Урок окружающего мира для 2 класса «Российская федерация, её государственные символы»







Конспект урока
окружающего мира
2 класс
Тема. Российская Федерация,
её государственные символы.





УМК –УМК «Гармония»
Учебник – «Окружающий мир» 2 класс, автор О.Т. Поглазова, издательство «Ассоциация XXI век», Смоленск , 2012 год







Выполнила:
Попова Марина Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ «Кингисеппская гимназия»,
педагогический стаж - 21 год,
образование – высшее,
квалификационная категория – высшая,






Цель урока: формирование представлений учащихся о государственных символах России, воспитание чувства патриотизма к Родине.

Задачи урока:
- учить наблюдать, анализировать, предполагать;
- познакомить с понятиями «государственный символ», «флаг», «герб», «гимн»;
- учить учебному сотрудничеству;
- формировать навык работы со словарём.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир», 2 класс, автор О.Т. Поглазова, толковый словарь, российский флаг, репродукция герба РФ, тексты гимна, звукозапись гимна РФ, флажки для раскрашивания, фоновая музыка для прочтения стихотворений, презентация к уроку, карточки с кроссвордами.

Ход урока:
I. Повторение изученного. (5 минут)
(на фоне музыки и показа слайдов учитель читает стихотворение)

Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней,
Россия не с гор берёт начало, а с тебя!
Виктор Боков















Учитель. Какие чувства вызвало это стихотворение?
- Грусть. Там сказано, что Россия грустит, и мне стало грустно.
- А у меня такое чувство: не радости, а вот, забыл, как называется – всё в России так красиво, она такая большая! («Гордости» - подсказка учителя) Да, гордости!
Учитель. Кто был внимателен: о каких знакомых нам национальных особенностях вы услышали в стихотворении?
- В России добрые, трудолюбивые люди.
- В России красивая природа.
- Россия – очень большая страна.
- Люди в России подвиги совершали, защищали страну.
Учитель. Как вы понимаете последние строки стихотворения: «И если ты причастен к ней,
Россия не с гор берёт начало, а с тебя!»
- Мы тоже живём в России.
- Мальчики должны защищать Россию.
- Мы должны любить свою Родину.

Учитель. Мы с вами живём в государстве, которое называется
- Россия (хором)
Более точное название нашего государства
- Российская Федерация

Наша страна большая и красивая, здесь много лесов и полей, широких рек и глубоких озёр. Мы любим свою страну и гордимся ею. Как все государства, Россия участвует в различных международных научных конференциях, творческих мероприятиях, подписывает важные договоры, участвует в спортивных соревнованиях. Скажите, как же отличить Российское государство от других государств?
- Носить одинаковую форму.
- Наши должны говорить по-русски.
- Можно взять флаг.
- Когда наши спортсмены выигрывают, звучит русская песня.
- Это гимн звучит.

Учитель. Вы правы ребята, каждая страна имеет свои особые отличия – государственные символы. Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
- Государственные символы.
Верно. Тема нашего урока «Государственные символы России».







II. Знакомство с новым материалом (20 минут)

Знакомство с государственным флагом России.
Учитель. Вы уже назвали первый государственный символ – флаг.
Сегодня Иван и Настя будут архивариусами, они нашли в словаре значения нужных нам слов. Ребята вам слово, что же такое флаг?
Архивариусы. Флаг - это прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.

Ребята, а где вы встречали Российский флаг?
- На здании мэрии.
- На Кремле в Москве.
- На дневнике.
- На здании нашей школы, когда праздники.
- У нас в классе.

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Красно-сине-белый флаг!

Учитель. Давайте рассмотрим флаг, попробуем его описать. Какой формы флаг?
- Прямоугольный.
Сколько на нём полос и какого они цвета?
- На флаге 3 полосы.
- Полоски белая, синяя, красная.
- Вторая полоска не синяя, а голубая?
Как они расположены?
- Сначала белая полоска, в серединке – синяя, а снизу красная.
Предположите, что может обозначать каждый цвет?
- Красный цвет – цвет огня.
- Красный, значит красивый. Россия - красивая страна.
- Голубой цвет – это небо, воздух.
- Белый – это белые облака.
- Молоко ещё бывает белым. (Ответ вызвал смех некоторых учеников)

Учитель. Вам показалось предположение смешным? Саша, обоснуй свой ответ, почему тебе вспомнилось молоко?
- В России славяне занимались сельским хозяйством, выращивали домашних животных, доили коров.
Ты вспомнил краеведение, молодец, что применяешь знания на других уроках.



Работа с учебником.

Учитель. Давайте, проверим ваши предположения. Откройте учебник на странице 73, найдите и прочитайте второй абзац. Что в действительности обозначают цвета флага?
- Государственный флаг России трёхцветный. Красная полоса на нём – символ земли, мужества, силы. Синяя – воды и неба, верности, веры. Белая – символ мира, справедливости, чистоты правды.

Учитель. Ребята, а кто знает, как ещё называют наш флаг? «Цвет» ещё называют словом «колор». На нашем флаге 3 цвета, поэтому флаг называют «триколором». Повторите это слово.
- Триколор.(хором.)

Практическая работа.
Учитель. Для того чтобы лучше запомнить цвета Российского флага и их расположение, я предлагаю вам раскрасить флажки.










Знакомство с гербом России.

Учитель. Россия имеет ещё один государственный символ – герб.
Архивариусы. Герб – это эмблема государства, города, рода, изображённая на флагах, печатях, денежных знаках.
Учитель. Спасибо. Ребята, рассмотрите герб России.



Сообщение ученика.

Учитель. Саша подготовила сообщение и готова вам рассказать и показать, что изображено на нашем гербе.
- У России очень красивый герб. На красном щите изображён орёл – символ солнца, силы, бессмертия. Орёл необычный – двуглавый. Он смотрит на Запад и Восток, готов отразить нападение врагов с любой стороны. Над орлом – 3 исторические короны. В лапах орла – скипетр и держава. Это символы власти, могущества. В центре – герб города Москвы.
Учитель. Спасибо за сообщение. Ребята, а почему на гербе России – герб Москвы?
- Москва столица нашей Родины.
- Москва – это главный город.

Не ищите вы гербы
Под осинкой как грибы!
Их найдёте на монетах
И на важных документах,
И на гербовой бумаге,
На печати, и на флаге!

III. Физкультминутка. (1 минутка)

Знакомство с гимном России.

Учитель. Ещё один символ России – государственный гимн.
Архивариусы. Гимн – это торжественная песня о красоте и величии нашей Родины. Слово «гимн» пришло к нам из греческого языка.

Учитель. За историю нашей страны текст гимна
менялся несколько раз.
С 2000 года утверждён гимн на музыку
А.В.Александрова. Слова написал известный детский
поэт Сергей Михалков. Мы будем с вами читать,
подробно разбирать текст Российского гимна
на уроке чтения.
А сегодня давайте прочитаем текст гимна на странице 75
учебника и попробуем почувствовать настроение этого произведения.

Чтение текста гимна на странице 75.

Учитель. Какие чувства передаёт автор в тексте гимна?
- Любовь к своей стране.
- Автор гордится Россией, её огромными просторами,
могуществом, силой.
Как принято слушать гимн страны?
- Стоя.
- Можно подпевать.
Учитель. Совершенно верно, показывая тем самым, уважение, любовь к своей Родине.

Прослушивание аудиозаписи гимна.
Учитель. Я предлагаю вам прослушать отрывок гимна России.

IV. Обобщение полученных знаний. (7 минут)

Учитель. С какими особенностями государства мы сегодня познакомились?
- Мы познакомились с государственными символами России.
Давайте ещё раз их назовём.
- Флаг, герб и гимн. (хором)

Самостоятельная работа в парах. Решение кроссворда.
( Во время самостоятельной работы учитель помогает тем парам, которым не удаётся наладить совместную работу или найти правильный ответ)

Учитель. Для того чтобы проверить, насколько вы были внимательными, я приготовила для вас кроссворд.
Работать вы будете в парах.
Договоритесь, кто будет читать вопрос,
а кто записывать ответы.
Прислушивайтесь к мнению друг друга,
работайте дружно, по окончании работы
покажите, что вы готовы.



Учитель. Давайте проверим вашу работу. Какое слово получилось по вертикали. Можно хором.
- Россия!

V. Итог урока. Домашнее задание.(2 минуты)

Учитель. В начале урока мы с вами рассуждали, как же отличить Российскую делегацию от других стран. Помогают нам в этом
- Государственные символы.
Учитель. Дома я предлагаю вам подготовить рассказ об одном государственном символе. Поможет вам в этом наш учебник,
страницы 72-74.
Учитель. В заключение нашего урока, мне хотелось бы вам сказать следующее. Все мы с нетерпением ждём Олимпиаду в Сочи 2014 года. Наши спортсмены будут защищать честь нашей страны, а мы с вами, как и все жители нашей огромной страны будем болеть, переживать за них. Я надеюсь, что не раз на пьедестале почёта будут наши спортсмены, будет подниматься в честь победы российский флаг и звучать гимн нашей Родины. А мы с вами, как и все жители нашей огромной страны, будем радоваться и гордиться нашей Россией.

Россия!
Без неё нам не жить.
Берегите её!
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!

























































































15