Конспект комплексного занятия по математике «Лесные жители»


«ЛЕСНЫЕ Ж ИТЕЛИ»
комплексное занятие для подготовительной группы

МАКПАЛБАСОВА Г.Н.
воспитатель КГКП Детский сад №14 «Катюша» г.Зыряновск ВКО
________________________________________________________________
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация, «Социум».
Раздел: математика, обучение грамоте, ознакомление с окружающим.
Цель:
Упражнять детей в счете: в пределах 20, прямом и обратном, количественном и порядковом, от заданного числа, предметов парами и по-разному расположенных.
Закреплять знания: о геометрических фигурах, объемных телах и их характерных признаках; основных слов по теме «Времена года», названия животных на казахском языке.
Развивать умение видеть изменения, присходящие в природе весной, устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями в живой природе.
Формировать игровые взаимоотношения между детьми, интерес к познанию, умственной деятельности, способствовать развитию познавательных процессов. Обогащать духовный мир дошкольников через приобщение к природе и окружающему миру.
Воспитывать самостоятельность, стремление проявлять усилие в решении поставленной задачи.
Развивающая среда:
Картины о диких животных, панно «Весна», игрушки медведь, сова; облака (геометрической формы), демонстрационный материал: лисы, белки, зайцы, медвежата; картина-схема «Мишка», песня «Весенняя капель».Раздадаточный материал: полоски, цифры, пеналы «Математический набор», «Фишки», дидактическая игра «Назови звук».Мотивационной-побудительный этап:
Утренний круг «Хорошее настроение».
Ребята, возьмитесь все за руки и улыбнитесь друг другу, мне, а я вам! Посмотрите, ваша улыбка согрела теплом, любовью и добром. Давайте всю вашу любовь и тепло подарим всем вокруг (дети сжимают ладошки и, раскрывая их, слегка дуют).
Сегодня мы отправимся гулять в лес ранней весной, где нас ждет много интересного, а может и необычного. Лес этот пускает к себе тех, кто хорошо знаком с математикой, обучением грамоте и знает все, что происходит в окружающем мире.
Организационно-поисковый этап:
Вы хотите попасть в этот лес?
Скажите, какое сейчас время года?
По каким характерным признакам вы считаете, что весна? (Дети называют характерные признаки весны)
Солнышко помогает Весне, а вот Холод – союзник зимы, он заковывает все в ледяные цепи. Но мы, конечно, помощники весны и будем помогать друг другу в решении разных заданий.
1 ЗАДАНИЕ «Занимательные задачки» от Умной совы:
Назовите времена года на казахском языке:
осень - күз
зима - қыс
весна - көктем
лето - жаз
Небо голубое, а трава?
Ромашка, одуванчик, роза – это?
Тополь, ель, соста, дуб – это?
С какого дня начинается рабочая неделя?
Назовите выходные дни?
Какие дни недели соседи воскресенья?
Какой день недели перед средой?
Воробей, грач, синица, ласточка – это?
Муравей, комар, паук, бабочка – это?
Какое дерево наряжают один раз в год?
Сколько сторон и углов у квадрата?
Что общего у круга и овала?
На березе росло два яблока, одно упало. Сколько яблок осталось?
Шли три поросенка: один впереди двух, один между двумя, а один позади двух. Как шли поросята?
Назовите весенние месяцы.
Назовите месяц ранней весны.
Дружно мы решили задачки Умной совы и от нашего тепла подтаяли льдинки, испарились, а на небе появились облака.
Какие облака бывают весной? (Кучевые)
Но эти совсем не кучевые облака, они вам что-то напоминают? (Дети называют «облака» геометрических форм и их характерные признаки)
2 ЗАДАНИЕ приготовила для вас Умная сова.
Какой бывает счет в математике? (Прямой и обратный, порядковый и количественный)
- прямой и обратный счет 1-20;
- счет от заданного числа;
- порядковй счет «Назови, который по счету?» (объемные тела)
Молодцы, ребята! Вы, хорошо умеете считать, теперь можно смело отправляться в волшебный лес. А кто же лесные обитатели? Холод прячет их в лесу.
Загадки:
Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней.
Пышный хвост ее краса, а зовут ее… (лиса)
А что вы знаете о лисе?
Как называется домик лисы?
Сидит на ветке, а не птица, есть рыжий хвост, а не лисица.
Что вы можете сказать о белке?
Чем питается белка?
А в каком домике живет белка?
Прыг-скок трусишка, хвост коротышка.
Уши вдоль спинки, глаза с косинкой.
Одежда в два цвета – на зиму и лето.
Какая одежда у зайчика?
Чем он питается?
А какой домик у зайки?
Вы отгадали все загадки и много интересного рассказали о приспособлении диких животных к природным условиям.
Пальчиковая гимнастика:
У лисы в лесу глухом есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, травы хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом.
(Дети по очереди загибают пальцы на левой руке, на слова «есть у каждого свой дом» зажимают пальцы правой руки одновременно)
А вот и они! Как дружно сидят на полянке, но вам нужно решить следующее 3 ЗАДАНИЕ:
Посчитать количество животных, но Холод решил запутать вас и по- разному расположил их: в ряд – лисичек, в одну линию – белочек, по кругу – зайчиков. (Работа детей у доски)
2. Счет предметов парами. (Работа за столами с раздаточным материалом)
- На полоску положить три пары кругов.
* Сколько пар кругов лежит на полоске?
* Сколько всего кругов лежит на полоске?
- Добавить одну пару кругов.
* Сколько пар кругов теперь лежит на полоске?
* Сколько всего кругов лежит на полоске?
- Разложите круги на верхней полоске.
* Сколько кругов лежит на полоске? Обозначить цифрой.
- На нижнюю полоску положите треугольников на 1 больше, чем кругов.
* Сколько треугольников лежит на нижней полоске?
* Каких фигур больше? (меньше)
* Какое число больше? (меньше)
* Что нужно сделать, чтобы кругов и треугольников стало поровну?
* Каким способом воспользовались? (наложения, приложения)
Ребята, зимой животным очень тяжело, они почти весь день проводят в поисках корма, а выжить им помогают лесники. Вы отлично справились со всеми заданиями и лесным зверюшкам стало тепло от вашего внимания, поэтому они решили смело менять свои зимние шубки на летние.
4 ЗАДАНИЕ:
Дети, мы пришли в гости в лес. Как нужно вести себя в гостях?
( высказывают свое мнение)
И мы не будем шуметь, а поиграем в ИГРУ «Ничего не говори, лишь руками покажи!» Говорю: Высоко - низко! Далеко - близко! Справа - слева! Широко - узко! Большой – маленький! Толстый – тонкий! Высокий – низкий! Много – мало! Плохо – хорошо!
Вот подошли мы к лесному жилищу. Кто же там живет?
Загадка: Великан в бору живет. Он сладкоежка – любит мед.
Когда испортится погода, ложится спать – да на полгода.
Что вы знаетет о медведях?
Почему медведь сосет лапу?
Когда у медведицы появляются детеныши?
Звучит песня «Весенняя капель». Медведица проснулась и вылезла из берлоги с маленькими медвежатами. Они забавные, веселые и любят поиграть. А если убегут подальше от мамы, всегда услышат ее.
Игра «Эхо» (одна подгруппа называет слова, а вторая повторяет это слово с разной силой голоса)
Звуковичок «АУ»: Если крикнешь в лесу, то в ответ услышишь эхо. Оно повторяет твои слова, а слова состоят из звуков.
ЗАДАНИЕ: Умная Сова издает звуки «У-У-У».
Какие бывают звуки?
Какие гласные звуки знаете?
На какие две группы делятся согласные звуки?
Игра «Назови братца» (Кому Сова «садится» на плечо – тот называет пару звука)
А один медвежонок, самый маленький, сладко спит. Думаю, он обязательно проснется, если мы правильно разберем звуковой анализ слова.
6 ЗАДАНИЕ: картина – схема «МИШКА»
Звуковой анализ слова.
Определение ударного гласного звука.
Деление слова на слоги.
Дидактическая игра «Назови первый звук в слове».
(1 ряд: название картинки начинается с мягкого согласного звука, 2 ряд: название картинки начинается с твердого согласного звука)
Игровой момент «Мишка проснулся» и тоненько зарычал. Мишутка еще не знает, какое время года наступило? Кто в лесу будут его соседями? Предлагаю перечислить всех зверей на казахском языке:
заяц - қоян белка - тиін
лиса - түлкі медведь - аю волк – қасқыр
Рефлексивно-корригирующий этап:
Умная сова: Молодцы, ребята! Ваши знания, дружба и взаимовыручка помогли Весне пробраться в самые непроходимые лесные места, и солнышко своими лучами согрело лесных жителей.
Благодарит всех детей.
Чем запомнилась прогулка в лес ранней весной? (Дети высказывают свои впечатления)
Ожидаемый результат:
Знать: счет - в пределах 20, от заданного числа, прямой и обратный, количественный и порядковый; геометрические фигуры и объемные тела.
Иметь: о происходящихся изменениях в природе, о приспособлении животных к природным условиям.
Уметь: устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями в живой природе и жизни диких животных, отвечать на вопросы и высказывать свое мнение, впечатление: проявлять творческие способности и воображение.

«КОРОЛЕВА МАТЕМАТИКИ ПРИГЛАШАЕТ НА ТУРНИР»
МАКПАЛБАСОВА Г.Н.
воспитатель КГКП Детский сад №14 «Катюша» г.Зыряновск ВКО
______________________________________________________________