Технологическая карта урока по информатике по теме Алгоритмы повторения


Класс: 6 ЖРаздел: Алгоритмы и начала программирования
Тема урока: Алгоритмы повторения
Цель урока: формирование понятия «алгоритм повторения» на основе ранее изученных типов алгоритмов.
Задачи:
Закрепить умения выполнять алгоритм с ветвлением, создать условия для формирования первичного представления о цикле в алгоритме и команды "повторить";
Развивать логическое и алгоритмическое мышление учащихся через установление причинно – следственных связей.
Развивать любознательность и познавательный интерес.
Побудить интерес к изучению предмета.
Планируемые результаты:
личностные:
соотносить учебное содержание с витагенным опытом;
понимать значение алгоритмического мышления для современного человека;
мотивировать отношение к овладению знаниями.
метапредметные:
формировать умение самостоятельно планировать свою деятельность;
соотносить свои действия с прогнозируемым результатом;
осуществлять рефлексию своей деятельности;
находить пути решения поставленной задачи;
корректировать свои действия в случае несоответствия планируемого и полученного результата;
оценивать умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения, делать выводы;
развивать компетентность в области использования ИКТ.
предметные:
расширить знания об алгоритмах;
систематизировать знания по данному блоку учебной программы;
создавать, применять, преобразовывать объекты компьютерной информации.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: ПК учителя, ПК учащихся, интерактивная доска Hitachi StarBoard, мультимедийный проектор.
Образовательные ресурсы: учебник, тетрадь на печатной основе, флипчарты для интерактивной доски (программа ActivInspire).
Этап урока, время этапа Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД и предметные действия
(Р - регулятивные, К – коммуникативные, Л – личностные, П – познавательные)
Организационный момент, 2 мин. Организовать самоопределение обучающихся к деятельности на уроке Приветствует учащихся, создает положительный настрой.
Нацеливает на работу с маршрутным листом. Приветствуют учителя, воспринимают информацию на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку Саморегуляция (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Актуализация знаний, 7 мин. Подвести
обучающихся
к постановке
цели урока А) проверка домашнего задания(2 мин)
чем приступить к изучению темы урока, нам нужно вспомнить, что мы изучали на предыдущем уроке. А для этого обратимся к д.з.
Что было задано на дом? (пар. 17(2), РТ 189, 192, 194 )Прошу вас озвучить результаты выполнения № 189 и 194. Тетради вы сдадите в конце урока вместе с маршрутным листом.
Какое творческое домашнее задание было задано? (изобразить блок-схему алгоритма ветвления по мотивам литературных произведений).
Прошу вас сдать творческие работы Повторяют предыдущий материал, зачитывают результаты выполнения № 189 и № 192.
В процессе усного опроса повторряют понятия алгоритма, способов записи и типы алгоритма.
Закрепляю.т данную тему в процессе выполнения задания в тетради на печатной основе.
Рассказывают о происхождении термина «алгоритм» (дополнительное задание) Оценка ситуации (Л). Умение выражать мысли (К). Планирование (Р). Построение логической цепи (П)
Б) устный опрос(3 мин)
В течение последних уроков мы проходим большую тему, где изучали алгоритмы, их типы, способы записи.
Вопросы:
Что такое алгоритм?
Какие способы записи алгоритма вы знаете?
Какие типы алгоритма мы рассмотрели?
330009524320500А кто знает, откуда произошло слово «алгоритм?
Слово “алгоритм” происходит от имени великого среднеазиатского ученого 8-9 вв. Аль-Хорезми, который родился в городе Хива в Хорезме (Хорезм - историческая область на территории современного Узбекистана). Название операции "аль-джебр", состоящей в перенесении членов из одной стороны уравнения в другую с изменением знака, впоследствии стало название раздела математики (алгебра). Имя аль-Хорезми (латинизированное — Algorithmi) вошло в математику как обозначение арифметики с помощью индийских чисел, а затем как общее название всякой системы вычислений, выполняемых по строго определённым правилам. Из его работ до нас дошли только две - алгебраическая (от названия этой книги родилось слово алгебра) и арифметическая. Тогда алгоритмом называлось десятичное счисление и искусство счета в этой системе. Первые строки арифметической книги были переведены так: “Сказал Алгоритми. Воздадим должную хвалу Богу, нашему вождю и защитнику”. Так имя Аль-Хорезми перешло в Алгоритми, откуда и появилось слово алгоритм. В) Письменный опрос (3 мин.)
А сейчас вы поделитесь со мной своими умениями и навыками составления алгоритма ветвления. На карточке находится текстовое задание, вы должны внимательно его прочитать, выбрать главное и заполнить соответствующие блоки алгоритма. По окончании работы отложите прикрепите их скрепками к маршрутному листу. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности, 7 мин.
Поставить цель урока. Систематизировать витагенные знания обучающихся для раскрытия цели урока. А теперь давайте рассмотрим такой пример из жизни.
Вы знаете, как пришить пуговицу?
Что получилось? (линейный алгоритм)
Вы знаете как пришить 5 пуговиц?
Это алгоритм?(да)
Почему?(т.к. это есть последовательность действий)
Получается, что, чтобы пришить несколько пуговиц, надо несколько раз повторить определенные действия.
Как называется такой алгоритм, вы узнаете, разгадав ребус
211582015240000
-24130-635
А это и есть тема нашего урока
А как вы думаете, что мы должны сегодня узнать? (Об алгоритме повторения)
А чему научиться? (составлять алгоритмы повторения) Делают вывод, что можно выполнить одну и туже работу несколько раз, то есть повторить Планирование, целеполагание (Р). Смыслообразование (Л). Умение выражать мысли (К). Самостоятельное выделение главного и формулирование познавательной цели (П).
Первичное усвоение новых знаний, 10 мин Ввести новые понятия, относящиеся к данной теме В ваших алгоритмах присутствует конструкция ветвления.
А как вы думаете, в каких сказках присутствует алгоритм повторения?
(репка, колобок, по щучьему велению, сказка о царе Салтане, золотая рыбка).
Давайте разберем сказку о Золушке.
Все ее помнят?
В каком месте сказки можно видеть алгоритм повторения? (в том месте, когда принц стал искать Золушку по оставленной ею туфельке).
Когда, по-вашему мнению, начинается алгоритм повторения? (когда принц решил искать Золушку, объезжая свое королевство, и примеряя каждой девушке эту туфельку)
Что происходит далее? (принц убеждается, что девушка - не Золушка, потому что туфелька ей мала, и принц продолжает путешествовать по стране)
При каком условии некоторые действия повторяются (туфелька не подошла, вывод – девушка – не Прекрасная незнакомка).
Что происходит, когда туфелька девушке подошла? (это значит, что принц нашел свою невесту).
Обратите внимание на доску. Здесь даны определенные команды, которые вы должны распределить по блокам алгоритма.
-6477038544500Первоначально
Должно получиться

Итак, Алгоритм, содержащий команды повторения, называется циклическим или алгоритмом повторения.
Kyklos (греч) – круг, совокупность процессов, составляющая кругооборот в течение определенного времени
Отвечают на вопросы, используя витагенный опыт. Делают выводы.
Умение слушать и слышать. Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений (К).
Первичное закрепление, 3 мин
Проверить уровень первичного понимания введенных понятий 19348455778500На доске выведено задание из рабочей тетради № 202. Откройте их. На основе условия задачи вам необходимо сформировать команды и распределить по блокам.
Выполняют задания в тетради на печатной основе и 1 человек у доски заполняет блок-схему Планирование учебного сотрудничества (К). Самоорганизация (Л). Самоконтроль (Р).
Физкультминутка, 1 мин. Организовать паузу для снятия напряжения с глаз Организует физкультминутку для снятия усталости с глаз
Мы часто пользуемся алгоритмами повторения в жизни. И сейчас мы в этом убедимся в процессе физкультпаузы.
Круговые движения головой сначала слева направо, затем справа налево. Повторить 2 раза.
Посмотрите на стенку перед собой. Обведите глазами ее по периметру сначала в одну сторону, затем в другую. Повторите 2 раза.
А теперь быстро поморгаем.
Спасибо. Выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз и шейного отдела Умение слушать и слышать (К). Саморегуляция (Р).
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации, 8 мин. Формировать умение анализировать ситуацию и самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Выполнять алгоритм решения поставленной задачи. Организует практическую работу на компьютере по выполнению заданий практикума № 17.
Следующим этапом нашей работы будет практическая работа за компьютером. Поэтому нам необходимо повторить правила поведения в кабинете информатики.
(Мельник)
В кабинете информатики установлена дорогостоящая аппаратура, поэтому в класс надо входить спокойно, не делая резких движений.
В кабинете строго запрещается:
Трогать разъемы, кабели и розетки.
Трогать монитор.
Трогать тыльную строну монитора.
Работать во влажной одежде и влажными руками.
Работать за компьютером можно только при разрешении учителя.
Повторяют правила безопасной работы за компьютером.
Выполняют практическую работу в среде редактора электронных презентаций «Скакалочка» Планирование и целеполагание (Р). Постановка и решение проблемы. Моделирование ситуации. Рефлексия способов и условий действий (П). Взаимодействие с консультантом (К). Применение новых знаний при решении предложенной задачи (Л).
Рефлексия, 1 мин. Развивать умение оценивать свою работу и работу других обучающихся, взаимодействовать с учителем. В маршрутных листах оцените каждый этап своей работы на уроке и оцените себя по предложенным критериям.
Выберите из предложенных трех жетонов тот, который имеет цвет, соответствующий вашему настроению.
Красный – я ничего не понял
Зеленый – у меня все получилось
Желтый – остались вопросы
Самостоятельно оценивают каждый этап своей работы на уроке, выставляют себе отметки Рефлексия способов и условий действий: контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка (Л). Выражение своих мыслей и аргументация своего мнения (К)
Информация о домашнем задании, 1 мин. Проинформировать о домашнем задании, разобрать непонятные моменты Объявляет домашнее задание и комментирует его.
Пар. 17 (3), РТ № 203(аналогично тому, что мы делали в классе) и творческое задание – изобразить алгоритм повторения на основе литературного материала (сказки).
Записывают домашнее задание, воспринимают информацию о нем на слух и визуально, уточняют непонятные моменты Саморегуляция (Р). Закрепление знаний, полученных на уроке, в процессе выполнения домашнего задания (П).
ПРИЛОЖЕНИЯ
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
урока информатики «Алгоритм повторения»
учени___ 6 Ж класса
№ №
п/п Вид работы Задание Кол-во баллов Самооценка Оценка учителя
1. Домашнее задание № 189 1 № 192 1 № 194 1 2. Домашнее творческое задание Построение алгоритма ветвления на основе литературного материала 2
3. Письменное задание 1 (повторение) карточка № 1 1 5. Практическая работа Учебник с.206, практ. раб. 17 2 6. Устный опрос Активность на уроке 2 7. Дополнительное задание Учебник. С. 116. Задание 9 1 Итог урока Прикрепите к Маршрутному Листу один жетон, соответствующий вашему настроению
Красный – я ничего не понял
Зеленый – у меня все получилось
Желтый – остались вопросы Итого – 10-11 баллов – «5» 7-9 баллов – «4» 5-6 балла – «3» менее 6 баллов – «2»
Карточка № 1
1 вариант
Оформите в виде блок-схемы следующее произведение:
Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.
67945990600
Карточка № 1
2 вариант
Оформите в виде блок-схемы признак делимости на 5
253365571500