Работа к научно-практической конференции Первые шаги в науку


IV районная научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку»,
посвящённая Году культурыв Российской Федерации
« Обыкновенное чудо-соль»

Автор: Низовцева Яна Александровна,
ученица 2 « А» класс, МБОУ КСОШ №1
Руководитель: Чернова Елена Евгеньевна,
учитель начальных классов, МБОУ КСОШ №1
г. Княгинино2014г.
Аннотация
Если льет слеза из глаза, Вкус припомните вы сразу. Я, конечно, всем нужна, Без меня не сваришь ужин, Не засолишь огурца, Не заправишь холодца. Но не только лишь в еде, Я живу в морской воде.
Данная работа раскрывает тайну обыкновенной соли, приглашая всех в царство Соли. Из исторической справки узнаем о происхождении слова соль, о цене соли в доисторические времена. Так же в работе рассматривается главная ценность соли, свойства и её виды, способы применения в различных областях жизни человека, приводятся интересные факты, множество опытов.
Оглавление
Введение 5-7
I.Теоретическая часть 8-13
Историческая справка
Добыча соли. Виды соли
Области применения соли в настоящее время
Интересные факты о соли
II. Практическая часть 14-17
2.1.Опыты с солью
Две рыбки
Соль – чистящее средство
Незамерзающая соль
Как помочь Золушке
2.2. Волшебница – соль
Разноцветная соль
Соль – украшение акварельного рисунка
Соль – художница
2.3. Анкетирование
Заключение 18-19
Список используемой литературы 20
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Тезисы
- Соль похожа на снег. Как и снег, она состоит из кристаллов.
- Соль – это не только важный пищевой продукт, но и незаменимый помощник человека в других сферах жизни.
- Происхождение слова соль связано с Солнцем.
- Соль была очень дорогим товаром.
- Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег.
- Ценность соли породила целый ряд пословиц, поговорок, афоризмов, в которых подчеркивалось глубокое значение соли в жизни человека. Одна присказка "без золота прожить можно, а без соли нельзя" чего стоит!
- В наше время соль уже не ценится настолько дорого.
- Люди используют ее не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности.
- Соль – отличный материал для различных поделок.
- Использовали несколько способов добычи поваренной соли.
- В мире запасы соли практически неисчерпаемы.
- В магазинах и аптеках города Княгинино продаются следующие виды соли: экстра, йодированная, каменная и поваренная, морская.
- Главная ценность соли заключается в минералах, которые входят в её состав.
- Соль в настоящее время получила разнообразнейшее применение.
- Соль – это нечто большее, чем просто содержимое кухонной солонки.- Соль – жизненно важное вещество.Это единственный продукт, который нечем заменить, и без которого жизнь невозможна.
- Чрезмерное употребление соли вредит нашему здоровью.
5
Введение
В какой бы жили мы нужде,Не видя соли на столе!Ни царь и ни простой беднякБез соли пищу не едят.Потребность в ней имеет всяк,Крестьянин, горожанин и солдат.И что за вкус имела бы еда,Не будь она посолена!
Раньше я всегда считала, что соль необходима человеку только для приготовления пищи. Без неё еда будет несолёной, невкусной. На Новый год получила в подарок книгу « Весёлые научные опыты для детей и взрослых. Опыты на кухне». Меня она заинтересовала, но особенно опыты с солью. Я решила исследовать свойства соли и узнать, какие ещё тайны хранит это удивительное вещество. Пошла на кухню и попросила у мамы соль, насыпала в тарелку и стала её рассматривать. Узнала, что


соль:
белого цвета солёная на вкус состоит из кристаллов

растворяется в воде скрипитСоль похожа на снег. Как и снег, она состоит из кристаллов. Снег зимой скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее сухой ложечкой, то слышен хруст.
Так родилась тема моего научного исследования «Обыкновенное чудо – соль».
Цель моего исследования:
- раскрыть тайну обыкновенной соли.
Я выдвинулагипотезу,
что соль – это не только важный пищевой продукт, но и незаменимый помощник человека в других сферах жизни.
В результате исследования я подтвержу или опровергну данную гипотезу.
7
Для этого поставила перед собой задачи:1. Изучить, что такое соль? Какими свойствами обладает?2. Узнать, какое влияние оказывает соль на жизнь человека. 3. Провести опрос среди одноклассников, что они знают о соли.4. Провести опыты с солью и сделать выводы.
Тема моей работы актуальна, т.к. область применения соли очень широка.
Предмет исследования.
Для наших наблюдений и опытов потребовался один пакет поваренной соли стоимостью 8рублей.
Методы исследования:
1. Изучение теоретического материала
2. Опрос
3. Опыты
4. Наблюдение
Практическое значение: опыты и исследования, которые я провела, могут использоваться на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружков, а также в быту. Они интересны и познавательны.
8
I. Теоретическая часть
1.1. Историческая справка.
Приглашаю всех в царство Соли. Из толкового словаря С. И. Ожегова узнала, что соль - белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде; вещество, употребляется как приправа к пище [7] .
Каменная соль с незапамятных времен прочно вошла в обиход человека. В быту мы ее называем просто солью, в химии - хлористым натрием, в технике - поваренной солью или пищевой солью.
Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь (так назывался македонский город - ныне греческий порт Салоники); «идти посолонь» (старинное выражение), которое означает: «идти по Солнцу».
Из детской энциклопедии « Я познаю мир» узнала, когда впервые наши далекие предки вкусили соль: нас отделяют от них десять-пятнадцать тысяч лет. Правда, «солью» первобытных людей была… зола. И попадала она в пищу совершенно случайно – из-за отсутствия посуды. Как нашим предкам удалось обнаружить соль в привычном для нас виде – неизвестно. Может быть, это были листья или корни растений, вымытые в водах соленого озера. Может быть, излишки дичи, укрытые от хищников и насекомых в морской воде. А может, первобытный охотник заметил, что животные любят лизать солонцы – белые кристаллы каменной соли, выступающие кое-где из-под земли, и попробовал добавить соль в свою пищу. Во всяком случае, соль пришлась человеку по вкусу[9] .
Соль была очень дорогим товаром. Ломоносов писал, что в то время за четыре небольших куска соли в Абиссинии можно было купить раба. Соль подавали на стол в признак достатка и благополучия. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы только знатных гостей, прочие же расходились «несолоно хлебавши».
9
Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. По своей ценности она приравнивалась к золоту. Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. К соли всегда относились уважительно, экономно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
С давних пор считалось: полная солонка - признак богатства и почета. Соль во все времена была символом верности и дружбы. Не случайно говорят, чтобы хорошо узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
Из-за соли происходили народные волнения и военные столкновения - вспомните знаменитые "соляные бунты" и войны за месторождения каменной соли и соляные водоемы. Ценность соли породила целый ряд пословиц, поговорок, афоризмов, в которых подчеркивалось глубокое значение соли в жизни человека. Одна присказка "без золота прожить можно, а без соли нельзя" чего стоит!
В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека. Люди используют ее не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности.
1.2. Добыча соли. Виды соли.
В доисторические времена люди селились там, где были наиболее благоприятные условия существования: теплый климат, плодородная почва, достаточная влага и соль.
По мере увеличения числа людей возрастала потребность в соли. Естественных солонцов, где соль буквально «валялась» на земле, было явно недостаточно. Человек начал искать другие способы обеспечить себя столь полезным продуктом. В древнем мире места добычи соли были расположены
10
очень далеко друг от друга. Были и такие страны, где совсем не было соли или где люди еще не научились ее добывать.
Использовали несколько способов добычи поваренной соли:
-естественное испарение морской воды;
-вываривание воды соленых озер с получением «выварочной» соли;
-выламывание «каменной» соли в подземных рудниках;
- выжигание.
В мире запасы соли практически неисчерпаемы. Человек использует для себя те источники, которые позволяют ему, исходя из условий и мест обитания, получать более доступную, дешевую, чистую соль.
1.3.Виды соли.
Изучив литературу, узнала о видах соли. В настоящее время существует несколько видов соли: экстра, йодированная, поваренная, морская, черная, диетическая. В магазинах и аптеках города Княгинино продаются следующие виды соли: экстра, йодированная, поваренная, морская. (Приложение 1)
Главная ценность соли заключается в минералах, которые входят в её состав. Один из них - это натрий. Столовая соль, которая продается в магазинах, очищенная от полезных минералов. В последнее время на полках некоторых магазинов начинает появляться неочищенная морская соль и соль самого высокого качества, которую получают при разработке природных месторождений каменной соли, возникших много миллионов лет назад.
1.4.Области применения соли в настоящее время
В ходе исследовательской работы я обратилась клюдям разных профессий, с целью познакомиться, как используют соль в различных областях жизни человека.
11
Из Большой советской энциклопедии узнала, что поваренная соль химический элемент — хлористый натрий [1].
Николаева Ольга Анатольевна, повар МБОУ КСОШ №1 рассказала, что в кулинарии существуют определённые правила, которые следует соблюдать при применении соли. Соль – наша основная приправа, и она необходима человеку, поскольку ее естественное количество в воде и продуктах питания недостаточно для нашего организма, поэтому ее используют для подсаливания пищи. Повар рассказала о правильной закладке соли в блюда. Для меня было новым, что мясной бульон следует солить за 10 минут до готовности, а вот рыбный – как только закипит вода. А если неопытный кулинар слегка пересолил бульон, то можно исправить ситуацию, добавив картофелину или горстку риса – они заберут на себя лишнюю соль. Еще выяснилось, что в нашей столовой ежедневно уходит около 7-8 граммов соли на человека, а питается в столовой около 250 человек. Произвела с мамой расчет: это приблизительно 2 пачки соли. Сделала вывод: это хороший результат, так как, если человеку требуется в день 10-12 граммов (в чистом виде и в составе пищевых продуктов), то остальное количество соли (3-5г.) он будет потреблять во второй половине дня дома и в составе других продуктов. Коржики и бисквиты не пригорят на железном листе, если дно духовки посыпать мелкой солью. Если убежавшее молоко пролилось на горячую плиту, надо засыпать залитое место солью, и накрыть его мокрой бумагой - запах не распространится по всему помещению. Ольга Анатольевна отметила, что при приготовлении пищи они используют йодированную соль, содержащую йод – микроэлемент, который регулирует практически каждый процесс в организме - дыхание, прием пищи, сон, движение, умственное и физическое развитие, рост и развитие костей скелета, что особенно важно для растущего организма. (Приложение 2)
12
Миронова Наталья Владимировна, школьная медсестра рассказала, что соль, попавшая в ранку, щиплет, но потерпеть стоит, ведь соль останавливает кровь, убивает инфекции, подсушивает и ускоряет заживление.
Чтобы предупредить насморк, каждый день нужно втягивать в носсоленую воду - поочередно одной и другой ноздрей. Если болит горло, можно в стакан с горячей водой добавить по одной чайной ложке соли, несколько капель йода, а затем этим раствором полоскать горло или закапывать нос.Если в платок насыпать 2-3 столовые ложки соли, нагреть, положитьна нос или грудь как компресс, это хорошо помогает при кашле и насморке. В заключение нашей беседы Наталья Владимировна посоветовала: зубы станут белыми, если 2 раза в неделю чистить их питьевой содой, пополам смешанной с солью. Я сделала вывод о важности использования соли в медицине. (Приложение 3)
Из литературных источников подчерпнула, что соль продолжают использовать для консервирования продуктов, применяют в химической и металлургической промышленностях, используют в быту и сельском хозяйстве. Зимой солью посыпают дороги, потому что температура замерзаниясоляного раствора намного ниже, чем температура замерзания воды. (Приложение 4)
Итак, соль в настоящее время получила разнообразнейшее применение. И трудно предсказать, каким новым отраслям народного хозяйства она еще понадобится.
2.4.Интересные факты
По старинному славянскому обычаю, который сохранился и поныне, при встрече дорогих гостей торжественно подносят хлеб и обязательно соль. Это традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита, выражение гостеприимства.
13
У многих народов существовал обычай «солить» новорожденных, в предохранение от злых духов, которыми олицетворялись болезни, бессонница и даже капризы детей.
У африканских негров страсть к соли была так велика, что они отдавали жен, детей и все, что им было дорого, лишь бы только получить соль.
До XIX века в России существовал обычай «угощения водяного». Его задабривали для того, чтобы он стерег рыбу в реке, не рвал сетей, обеспечивал хороший улов и спасал утопающих. Угощением служила лошадь — ее голову натирали медом и солью, вывозили на середину реки и сбрасывали в воду.
Известно, что, уходя из таежного приюта, для случайных путников охотники непременно оставляют спички и соль. Поваренная соль совершенно необходима для жизнедеятельности организма человека и животных. Недостаток этой соли приводит к функциональным и органическим расстройствам. Длительное солевое голодание может привести к гибели организма.
Во всех странах древнего мира соль, как символ проклятия, было принято бросать на развалины завоеванного и обреченного на разрушение города. Победители делали это, желая не только стереть с лица земли город врага, но проклясть и обречь все место на вечное бесплодие...
В Эфиопии, к примеру, соль считается символом дружбы. При встрече двух друзей оба вытаскивают из карманов по куску соли и дают полизать друг другу. Отказаться от этого — значит оскорбить друга...
14
II. Практическая часть
2.1. Опыты с солью
Две рыбки
Для проведения этого опыта под названием « Две рыбки», обращаюсь к подаренной мне книге.
В водоёмах живёт много разных рыбок. Некоторые из них плавают возле самого дна, другие любят выныривать из воды. Я задалась вопросом: а можно ли из двух одинаковых яиц сделать таких разных рыбок?
Опыт:
Сначала превратила яйца в двух красивых рыбок. Нарисовала на скорлупе глазки, плавники и чешую. Теперь мои рыбки готовы к плаванию. Опустила оба яйца в одну банку с водой. Рыбки опустились на дно. Затем взяла вторую банку, насыпала в неё соль, размешала и опустила одну из рыбок. Она стала плавать на поверхности.
Вывод:
Легко догадаться, что на самом деле рыбки остались прежними, изменилась вода.Чем больше в воде соли, тем легче в ней плавать. Это объясняется различной плотностью воды – у солёной она больше, чем у пресной. В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть. (Приложение 5)
Соль – чистящее средство
Соль продолжала меня удивлять. Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду. Тогда я взяла грязный бокал, насыпала на губку немного соли и помыла бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету. (Приложение 6)
Вывод: С помощью соли можно мыть посуду.
Незамерзающая соль     Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. Наливаю в две чашечки воды, в одну добавила и размешала соль. Обе чашки поставила в15
морозилку, а через два дня проверила. Солёная вода немного замерзла, похожа на жидкую кашу. (Приложение 7)
Вывод: Соль понижает температуру воды. Это свойство используют при борьбе с обледенением.Как помочь Золушке
Мы все хорошо помним сказку о Золушке. Чтобы не пустить бедняжку на бал, злая махеча заставила её отделить мешок пшена от мешка гороха. А если представим, что задание усложнилось: Золушке нужно отделить перец от соли.
Опыт:
Сначала я представила себя в роли злой мачехи и смешала соль с перцем. Теперь пробую отделить соль от перца. Это очень сложно, ведь крупинки такие мелкие. И тут мне на помощь пришла книга «Весёлые научныеопыты для детей и взрослых», взяла воздушный шарик, надула его, хорошенько потёрла о шерстяную кофту и поднесла к смеси соли и перца.Весь перец прилип к шарику. Задание выполнено, можно отправляться на бал.
Вывод: От шерстяной вещи шарик заряжается и приобретает отрицательный заряд. Отрицательные частицы перца – электроны – перемещаются от шарика. Поэтому ближе к нему остаются положительно заряженные частицы. Они притягиваются к отрицательно заряженному шарику. В соли электроны перемещаются плохо, поэтому она остаётся на месте. (Приложение 8)
2.2.Волшебница - соль
Разноцветная соль
Соль можно покрасить в разные цвета. Для опыта приготовила тарелочки, гуашь, кисточку и соль, насыпала соль в разные тарелочки, налила в нее краску, хорошо размешала кисточкой. После того как соль хорошо высохла, насыпала её разноцветными слоями в вазочку. Получилась очень красивая «насыпушка».
Баночка с разноцветной солью стала красивым украшением полочки в шкафу.
( Приложение 9)
16
Соль – украшение акварельного рисунка
    Посмотрев детскую программу на канале «Карусель», узнаю, что солью можно рисовать! Рисунки получаются просто сказочными! Соль впитывает жидкость с бумаги и прилипает к ней. Поверхность рисунка становится похожа на бугристую поверхность. Я решила нарисовать бабочку при помощи этого нетрадиционного способа.  Взяла кисточку и нанесла на всю поверхность листа воду, затем равномерно распределяя краску разных цветов. Не дожидаясь высыхания, насыпала соль на всю поверхность заготовки. И стала наблюдать, какие необычные узоры получаются. (Приложение 10)
Соль – художница
Если в стакане оставить солёную воду, то вода, со временем, испарится, а соль образует на стенках узоры похожие на те, которые рисует мороз на окнах. Оказывается, соль – художница!

Морозный узор на окне. Узор на стакане, нарисованный
солью.
2.3.Анкетирование.
Анкетирование было проведено среди обучающихся 2»А» класса МБОУ КСОШ №1 (25 чел.).
17
Вопросы анкеты: Результаты:
1. Можете ли вы прожить без соли?
а) да
б) нет а) 20% (5 чел.)
б)80% (20чел.)
2. Какое количество соли вы употребляете в сутки?
а) 8-12г.
б) 50г. а)80% (20чел.)
б)20% (5чел.)
3. От соли полнеют?
а) да
б) нет а) 40% (10 чел.)
б)60 % (15чел.)
4. Вред или пользу приносит соль нашему организму?
а) вред
б) польза а) 60% (15чел.)
б)40% (10 чел.)
5. Соль - это приправа?
а) да
б) нет а)8% (2чел.)
б) 92% (23чел.)
6. Какие продукты с содержанием поваренной соли вы любите? Чипсы, пицца, солёная рыба, жареная картошка.
7.Болеете ли вы?
а) не болею
б) редко болею
в) часто болею а) 8 % (2чел.)
б) 84% (21чел.)
в) 8% (2чел.)
Вывод: ребята не знают о том, что соль - приправа к пище, что от неё толстеют. Они с удовольствием едят чипсы, пиццу и жареную картошку, не догадываясь, что соль наносит вред нашему организму.
18
Заключение
Соль – это нечто большее,чем просто содержимое кухонной солонки.В заключение моей работы хочу обратиться к поставленным в начале своего исследования задачам:
- изучая исторические факты, я узнала много нового и интересного о соли: насколько ценным был этот минерал (даже ценнее золота), на который мы сегодня почти не обращаем внимания;
- область применения соли очень широка: это и повседневная жизнь человека, и кулинария, и медицина, и промышленность и т.д.;
- соль очень важна и незаменима для жизни и здоровья человека;
- результаты анкетирования показали, мои сверстники мало что знают про соль;
- проведённые мною опыты, помогли мне получить навыки исследователя, наглядно увидеть то, о чём я прочитала в книгах.
Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, я поняла, что знаю о ней мало. В ходе исследовательской работы научилась работать с книгами, узнавать из них то, что до меня уже знали другие люди, поняла, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными. Изучив литературу по данному вопросу, узнала, что поваренная соль - единственный минерал, который человек употребляет в пищу. Она не только улучшает вкус многих блюд, но и полезна и даже необходима для здоровья. Любому пищевому продукту можно найти замену даже хлебу, без многих видов продовольствия удается обойтись. Без соли нет. Это единственный продукт, который нечем заменить, и без которого жизнь невозможна.
19
По объему реализации поваренная соль среди приправ занимает первое место.
Природные запасы соли на Земле практически неисчерпаемы.
Конечно же, людям самим решать, сколько соли добавлять в то или иное блюдо. Ведь, как известно, о вкусах не спорят. Но в любом случае, одна из не менее мудрых пословиц гласит «Все хорошо, что в меру!»
Таким образом, поваренную соль можно назвать «обыкновенным чудом». Данная работа меня заинтересовала, и я продолжу изучение этой темы, а полученными сведениями поделюсь со сверстниками.

20
Список используемой литературы:
1.Большая советская энциклопедия, том 29.с.232-233
2. Весёлые научные опыты для детей и взрослых. Опыты на кухне / Мария Яковлева.- М.: Эскимо, 2012.
3.Всё обо всём: Популярная энциклопедия для детей / Составитель Г.Шалаева, т.3,Москва 1993г., с. 242-243
4.Всё обо всём: Популярная энциклопедия для детей / Составитель Г.Шалаева, т.8,Москва 1994г., с. 280-281
5.Всё обо всём: Популярная энциклопедия для детей / Составитель Г.Шалаева, т.11,Москва 1995г., с. 277-278
6. Всё обо всём: Популярная энциклопедия для детей / Составитель Г.Шалаева, т.14,Москва 1996г., с. 132-133
7.Словарь русского языка С.И. Ожегова /под ред. Н. Ю. Швецовой; - М «Русский язык», 1982.,с 664
8. « Что такое? Кто такой?»: Спутник любознательных. В 2-х книгах: книга 2 (Для школьников 3-х, 4-х классов) с.249
9.Я познаю мир: Дет. энцикл.: Медицина /Авт.-сост. Н.Ю. Буянова; - М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.,с.183-184
Список использованных источников информации:
1.Festival. 1 september. ru.
2.О – detstve. ru.
Приложение 1


Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4
Консервирование продуктов

left381635Приправа к пище
Соль входит в рацион корма животных

Зимой солью посыпают дороги

Использование соли при изготовлении стекла
Соль используют в медицине

Приложение 5


Приложение 6



Приложение 7


Приложение 8



Приложение 9




Приложение 10


РЕЦЕНЗИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ УЧЕНИЦЫ 2 «А» КЛАССА МБОУ КСОШ № 1
НИЗОВЦЕВОЙ ЯНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
ТЕМА «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО - СОЛЬ»
Поваренная соль - единственный минерал, который человек употребляет в пищу. Она не только улучшает вкус многих блюд, но и полезна и даже необходима для здоровья. Любому пищевому продукту можно найти замену даже хлебу, без многих видов продовольствия удается обойтись, без соли нет. Это единственный продукт, который нечем заменить, и без которого жизнь невозможна, поэтому тема весьма актуальна.
Заявленная тема работы соответствует содержанию. Цели и задачи поставлены правильно. В работе рассматриваются виды соли, её значимость, происхождение слова, исторические факты, способы применения, свойства, влияние соли на нашу жизнь.
Работа носит исследовательский характер, т. к. девочка провела исследование – эксперимент, раскрыла все тайны обыкновенной соли. В ходе проделанной работы ученица обращалась к людям разных профессий, прочитала нужные книги, посетила аптеки и магазины, чтобы узнать, как используют соль в различных областях жизни человека, провела множество опытов, анкетирование, среди учеников своего класса, выдвинула гипотезу и сделала выводы.
Работа построена последовательно, следование глав – логично. Работа оформлена в соответствии с требованиями. Полученные выводы соответствуют.
Руководитель: Чернова Е. Е.
Должность: учитель начальных классов
РЕЦЕНЗИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ УЧЕНИЦЫ 3 «А» КЛАССА МБОУ КСОШ № 1
ПАНАСЕНКО ВИКТОРИИ ЛЕОНИДОВНЫ
ТЕМА «Влияние внешних факторов на выращивание рассады огурца»
Огурец является одним из любимейших овощей на территории России. Среди овощных культур огурцы занимают одно из ведущих мест в жизни человека. Возделывание огурца имеет для овощеводов большое значение, поэтому тема весьма актуальна, особенно в преддверии начала весны.
Заявленная тема работы соответствует содержанию. Цели и задачи поставлены правильно. В работе рассматривается процесс подготовки семян и особенности изменения рассады от внешних факторов, целебные свойства, дана характеристика растения и его биологические особенности, приводятся интересные факты.
Работа носит исследовательский характер, т. к. девочка провела исследование – эксперимент, раскрыла все тайны, влияющие на выращивание крепкой рассады. В ходе проделанной работы ученица обращалась к людям разных профессий, прочитала нужные книги, посетила отделы магазинов по продаже семян, чтобы узнать наиболее популярные среди садоводов семена огурцов, поговорила с любителями-садоводами о правилах выращивания рассады, провела множество опытов, анкетирование среди учеников своего класса, выдвинула гипотезу и сделала выводы.
Работа построена последовательно, следование глав – логично. Работа оформлена в соответствии с требованиями. Полученные выводы соответствуют.
Руководитель: Чернова Е. Е.
Должность: учитель начальных классов