Конспект урока. Разметка деталей циркулем.

Урок-практикум по технологии во 2 классе. Учитель: Фролова Л.Г.
Тема: Разметка деталей циркулем.
Цель урока: Создать условия для овладения приёмом работы циркулем и выполнения игрушек из конусов.
Задачи:
1.Формируем представления о чертёжном инструменте – циркуле и умения работы им (разметка круглых деталей).
2. Развиваем наблюдательность, внимание, умение сравнивать, анализировать, обобщать, выполнять работу с опорой на схемы;
развивать эстетический вкус, художественные и конструкторско-технологические способности.
3. Воспитываем умение договариваться в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: цветная бумага, циркуль, ножницы, клей, карандаш, учебник «Технология» Е.А.Лутцева 2 класс; рабочая тетрадь

Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)
Класс: 2

Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Беседа
- Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю поработать в группах. Девиз урока таков:
«Чтоб всё хорошо выходило, работаем тихо, дружно, красиво».
- Как вы думаете, почему выбран этот девиз для нашего урока?
- В каждой группе назначен эксперт. А как вы понимаете слово «эксперт»?
Словарная работа.
Эксперт-специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-н. вопроса.
Эксперт будет оценивать работу в своей группе.
- Для этого каждая группа должна работать чётко и слаженно.
- Что необходимо знать на каждом уроке труда при работе с инструментами?

Подготовка класса к работе
Дети отвечают на вопросы учителя и делятся на группы для дальнейшей работы

Дети обсуждают правила в группах и рассказывают по порядку их
с ножницами
с клеем
правила рабочего человека
4. правила работы в группе
Личностные
Формируем способность оценивать жизненные ситуации, когда друзья приходят на помощь.
Коммуникативные
Формируем умение оформлять свои мысли, формирование умения сотрудничества в коллективе.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ

Познавательно-аналитическая беседа
– Посмотрите вокруг. Много ли в природе предметов круглой формы?
- Чем круг отличается от шара?
– Посмотрите на доску, что вы видите?


– Какую форму имеют изображённые на рисунках предметы и тела природы?
– Можно ли сказать, что их форма идеально круглая или шарообразная?
– Как вы умеете размечать круглые детали?
– А знаете ли вы инструмент, которым можно начертить круг?
-Посмотрите на слайды. Что изображено на них?
На экране картинки:


-Верно, на слайдах изображены игрушки из конусов.

Предположения детей

Солнце, арбуз, дыня, помидор, вишни, гранат, подсолнух








Круглую и шарообразную



Циркуль
Игрушки

Познавательные
Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.
Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.
Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные
Формируем умение слушать и понимать других.


ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
Анализ изделия
- Как вы думаете, что предстоит нам сегодня делать?
- Откроем учебник и проверим наше предположение.
Работа в учебнике.
– Откройте с. 84.
– Давайте посмотрим, из каких частей состоит циркуль.
– Циркуль – это инструмент, при работе с которым надо соблюдать технику безопасности.
Тренировочное упражнение.
Учитель демонстрирует приём вычерчивания окружности произвольного радиуса. Обращается внимание на удержание циркуля за головку, наклон циркуля в сторону движения, контроль сохранения установленного радиуса. Ученикам предлагается потренироваться в вычерчивании окружностей произвольного радиуса, следя за указанными приёмами работы циркулем.
- Ребята, я предлагаю вам вырезать по два круга разного диаметра.

Чертить круг и делать игрушки


Ученики вместе с учителем рассматривают циркуль и называют его части.



Чертят круги разного диаметра

Вырезают
Регулятивные
Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные
Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
Открытие практического умения
-Может кто-нибудь из вас догадался, как сделать так, чтобы фигуры игрушек не распались.
-Предлагаю вам рассказать об этом, объединившись в группы по желанию.
-Что нам предстоит делать?


Их нужно склеить



Начертить круг, вырезать и склеить нужную фигуру игрушки
Коммуникативные
Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные
Формируем способность работы с циркулем, ножницами.


Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия)
-Откройте печатную тетрадь на с.35
-Рассмотри изображения игрушек.
-Какая форма деталей и каковы их размеры?
-Какой материал и какие инструменты вы выберете?
- Проговорим наш план действий.







- Ребята, давайте ещё раз повторим девиз урока.



Называют количество деталей и их размер
Каждая группа выбирает свой цвет картона
1.Для изготовления ракеты вырежем два круга: большой и маленький.
2. Сложим большой круг пополам, а маленький вчетверо. Разрежем их.
3. Нанесём клей на детали.
4. Склеим детали.
5. Соберём изделие.

Проговаривают вместе
Регулятивные
Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Самостоятельно-практическая работа
-Не забудьте о технике безопасности на уроках технологии?
- На рабочем столе разместите всё правильно, чтобы не мешать друг другу.
- Ребята, не забывайте, что в группе должны быть задействованы все!







Физминутка
(в середине самостоятельно – практической работы)
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Правой рукой вверх, в стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук, тук! Тук – тук – тук!
Сделаем большущий круг!

-Аккуратно работать нужно циркулем и ножницами, чтобы не пораниться

Организуют свои рабочие места, распределяют «роли» в группе: кто-то чертит круг на бумаге, кто-то вырезает, кто-то склеивает

Дети сопровождают слова показом движений

Коммуникативные
Формируем умение договариваться, сотрудничать.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)
Уборка рабочих мест.

Обобщение.
– Что нового узнали на уроке, чему научились? Какие знания и умения помогли вам сегодня выполнить работу?




Узнали, как можно из круга сделать конус
Выставка работ учащихся
Личностные
Формируем мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности.


РЕФЛЕКСИЯ
Оценка практической деятельности
Вопросы к ученику по алгоритму самооценки:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какие умения формировали при выполнении этого задания?
-Вам понравилось работать в группе?

Оценивают и указывают на недочёты в своей работе
Личностные
Адекватное отношение к своему мнению и мнению соседа.


Используемая литература:
1. Лутцева, Е. А. Технология: Ступеньки к мастерству: 2 класс: методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2011.
2. Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС: методическое пособие/Сост.: Н.В. Лабутина, С.В. Марчук, Н.В. Переходникова, Н.В. Сарайкина, Е.Н. Текучева; под. ред. Н.Н. Ценарёвой. – Саратов: Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013. – 56с.
3. Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Лутцева. – 3 изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
4. Е.А. Лутцева. Технология: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. – 2 изд., с изм. – М. – Вентана – Граф, 2014














Копия (3) рисунокКопия рисунок Заголовок 215