План-конспект урока в 5 классе Музыка в баснях

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Музыка в баснях» __________________________________________
(Тема урока)

ФИО (полностью)
Аржаева Александра Александровна


Место работы
МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»


Должность
Учитель


Предмет
Музыка


Класс
5


Тема и номер урока в теме
Музыка и литература. Музыка в баснях. №13.


Базовый учебник
Программа под редакцией Д.Б.Кабалевского для 1-8 кл.

Цель урока: продолжить развивать у учащихся художественное общение с различными видами искусства, способствующее формированию целостного представления о литературном произведении – басни; подвести учащихся к осознанному пониманию роли музыки для возникновения прекрасного сатирического литературного памятника.
Задачи: Формирование у учащихся первоначального представления о связи музыки и литературы в жанре басни; изучение музыкального термина «квартет» в двух различных значениях и выработка умения применять полученные знания на уроке и в жизни; обогащение словарного запаса учащихся новыми терминами (кварта, квартус, квартет, струнный квартет, прима, втора, интервал, камерная музыка); развитие мышления при работе с текстом басни и пособиями (словарь иностранных слов); продолжить развивать умение логического мышления в игре.
На примере жанра басни воспитывать стремление и волевые качества к знаниям; умение слушать учебный материал; чувство доброжелательного отношения к одноклассникам.
Тип урока: изучение нового материала (углубление в тему).
Формы работы учащихся: используются методы проблемный, дифференцированный, частично-поисковый, использование ИКТ, театральная драматургия, игра.
Необходимое техническое оборудование: Фонохрестоматия. А.П.Бородин. Ноктюрн из «Квартета №2», П.И.Чайковский «Вальс», Мелодия для виолончели; песня А.Гретри «Спор», норвежская песня «Волшебный смычок»; раздаточный материал с басней «Квартет»; словарь иностранных слов; пособия: струнная группа симфонического оркестра; литературные жанры; презентация.
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)


1
Активизация внимания
Продолжим разговор о взаимодействии двух видов искусства – Музыки и Литературы. А какой лит. жанр будет главным на уроке назовете, когда отгадаете загадки. Слайды№2,3,4.
Отгадывают загадки, выбирая жанр, подходящий к представленным отрывкам.
3 мин

2
Постановка проблемы, актуализация знаний
Эпиграф урока на доске (высказывание П.И.Чайковского)Слайд № 5. Что такое басня?
Кто является знаменитым русским баснописцем?
Обратить внимание на слова, которые объединяют все эти три басни. Что эти за слова?
Сформулируйте тему урока
Стихотворный сатирический жанр, высмеивающий пороки людей
И.А.Крылов
Поет, петь, поешь, певицы, спой – связанные с музыкой
4 мин

3




Введение в тему урока




Слайд №6. Поставить задачи:1.выяснить какую роль сыграла музыка в басне? 2.смогла ли появиться эта басня, если бы не было музыки?
Активизация умственной деятельности, размышление, высказывания
5 мин


4
Совместное открытие новых знаний
Объясните, что такое квартет? Откуда оно появилось? Русское или зарубежное? Что нашли?
Слайд№7.Что такое слово Кварта? Легко понять, отгадав музыкальную загадку. Роджерс «Звуки музыки»
Разберемся, что такое интервал? Слайд № 8.

Слайд № 9. Какое слово чаще встречается в определениях? Дайте определение
Слайд № 10. Квартет от лат. Сл. (квартус) – четвертый.
Слайд № 11 Квартет – это еще и коллектив, состоящий из 4-х человек. Слайд № 12. Так и наших участников басни тоже четверо. Прослушайте басню. Слайд № 13.1), Какую роль играет музыка в басне? 2) музыка не менялась от пересадки горе-музыкантов?3) В чем заключается мораль басни. Слайды № 14, 15, 16. А еще какие герои, не умеющие петь, доказывали в споре свое великолепное вокальное искусство? Музыкальная загадка.
«Спор». Исполнение песенки А.Гретри «Спор»(физкультминутка) Какие инструменты взяли для исполнения наши герои? Найти в тексте басни. Посмотрите на иллюстрацию. Что объединяет эти все инструменты? К какой группе инструментов относятся. Слайд № 17.
Работа со словарем иностранных слов

Слово Кварта, 4 ст. диатонической гаммы

Исполняют вместе с учителем.
Интервал, шириной в 4 ступени
Расстояние между двумя звуками
Кварта – объединяет 4 соседних звука.

Четыре.
Квартет







Мартышка, Осел, Козел, Медведь







Ответы детей




Осел и кукушка.
Класс делится на две группы для исполнения полей осла и кукушки.

Достали нот, альта, баса, две скрипки


Струны


К струнной
18 мин.





















































Слайд № 18. «Ты с басом, Мишенька, садись против альта, я, прима, сяду против вторы». Как вы думаете откуда Крылов знал состав струнного квартета, ведь он литератор, а не музыкант? Слайд № 19. Здесь имеется ввиду название многочастного музыкального произведения, созданного для ансамбля из 4-х исполнителей. Слайд № 20.А.П.Бородин, создал удивительный по красоте «Квартет», где гибкая мелодическая линия похожа на поющий человеческий голос, а достигается это звучанием струнных инструментов.
Слушание. «Квартет» №2 А.П.Бородина слайды№№21,22,23,24,25,26,27,28,29
Слайд № 30.Такого рода музыку наз. камерной музыкой, предназначенной для домашнего музицирования. Слайд №32. С такой музыкой мы познакомимся в 7 кл. (показ камерного оркестра).




Предполагаемые ответы










Развитие творческой фантазии и воображения









5







Рефлексия
Слайд №33 Предлагаю поиграть – «Викторина». Определите будет ли представленный ансамбль квартетом?
Слайды №№ 34,35,36,37,38,39,40
Слайд №41. Проверяем и ставим себе оценки.
Отгадайте загадки об инструментах, входящих в состав струнного квартета. Звучит «Вальс» П.И.Чайковского (загадка о скрипке). Звучит «Мелодия» для виолончели (загадка о виолончели)
Загадка о альте, контрабасе.
Предложить исполнить норвежскую песню «Волшебный смычок». Слайд №42.








Активизация музыкального восприятия
Скрипка
Виолончель
Альт, контрабас
Коллективная исполнительская деятельность

8 мин.

6









Подведение итогов.












Возвратиться к эпиграфу. Мы подошли к главному выводу урока: смогла ли появиться эта басня на свет, если бы не было музыки? Басни пишутся и в наше время. Предлагаю басню нашего современника Э.Александрова «Музыкальный спор», а вы, прослушав ее в исполнении ваших одноклассников, попробуйте ответить на тот же вопрос: смогла ли появиться эта басня, если бы не было музыки? Инсценировка басни «Музыкальный спор».
Не смогла, так как музыка является здесь главным действующим лицом).







Ответы детей
3 мин.

7
Заключительное слово.





Сегодня мы разобрали одну из удивительныз басен И.А.Крылова, а их у него немало. Поэтому дома вы поработаете еще с тремя баснями и подумаете нед теми же вопросами, какие мы решали в классе.

2 мин.

8
Домашнее задание





Слайды №43 1) «Кошка и соловей», «Осел и соловей», «Музыканты», «Стрекоза и муравей», «Кукушка и петух», «Ворона и лисица».
2)Сделать рисунок к одной из басен.
Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.
2 мин.


15