Методическая разработка математической игры Звездный час четырехугольников для учащихся 8 класса


Владимирская область
Петушинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глубоковская основная общеобразовательная школа»






Методическая разработка
внеклассного мероприятия по математике
Математическое кафе «Эврика!»
для учащихся 7 - 8 классМмМмММммммм

Учитель-составитель: Горшкова Татьяна Андреевна,
учитель математики














2014 год
Владимирская область
Петушинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глубоковская основная общеобразовательная школа»






Методическая разработка
внеклассного мероприятия по математике
Математическое кафе «Эврика!»
для учащихся 7 - 8 классов

Учитель-составитель: Горшкова Татьяна Андреевна,
учитель математики














2014 год
Владимирская область
Петушинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глубоковская основная общеобразовательная школа»






Методическая разработка
внеклассного мероприятия по математике
Математическое кафе «Эврика!»
для учащихся 7 - 8 классов

Учитель-составитель: Горшкова Татьяна Андреевна,
учитель математики














2014 год
Владимирская область
Петушинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глубоковская основная общеобразовательная школа»






Методическая разработка
внеклассного мероприятия по математике
Математическое кафе «Эврика!»
для учащихся 7 - 8 классов

Учитель-составитель: Горшкова Татьяна Андреевна,
учитель математики














2014 год
Владимирская область
Петушинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глубоковская основная общеобразовательная школа»









Методическая разработка
математической игры
« Звездный час четырёхугольников»
для учащихся 8 класса








Учитель-составитель: Валентонене Татьяна Николаевна,
учитель математики

Номинация: Организация внеклассной работы по предмету











2015
Цели:

Организовать познавательную деятельность учащихся
В занимательной форме провести повторение и обобщение темы
«Четырёхугольники»

Задачи:

Проверка знаний
Расширение кругозора
Интерес к предмету
Чувство ответственности и коллективизма

Девиз:

«Помни, что решая маленькие задачи,-- ты готовишься к решению больших и трудных задач»

Оборудование:
Интерактивная доска
Раздаточный материал

Организация игры:

Эта игра проходила в рамках недели математики.
Игру можно проводить среди учеников 8 класса, создавая команды по 4 человека. Для проведения игры можно привлечь учеников старших классов: ведущие, жюри, оформление.

План игры:

Знакомство
Спеши видеть
Кроссворд
Игра со зрителями
Логические цепочки
Выбор лидера
Награждение







Знакомство

Каждая команда получает фигуру четырёхугольника. Они должны определить его вид. Это будет название их команды. На каждой фигуре написаны четыре вопроса. За 1 минуту команды должны подготовиться к ответу на них. Каждый игрок имеет право только ответить на один вопрос. За правильный ответ с пояснением1б., без пояснения или с помощью товарища 0.5б.
Фигуры были такие:

Фигура №1 Вопросы:
Что это за фигура?
Какими свойствами обладает?
Что общего с квадратом?
Найди периметр, если стороны равны 35см и 400мм.


Фигура № 2 Вопросы:
Что это за фигура?
Какими свойствами она обладает?
В чём отличие от ромба?
Найди величины всех углов, если один из них равен 50°.



Фигура № 3 Вопросы:
Что это за фигура?
Какими она свойствами обладает?
Что общего у неё с квадратом?
Нади величины всех углов, если половина одного из них равна 20°.












Фигура № 4 Вопросы:
Что это за фигура?
Какими она свойствами обладает?
Что у неё общего с прямоугольником?
Найди величины углов, если два из них в сумме дают 140°.




Спеши видеть.

Задача команд заключается в том, что они должны найти несоответствие на чертежах или в условии задачи. За найденную ошибку 1б., за объяснение ещё 1б. Отвечает та команда, которая первой это увидела .Слайды из презентации

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415




Ответ: трапеция равнобедренная, значит углы при основании равны. Сумма углов, прилежащих к одной стороне равна 180°, а по условию -156°. В этом и заключается несоответствие.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Ответ: в прямоугольном треугольнике катет больше гипотенузы. Это несоответствие.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Ответ: В треугольнике против большей стороны лежит меньший угол, а против меньшей –больший. Это несоответствие.


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Ответ: Т.к. стороны равны, значит это ромб. Значит его острый угол равен 70°. Т.к. равны диагонали, значит это квадрат. Тогда угол должен быть равен 90°. Это несоответствие.


Кроссворд

Каждая команда получает карточку с кроссвордом. Работа с ним прекращается, когда одна из команд его разгадала. За каждое правильное слово – 1б.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
По горизонтали:
Четырёхугольник, у которого противолежащие стороны равны (параллелограмм) 2. Четырёхугольник, у которого только две стороны параллельны ( трапеция ) 3. Параллелограмм, у которого один угол прямой. ( прямоугольник ) 4. Точка из которой выходят смежные стороны. ( вершина)
По вертикали:
Сумма длин всех сторон четырёхугольника. ( периметр) 5. Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырёхугольника. ( диагональ) 6. Прямоугольник, у которого все стороны равны.( квадрат) 7. Параллелограмм, у которого все стороны равны. ( ромб) 8. Отрезок, соединяющий соседние вершины. (сторона)

Игра со зрителями. Сказка-вопрос

Пока команды разгадывают кроссворд, проводится игра со зрителями. Зрителям предлагается послушать сказку и ответить на вопросы к ней. За правильный ответ – 1б., за объяснение-1б. той команде кому отвечающий хочет их отдать.
Сказка
Собрались все четырёхугольники на лесной поляне и стали обсуждать о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли придти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырёхугольников. Кто первым придёт, тот и будет королём.» Все согласились. Рано утром отправились все в далёкое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: « Переплыть меня могут только те, у кого диагонали пересекаются и в точке деления делятся пополам.»
Вопрос: Кто смог переплыть и почему?
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Часть четырёхугольников осталась на берегу, а остальные благополучно переплыли речку и пошли дальше. Идут он идут и на пути у них встала высокая гора, которая сказала им: « Через меня могут пройти только те у кого диагонали равны.»
Вопрос: Кто смог пройти через гору? Почему?
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. У подножия остались те кто не смог её пройти, а остальные пошли дальше. Долго ли скоро ли дошли они до большой пропасти. Через неё был узкий мост. Мост сказал: « Я разрешу пройти тому у кого диагонали пересекаются под прямым углом.» ПО мосту пошёл только один четырёхугольник, который первым добрался до царства. Он был провозглашён королём!
Вопрс: Кто это был? Почему?


Логические цепочки.

На доске появляются чертежи. Ведущий утверждает, что все фигуры являются параллелограммами. Верно ли это утверждение?
За верный ответ-1б., за объяснение- 1б. Слайды из призентации
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Ответ: Нет

Объяснения: 1. Параллелограммы на рис.1 и 2
.На рис.3 нет, т.к. одна диагональ биссектриса, а это не признак параллелограмма.
На рис. 4 нет, т.к. две стороны параллельны, а другие две –равны, а это не признак параллелограмма.

Выбор лидера.

Представители от каждой команды выходят к столу и за 1 минуту составляют слова из букв слова Четырёхугольник. Составляются только имена существительные в именительном падеже. Одинаковые слова вычёркиваются. За каждое оставшееся слово -1б.
Награждение.
Жюри подсчитывает баллы и объявляет результат игры
Использованная литература:

Атанасян Л.С. «Геометрия 7-9» учебник
.



15