Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании среди подрастающего поколения




Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании среди подрастающего поколения.



Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.

Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.

Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ?
Профилактику вредных привычек родителейзадолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 23 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.

В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь.

Младший школьный возраст - это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дёти приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.

Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ

Работу проводится дифференцированно, без запугивания или риска. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснения проблемы дает эффект порой сиюминутный

Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубления, вдыхания или укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Подчеркнуть в беседе, что наркоман или токсикоман это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача учителя из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.
Профилактическая работа в школе


Многие современные родители не уделяют достаточного времени общению со своими детьми, не обладают достаточным уровнем психолого-педагогической и правовой культуры. Они не могут оказать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку в результате чего, подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи с родителями.

Среди населения велика доля равнодушия, нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного близкого, родственника, друга, знакомого.


В нашей школе, в антиалкогольной работе принимают участие все члены педагогического коллектива, независимо от предмета, который они ведут, здесь для каждого есть достаточно обширное поле деятельности. Стремимся к расширению социальных связей подключаем к этой работе родителей учащихся, сотрудников ПДН , КДН и ЗП,. специалистов организаций, проводящих профилактическую работу. Главное – это объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:
снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом;
снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ). Как социальный педагог веду кружок « Полезные привычки».

Остановить поток негативных явлений среди подростков, считаю возможным через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни.

Одним из основных направлений деятельности школы является профилактика социально опасных явлений и формирование здорового образа жизни.

Цель: поднятие престижа нравственных ценностей и здорового образа жизни в подростковой среде.

В школе накоплен определенный положительный опыт по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально опасных явлений, по формированию ЗОЖ среди учащихся и их родителей.

Администрация школы тесно взаимодействует с различными ведомствами системы профилактики.

Так, например, в начале каждого учебного года планируется совместная с ПДН деятельность по организации профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

В школе создана система сбора, обработки, хранения информации, в том числе оперативной, по различным категориям учащихся и их семьями, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся и т.д.).

Профилактическая работа начинается с ликвидации факторов риска. В самом начале обучения изучаются семьи школьников, выявляются преобладающие в них взгляды на наркотические вещества и особенности «антинаркотического» поведения и воспитания. В результате можно уже заранее предвидеть, кто из школьников может стать своеобразным лидером среди ребят. Начало употребления никотина и алкоголя подростками, явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины:
воспитание окружающими (обычно взрослыми) у подростка некритического отношения к наркотическим веществам как к естественному, допустимому, желательному и даже необходимому компоненту жизни;
недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, утрата им этой потребности, отчуждение от школы и как итогпереход из школьного коллектива в среду уличных компаний.

Кроме отсутствия потребности в учебе, существует целый ряд обстоятельств, способствующих приобщению подростка к наркотическим веществам. Общей предпосылкой к отклонениям в поведении в подростковом и юношеском возрасте, в том числе и к такой разновидности наркотизации, как потребление алкоголя, является незрелость личности. В подростковом возрасте чрезвычайно сильны стремление к самоутверждению, как среди сверстников, так и в общении с взрослыми, склонность к подражанию, протесту против опеки старших. Создается ситуация, когда подросток стремится жить «по взрослому», не имея для этого опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в разлнчных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшие. Так же обстоит и с взглядами на наркотические вещества. Подросток поневоле приобщается к доминирующему в его ближайшем окружении отношению к ним.

Особое внимание уделяется группе учащихся, имеющих отрицательные отклонения в своём поведении. Такие подростки общаются между собой ежедневно, проводя вместе по 6-8 часов.


В процессе сбора первичной информации о семьях мы получаем возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, стоящие на ВШУ, внешнем (ПДН, КДН и ЗП), семьи, находящиеся в социально опасном положении и т.п.).

Имеется положительный опыт организации профилактической работы с учащимися. Действует Совет профилактики. Представители Совета учащихся школы приглашаются на заседания, ведут подшефную работу с неуспевающими детьми.

В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в школе введены программы:
«Правильное питание» для 1-6 классов, « Полезные привычки» для 1-4 классов.
Для учащихся 1-4-х классов проводятся занятия «Полезные привычки». В библиотеке имеется необходимая литература по антинаркотическому просвещению, работает выставка «Школа без наркотиков!».
Ежегодно в декабре проводится правовая неделя « 21 век – без наркотиков».
Главные задачи: сформировать у учащихся устойчивое отрицательное отношение к наркотикам, как разрушителям здоровья и благополучия.
Часы общения с презентациями, чтение и обсуждение публикаций СМИ по проблеме профилактики наркомании, негативных привычек прошли в каждом классе.
Оформлены: стенд « Мы против наркотиков», выставка рисунков « Останови зло», в школьной библиотеке выставка книг "Нет - наркотикам".
Проведены презентации с показом видеоматериалов для учащихся 5-7 классов
На родительских собраниях родителям разъяснены права и обязанности подростков и родителей.
В декабре было проведено социально-психологическое тестирование, с целью раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (для обучающихся 9 – 11 классов общеобразовательных организаций) по рекомендациям Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области и Департамента образования и молодежной политики Орловской области.
Союз семьи и школы - это важнейшее условие совершенствования воспитания. Ведь такие проблемы, как наркомания, детская преступность не могут в принципе быть решены без участия семьи. То же самое и с оздоровительно-досуговой деятельностью, приобщением к труду, спорту, бережному отношению к природе. Прежде всего, в семье ребенок усваивает основные нормы социальной жизни.
Родительский комитет школы поддерживает генеральную линию учебно-воспитательной работы в школе, принимает участие:
в родительских конференциях;
в воспитательном процессе;
в коллективных творческих делах;
в материально-техническом оснащении;
в решении хозяйственных проблем.
В школе проводятся традиционные мероприятия: «День матери», семейные праздники, родительские собрания. Родители привлекаются к работе в органах управления школой, кружках, секциях.

Таким образом, пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании среди подрастающего поколения имеет свои
Цели:
привлечение несовершеннолетних, прежде всего категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности,
профилактика всех видов зависимости и пропаганда ЗОЖ
сохранение и укрепление здоровья учащихся.
привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.

Задачи:
снижение уровня заболеваемости учащихся;
соблюдение валеологических требований на занятиях;
формирование у педагогов, учащихся и родителей здорового образа жизни;
формирование системы спортивно- оздоровительной работы;
проведение разъяснительной работы с несовершеннолетними на правовые темы,
организация совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся,
профессиональная ориентация учащихся

Краткое обоснование

Статистические данные за последние три года показывают высокую заболеваемость детского населения в п. Верховье Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

В работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся принимают участие педагогический состав школы, работники ЦРБ, ЦГСЭН, организации, проводящие профилактическую работу и родители.

Ожидаемые результаты
Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
Создание действующей системы работы с социумом села и другими организациями по формированию здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни в семье.
Разработка и соблюдение валеологических требований на занятиях.
Улучшение организации питания учащихся.
Повышение уровня материально-технического оснащения школы.

Деятельность по реализации.
улучшение материально-технического обеспечения школы
использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; диагностика, коррекция и развитие учащихся;
соблюдение валеологических требований на занятиях (физкультминутки, подвижные перемены);
формирование системы спортивно-оздоровительной работы;
контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся;
контроль за инфекционными заболеваниями.



Социальный педагог МБОУ «Верховская СОШ № 2» Сидорина Жанна Васильевна




МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
p p
·
·
·к
·
·
·
·
·
·44Д @
·Ћi@
·а€Q /