. Этот метод связывает геометрию с алгеброй. А система координат называется декартовой. Рене Декарт этот математик. Правильный ответ – 4)
Ученый физик и математик, открывший основные законы движения тел и закон всемирного тяготения. Кто он? (Ответ. Английский ученый Исаак Ньютон. Его работы в области высшей математики открыли новую эпоху в математике. Правильный ответ – 6)
Великий ученый, который однажды воскликнул: “Числа правят миром!”. Кто он? (Ответ. Это Пифагор Самосский. Правильный ответ – 8)
Чье имя носит последовательность чисел 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, …? (Ответ. В 1202 году итальянским математиком Леонардо Фибоначчи была написана “Книга абака”. Он разработал самостоятельно некоторые новые алгебраические примеры решения задач и первый в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Итак, это Леонардо Фибоначчи. Правильный ответ – 1)
II тур
Вытягиваются 10 букв. На каждую выпавшую букву нужно записать слово, связанное с математикой.
Например: А, В, Г, М, Н, О, С, У, Ф, Я.
Возможные варианты слов:
Абсцисса
Вершина
Гипотенуза
Метр
Ноль
Окружность
Сектор
Угол
Фигура
Ярд
III тур. Логическая цепочка
1.
 
Я утверждаю, что все эти четырехугольники – параллелограммы. Опровергните мое утверждение. Какой многоугольник не является параллелограммом?
(Правильный ответ – 3)
2.
Евклид
Паскаль
Фалес
Архимед
1
2
3
4
Мне кажется, что это фамилии древнегреческих ученых-математиков. Так ли это? Есть ли среди этих имен имя негреческого математика?
(Ответ.Блез Паскаль – французский математик XVII века. Правильный ответ – 2)
3.
биллион
триллион
септиллион
секстиллион
1
2
3
4
Я думаю, что расположила эти числа в порядке возрастания. Так ли это? Где нарушена цепочка?
(Ответ. Биллион (миллиард) = 109, триллион = 1012, септиллион = 1024, секстиллион = 1021. Правильный ответ – 3<—>4)
4.
CофьяЖерменСофья Ковалевская
ГипатияМария Аньези1
2
3
4
Кто лишний в этом ряду женщин-математиков?
(Ответ. Софья Ковалевская – выдающаяся русская женщина-математик. Правильный ответ - 2)
5.
1
2
4
6
1
2
3
4
Какое число нарушает эту логическую цепочку?
(Ответ. 1 = 20, 2 = 21, 4 = 22, 6 ? 23. Правильный ответ – 4)
6. Русские неметрические единицы:
миля
верста
десятина
вершок
1
2
3
4
Какая единица нарушает этот логический ряд?
(Ответ. Миля, верста, вершок – единицы длины, десятина = 2 400 кв.саженям – единица площади. Правильный ответ – 3)
7.
весна
лето
осень
зима
1
2
3
4
Я думая, что времена года расположены по возрастанию их продолжительности. Где я напутала?
(Ответ. Весна – 92 суток 19 часов, лето – 93 суток 15 часов, осень – 89 суток 19 часов, зима – 89 суток 0 часов. Правильный ответ - 2 <—> 1)
IV тур
Из букв, входящих в слово пентограмма составить как можно больше слов.
Жюри подводит итоги. Награждение.