Урок по русскому языку в 7классе

Урок по русскому языку в 7 классе. Составила учитель лицея им М.Коцюбинского, Молдова , Кишинёв. Делемарская Валентина Георгиевна.

Тип урока: интегрированный.
Тема лексическая: Море – вечная тема искусства.
Грамматическая: Краткие страдательные причастия.
Эпиграф: Море – вечная тема искусства многих стран и народов. В.Н.Флёров.
Море - это все! Дыхание его чисто, животворно. В его безбрежной пустыне человек не чувствует себя одиноким, ибо вокруг себя он ощущает биение жизни. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Субкомпетенции:
1.Обучающие:
Систематизировать знания по теме «Образование действительных и страдательных причастий». Научить образовывать краткую форму страдательных причастий.

2 Развивающие:
Развить навыки употребления причастий в речи, как устной, так и письменной.

3.Воспитывающие:
Воспитать интерес описания к творчеству поэтов, музыкантов, маринистов в изображении моря в их творчестве.
Поддержать интерес учащихся черпать знания о богатстве русской лексики с использованием в речи причастий как средства образной, поэтической речи.
Оборудование: таблицы, репродукции, презентация в Power Point,
Музыка композитора Клода Дебюси.
Виды работ:
Иллюстративный метод, эвристический, использование фоновых знаний. Дидактическая игра, защита двучастного дневника индивидуальные сообщения, работа со словарём, работа с источником,
работа в тетради, развитие монологической и диалогической речи, творческая работа, использование ИКТ.






Этапы урока

Вид деятельности
Работа учителя
Работа ученика
Оценивание

1.1
Введение в урок.





Орг. момент
«Растопитель льда»




Учитель с учениками вспоминает изученный материал на прошлом уроке.
Говорит о богатстве лексики.
Предлагает окунуться в волшебный мир знаний (причастие дописывает, дорисовывает основное действие, выполненное глаголом).
Учащиеся импонируют учителю.
На примерах д/з показывают понимание темы, вопроса, который будет поднят на уроке: «продолжение работы по обогащению лексики»
Понимание темы с первого предъявления.
Знание изучаемого материала.

2.1
Ознакомление с темой.













3.1
Объявление темы,
Постановка задач по реализации субкомпетенций на уроке по реализации знаний изученной грамматики.









Упр. № 49
Задача предстоит очень интересная:
1. Систематизировать знания по теме «Образование действительных и страдательных причастий». Научить образовывать краткую форму страдательных причастий.

2.Развить навыки употребления причастий в речи, как устной, так и письменной.






На примере д/з увидеть приобретённые навыки, на примере д/з можно начать и новый материал.
Ученик вглядывается в учебник, находит изучаемый материал, работает в парах.
Раздаются таблицы, в которых даны задания по умению образовывать действительные и страдательные причастия.
Показ таблиц и задания через проектор, класс имеет возможность проследить за правильным ответом.
Итоговая таблица для всех
Зависимость образования причастий от вида глагола.
Упр №51
Упр № 49
Скорость адаптации, желание высказаться, принять активное участие в уроке, правильность выполнения задания, доступный ответ.









Правильность выполнения, понимание роли главного и зависимого слова.

3.1 Изучение новой темы.



3.2
Прогулка с «Портфолио»

Слово учителя:
Метод:
работа с источником, таблица к уроку.

Привлекает учащихся к работе:
А) работа с эпиграфом;
Б) упр№53 лексическая разминка, определяем морфологические признаки,
В) знакомимся с правилом образования и написания краткой ф-мы страдательного причастия.
Вопрос учителя: «Какая особенность краткой формы причастия?»
Слушание, ознакомление, понимание, усвоение, тренировочные упражнения. Упр.№54., показ таблицы - «Правописание кратких причастий».
Ответ учащихся: Она может быть только в страдательных причастиях, изменяется по числам и родам, имеет специфическое ударение.
Умение включаться в диалог по объяснению материала, понимание с первого предъявления.
Прогулка с «Портфолио» знаний по теме.

4.1
Подведение итога по завершению изучения
лексической темы.












Развитие монологической речи.
«Дидактическая игра»




Слово учителя: тема спрятана, зашифрована в загадках, пробуем отгадать.
1.Оно заставляет скрипеть натруженные снасти, сердито бьёт в корму лодки. (Буква М- море).
2.Согревает сердца, обогревает жилище, пылает горизонте, является маяком на берегу путникам. (Буква 0-огонь).
3.Никогда не покидает морской пучины, обладает многочисленным разнородовым семейством, вкусна в приготовлении ( Буква Р - рыба)
4.Окончание в И.п., В.п.,П.п. одинаковые, указывает на ср.род, ед.число.- (буква Е)
Итак, слово «Море».
Мы заканчиваем лексическую тему, которая на протяжении 5 –и уроков вдохновляла нас на написание творческих работ, прослушивание музыкальных произведений, просмотр художественных фильмов. Сегодня мы побываем в картинных галереях и прослушаем стихи поэтов о море, прослушаем музыку Клода Дебюсси.


Учащиеся отвечают, называют тему, работают с эпиграфом.
Эпиграф:
Море - вечная тема искусства многих стран и народов.
Н.В.Флёров.













1.Учащиеся выступают с подготовленным материалом: материал взят из учебника, составлен в виде литературно- музыкальной композиции.

Выразительность чтения , правильность ответов при определении лексической темы , умение связать материал учебника с знаниями , полученными ранее.
Выразительное чтение детьми подготовленных стихотворений.










Работа по содержанию
упр №36.

5.1
Литературно-музыкальная композиция.





5.2







5.3

Выразительное чтение наизусть, анализ фрагмента стихотворения, иллюстративный метод.











Фоновые знания для учащихся. Стихотворение А.С.Пушкина «К морю»
Учитель следит за правильной подачей материала, старается по возможности помочь.






Следит за анализом стихотворения, выразительным чтением.






Учитель сообщает о встрече Пушкина с морем и о прощании с ним.
Зачитываются только отрывки. Знакомство с творчеством Айвазовского (дети о художнике уже получили информацию ранее)
А) Н.Гумилёв поэт XIX века, увидев море, очень трепетно изобразил встречу луны и моря.
(поэт использует олицетворение, луна представляется живой, рассеянной, бессильной, т.к. морская волна быстра и веер Розовых тучек уносит быстрой волной.)
Б) Сонет М.Еминеску (уч-ся читают наизусть)
Океан могучий, срывает непогоду, арканом захлёстывает тучи, тщится (напрасно старается).
Спор неба и стихии воды (Перуна и Посейдона). Океан ослаб, он зол, уступает утомлённый, волна после боя зализывает раны.








Упр. №51
Умение анализировать, полнота ответов, выразительное чтение наизусть.

6.1

Сообщения уч-ся о творчестве Айвазовского. Кратко, обобщая.
Звучит музыка Клода Дебюсси.
Учитель связывает две темы в одну, показывая, как тесно переплетается восприятие поэтического слова. Живописи и музыки.

Ученица ведёт рассказ, показывается презентация на экране.
Краткость.

6.2
Зачитывается лучшее сочинение по картине Айвазовского «Девятый вал»

Предлагается составить своё сочинение о море, с использованием краткой формы прилагательных.


7.1
Творческая работа
Учитель включает музыку, ученики пишут работу.



8.1.Д/З.


Закончить дома, Упр.№51 (Т)



15