Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему Садовые и лесные ягоды (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности с ОНР)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Абакана «Детский сад «Звёздочка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ОНР по лексической теме: «Садовые и лесные ягоды»


«Мы по ягоды пойдём»





Разработала: Березина Г.В. учитель - логопед














г. Абакан
Тема: «Мы по ягоды пойдём»
Цель: развитие лексико – грамматических категорий и связной речи по теме.
Задачи:
коррекционно – образовательная:
обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;
коррекционно – развивающие:
систематизировать знания детей о сборе ягод различных в лесу и саду;
уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Садовые и лесные ягоды» по предметным и сюжетным картинкам;
развивать произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление;
стимулировать мыслительную и речевую активность;
учить работать сообща, помогать друг другу;
коррекционно – воспитательная:
воспитывать бережное отношение, любовь в природе.
Предварительная работа: рассматривание картинок, загадки, чтение рассказов: «Где растёт ягода», «Дудочка и кувшинчик».
Оборудование: «волшебный» матерчатый мешочек, две корзинки, предметные картинки садовых и лесных ягод, картинки леса и фруктового сада, схема - план описания ягод, мяч, предметы: шишка и персик.
Ход непосредственной образовательной деятельности
I. Вводная часть (Организационный момент).
Логопед предлагает детям провести речевые игры.
«Какая это ягода?» Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любую ягоду, например: «Брусника», и бросает мяч кому – то из детей. Ребёнок ловит мяч и составляет предложение о том, какая это ягода, садовая или лесная, и возвращает мяч логопеду. Например: Брусника растёт в лесу, значит, брусника – лесная ягода.
«Поварята». Логопед раздаёт детям картинки с изображением ягод, просит из них приготовить джем и пюре. Для этого нужно составить предложение по образцу: «На моей картинке клубника. Я приготовлю клубничный джем и клубничное пюре».
II. Основная часть
1. Введение в тему.
Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о ягодах. Что такое ягоды?
Дети: Это небольшой сочный плод деревьев, кустарников и маленьких кустиков.
Логопед: Давайте отправимся на сбор ягод в лес и сад. А, что надо сделать, чтобы собрать ягоды и в лесу и в саду?
Дети: Разделиться на две команды.
Логопед: А как выбрать капитанов команд?
Дети: Посчитаться. (С помощью считалки дети выбирают капитанов команд).
Логопед: Сейчас капитаны каждой команды вытащат из «волшебного» мешочка по одному предмету и определять, где можно встретить этот предмет – в лесу или саду. Например, первый ребёнок вытаскивает из мешочка шишку и даёт пояснение: «Шишку можно встретить в лесу. Значит, мы отправимся за ягодами в лес». Второй ребёнок вытаскивает из мешочка персик. Пояснение: «Персик можно встретить в саду. Значит, мы отправимся за ягодами в сад».)
Логопед: На столах лежат предметные картинки ягод, каждая команда должна отобрать свои картинки в корзинку.
Капитаны команд выставляют под картинкой «Лес» - предметные картинки лесных ягод, под картинкой «Сад» - предметные картинки садовых ягод. За каждую правильную картинку команде даётся фишка. В конце занятия подсчитываются фишки, и определяется команда победитель.
2. Беседа по предметным картинкам с опорой на схему.
Что это.
Это ягода или гриб?
Где растёт?
Какого цвета?
Какой формы?
Съедобная или несъедобная?
Что можно приготовить?



Физкультминутка. Логопед произносит текст.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем ягоды считать.
Собираем землянику,                            
Справа спеет земляника.
Ищем вкусную чернику,
Слева – сладкая черника.
Голубику, костянику,
Справа красная брусника.
Слева спеет ежевика.
Ягоды все соберем
Отдохнем, и домой пойдём.  

Выполнение движений по тексту.


3. Игра «Писатель».
Логопед: Сейчас вы будете знаменитыми писателями, которые придумают рассказ о любой ягоде. (Ребёнок выходит под аплодисменты друзей и составляет рассказ по опорной схеме. Составление двух – четырёх рассказов).
Ребёнок – писатель: Это черника. Она ягода. Растёт в лесу на кустике. Черника чёрная, круглая, съедобная. Из неё можно приготовить черничный джем, черничное варенье, черничный компот.
III. Заключительная часть.
Логопед: О чём сегодня говорили?
Дети: Омы сегодня говорили о ягодах.
Логопед: Какие бывают ягоды?
Дети: Ягоды бывают лесные и садовые, съедобные и несъедобные.
Логопед: Вы сегодня все очень старались и составили очень интересные рассказы. (Логопед вместе с детьми подсчитываются фишки, определяется команда победителей. Логопед и дети аплодируют им).



Рисунок 1Описание: Описание: C:\Users\user\Desktop\Безымянный.png15