Семья — вечная ценность. (Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы, П. Санаев. Похороните меня за плинтусом)

вечная ценнсть на земле. (По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» и по повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»)

Исследовательская работа








Ефремова Ирина Серафимовна,
учитель русского языка
и литературы МОУ ШИЛИ









Калининград, 2017







Оглавление:

I. Введение: «каждая несчастливая семья несчастлива
по-своему» стр. 3
II. Основная часть: «Тема семьи в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» и повести П. В. Санаева «Похороните меня за плинтусом» стр. 4-10
1 глава: «Случайное семейство» Карамазовых» 4-6
2 глава: «Неужели всё это правда?» 7-10
III. Заключение: «каждая счастливая семья счастлива
по-своему» стр. 11-12
IV. Библиография стр. 13






























I. Введение: «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»
Семья - это та первичная среда,
где человек должен учиться творить добро. В. Сухомлинский
Семья По Д. Н. Ушакову «семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Семья У каждого человека она своя. – Важна ли она? Обратимся к фактам. В нашей стране существует такой праздник, как День Петра и Февронии «Всероссийский день семьи, любви и верности», который отмечается 8 июля, когда остановились в один день два преданных друг другу сердца (Петра и Февронии), показав всей своей земной жизнью, что такое семья, любовь и верность. Их брак является образцом христианского супружества. Также ежегодно 15 мая отмечается Международный День семей.
К сожалению, в современном мире Семья как начальная ячейка общества и государства в целом переживает, по моему мнению, период кризиса.
     Можно подумать, что проблема семьи возникла не так давно. Но, на самом деле, она существовала всегда. И хотя все мечтают найти свою половинку и не расставаться с ней никогда, почему-то увеличивается количество разводов, а дети растут в неполных семьях.     
Нравственные семейные устои народа передавались и передаются из поколения в поколение, одним из способов их передачи является литература. В истории древнерусской литературы сохранилась такие наиболее известные «семейные» произведения, как «Повесть о Петре и Февронии» и «Домострой» - книги, которые дают нам картину русской семьи.
Не обошли семейные проблемы такие авторы, как Ф. И. Фонвизин в комедии «Недоросль», И. А. Гончаров в романе «Обломов», И. А. Тургенева в романе «Отцы и дети», Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир и многие другие.
В своей работе я сделала попытку рассмотреть тему семьи на основе романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского и повести «Похороните меня за плинтусом» П. В. Санаева.
Выбранная мною тема современна потому, что издавна одним из главных критериев развитости общества являлось отношение к первичной ячейке общества - семье. Все мы знаем, что 2008 год был объявлен в нашей стране годом семьи. В.В. Путин на церемонии открытия Года семьи в России 24 декабря 2007 года произнёс следующее:
«Чем больше семей живут в гармонии и согласии, чем сильней они скреплены общими целями, ценностями и нравственными началами, тем гуманнее всё наше общество». Конец формы

Тема исследования обладает новизной, так как на примере таких произведений, как роман «Братья Карамазовы» и повесть «Похороните меня за плинтусом» тему и проблему семьи ранее никто не рассматривал.
Итак, выполняя работу, я ставила перед собой следующие цели:
- изучить проблему семьи на разных этапах развития общества;
- исследовать постановку и решение проблемы семейных отношений, отражённых в романе-завещании Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и в произведении современной литературы повести П.В. Санаева «Похороните меня за плинтусом».
В своей работе я использовала следующие методы: исторический, логический,
сравнительно-сопоставительный.





I. Глава: « Случайное семейство Карамазовых»

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты, пансионы. Н.М.Карамзин

Фёдор Михайлович Достоевский – великий русский писатель, один из самых актуальных не только в России, но и в мире. В 2008 году он являлся кандидатом на звание «Имя России». Достоевский удивительно современен сейчас, особенно, по моему мнению, его произведение «Братья Карамазовы», хотя больше моим сверстникам известен роман «Преступление и наказание». (См. приложение №2).
Ф. М. Достоевский в романе-завещании «Братья Карамазовы» утверждал, что самые главные впечатления своей жизни человек выносит из детства. Устами старца Зосимы писатель говорит: « нет драгоценнее воспоминаний человека, как от первого детства его в доме родительском, и это почти всегда так, если даже в семействе хоть только чуть-чуть любовь да союз». Алёша продолжает эту мысль в своей «речи у камня», обращаясь к мальчикам: «Прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь»
Так какая же эта таинственная семья Карамазовых? Почему в названии произведения о семье говорится только о братьях? Где же родители?
Своё исследование я начала с детального изучения содержания произведения. Сразу привлекло внимание название книги первой: «История одной семейки». Сопровождая это название такими подзаголовками, как «Первого сына спровадил», «Второй брак и вторые дети», Достоевский явно из всех значений слова «семейка» берёт следующее лексическое значение этого слова: « уничижительное к существительному семья». Заинтересовало меня и значение слова «сладострастники», которым автор обозначил книгу третью. Страсть всегда «идёт» от Лукавого, она соблазнительна, сладка, но не она ли сбивает людей с пути истинного. Может именно поэтому в названиях третьей книги есть такие заголовки, как «Лизавета Смердящая», «Смердяков», «Ещё одна погибшая репутация». Ни одного названия, определяющего понятие счастливой семьи, нет в содержании книги. Почему?
Трагедию современной ему и грядущей эпох Достоевский усматривал в том, что в Российском государстве всё больше становится «случайных семейств», выпускающих в мир «случайных людей», «выкидышей общества», и всё меньше – истинно русских «благочестивых семейств». Кризис и распад патриархально-семейных отношений Достоевский полагал одним из самых значимых и опасных процессов в современном обществе.
В романе «Братья Карамазова» широко представлены образы разных семей. Проблемы семейного воспитания, намеченные в первых главах, пронизывают весь роман: семья Карамазовых ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] эта не просто вымышлена, а образована Ф. М. Достоевским из реального диалектного слова 'карамазый' - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), семья Хохлаковых, семья Красоткиных – все, как принято говорить сейчас, неполные; семья Снегирёвых тоже, но если в первых семьях нет одного из родителей, то в этой умирает – ребёнок, смысловой и душевный центр семьи, оставляя сиротами всех героев романа и его читателей тоже, так как Илюша Снегирев объединил вокруг себя почти всех жителей Скотопригоньевска. О нём думают Митя и Грушенька, заботится Катерина Ивановна, Лиза Хохлакова. Илюша в своей болезни восстанавливает между людьми связи, казалось, давно утерянные, внося в роман атмосферу семейной ответственности за всех.
Но центром повествования является семья Карамазовых, если вообще можно применить к ним это понятие. Семья состоит из отца – Фёдора Павловича Карамазова - и трёх его сыновей – Дмитрия, Ивана и Алексея.
Чтобы юноша не вышел в жизнь «один как перст», чтобы устоял в борьбе с соблазнами и невзгодами, сердце его должно быть прочно связано с детством, с семьёй. Но с чем могут быть связаны наши братья? Мог ли Фёдор Павлович создать настоящею семью? Ни с первой своею супругой Аделаидой Ивановной, ни со второй – Софьей Ивановной – семьи не получилось. Аделаида Ивановна мужа презирала, тот постоянно вымаливал и вымогал у неё деньги. Кроме того, между супругами часто происходили самые настоящие драки. В конце концов, первая супруга сбежала от Фёдора Павловича, оставив тому на руках трёхлетнего сына. Митю после этого воспитывал слуга Григорий, при чём ребёнок жил даже не в доме отца, а в дворовой избе. Через год за Митю взялся двоюродный брат тогда уже покойной Аделаиды Ивановны Пётр Александрович Миусов, и уехал с ним в Париж. Ребёнка в Париже он поручил одной из своих тёток. И это ещё не всё! Барыня умерла, и ребёнок оказался у одной из её дочерей. Можно только представить, каково было детство Дмитрия Фёдоровича. Непонятно зачем, но вскоре Фёдор Павлович женился во второй раз. Но тут же будто забыл о жене, не соблюдая элементарных брачных приличий. При живой жене в дом съезжались разные женщины, творился полный разврат. Вторая жена, в отличие от первой, была с детства запуганной и не такой бойкой; она не могла, как первая супруга, набрасываться на Фёдора Павловича с кулаками. С ней произошла какая-то нервная болезнь: случались истерические припадки, а порой больная и вовсе теряла рассудок. Однако за 8 лет совместной жизни Софья Ивановна родила мужу ещё двух сыновей. После её смерти с Алёшей и Иваном случилось практически то же самое, что и с их старшим братом Дмитрием. Сначала они оказались в избе всё у того же Григория, а затем сменили ещё ни одного воспитателя.
Мне кажется, самое страшное – когда ребёнок выносит уже из детства всё то грязное, скверное, что есть в нашей жизни, и чувство одиночества. Это самое ужасное, когда ты не нужен даже родителям, брошен ими.
Как правило, дети из «случайного семейства» увеличивают грязный багаж своих отцов, превосходя их в цинизме, бездушии, безнравственности. О Федоре Павловиче – «отце» - читаем: «Всю жизнь свою продолжал быть одним из бестолковейших сумасбродов по всему нашему уезду». Когда Григорий Васильев давал свои показания в суде, то заявил о своём бывшем барине, «что тот был к Мите несправедлив и «не так воспитывал детей. Его, мальчика, без меня вши бы заели, – прибавил он, повествуя о детских годах Мити. Что можно ожидать от юношей, если с самого детства они толком не были никому нужны? А яблочко от яблони недалеко падает.
Неудивительно, что грязные распри между Дмитрием и Фёдором Павловичем из-за денег и их общей страсти – Грушеньке – привили к тому, что оба фактически обезумили. Для них не важно, какую боль они причиняют своим близким, что думают о них окружающие. Когда Дмитрий впервые в бешенстве ударил отца, да и Григория, который вообще был ни в чём не виноват, он восклицает отцу: «Не раскаиваюсь за твою кровь!.. Проклинаю тебя сам и отрекаюсь от тебя совсем»
Страшное слово «отрекаюсь», потому что « не отрекаются любя». Кажется, это поняли и герои романа, произнося слова «любил», «любим», «любим», «любим»! Этот лексический повтор магически действует на читателя, заставляя поверить в победу добра.
Роман «Братья Карамазовы» во многом автобиографичен. Это произведение – идейный и жизненный путь Достоевского от атеизма в кружке петрашевцев (Иван Карамазов) до верующего человека (Алексей Карамазов). Дочь писателя утверждает, что Иван Карамазов, «по преданию в нашей семье, является портретом Достоевского в его ранней молодости. Имеется также определённое сходство между моим отцом и Дмитрием Карамазовым, который представляет собой, возможно, второй период в жизни Достоевского, а именно время между заключением и его длительным пребыванием в Европе после его второй женитьбы. Дмитрий похож на моего отца своим шиллеровским сентиментализмом и романтическим характером Некоторое сходство существует также между Достоевским и старцем Зосимой. Его автобиография является, в сущности, биографией моего отца, во всяком случае, в той части, которая относится к детству. Мой отец помещает Зосиму в провинцию и в более скромную обстановку, чем была его собственная, и пишет его автобиографию своеобразным, несколько старомодным языком, на котором говорят наши священники и монахи. Но, несмотря на это, там можно найти все главные факты из детства Достоевского: его любовь со своей матери и своему старшему брату, впечатление, произведённое на него богослужением, на котором он присутствовал в детстве,.. его отъезд в военную школу в столице ».
16 мая 1878 г., не прожив и трёх лет, умер Алёша, младший сын Достоевских; Жена писателя А. Г. Достоевская вспоминала: «Фёдор Михайлович был страшно поражён этою смертью. Он как-то особенно любил Лёшу, почти болезненною любовью, точно предчувствую, что его скоро лишится. Фёдора Михайловича особенно угнетало то, что ребёнок умер от эпилепсии – болезни, от него унаследованной». Личная мука Достоевских чувствуется в описании смерти Илюшечки и скорби его отца, отставного штабс-капитана Снегирёва, в романе «Братья Карамазовы».
Сложные отношения Катерины Ивановны и Дмитрия Карамазова напоминают семейные отношения Достоевского с супругой Марией Дмитриевной в последние годы совместной жизни. Достоевский Ф. М. любил другую женщину – Аполлинарию Прокофьевну Суслову, подобно тому, как Дмитрий испытывает страсть к Грушеньке в «Братьях Карамазовых». А. П. Суслова нашла своё отражение в образе Грушеньки, так как фактически нарушила покой Ф. М. Достоевского, разрушив их любовь с Марией Дмитриевной, как Грушенька обольстила Дмитрия и причинила немало боли и унижения Катерине Ивановне.
Все мы помним процесс над петрашевцами 1849 г. Достоевский, как и другие члены кружка был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Почти 9 месяцев провёл Достоевский в сырых казематах Алексеевского равелина. 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу в Петербурге в последнюю минуту перед смертной казнью петрашевцам сообщили окончательный приговор, по которому Достоевский был осуждён на четыре года каторжных работ и солдатчину. Переживания писателя в то время отразились на описании ареста и осуждения Дмитрия Карамазова. Достоевский, вероятно, уделил потому так много места этому осуждению, чтобы описать страдания, которые он пережил во время процесса петрашевцев и которые никогда не смог забыть.
Также мы знаем, что Достоевский страдал эпилепсией, в романе этой болезнью страдает Смердяков.
Схожесть фактов биографии писателя и его героев лишний раз говорит о существовании «случайных семей» в жизни, а значит, и в литературе. И всё же эту главу хочется закончить словами Алёши: «Непременно восстанем, непременно увидим и весело, радостно расскажем друг другу всё, что было»








II Глава: «Неужели это всё правда? »
это гипербола и экстракт состояний,
знакомых почти всем, и в особенности
советским детям
Павел Владимирович Санаев – переводчик фильмов, режиссёр, сценарист, актёр, писатель. Его повесть «Похороните меня за плинтусом» была написана в 1995 году. В 1996 году её опубликовали в журнале «Октябрь». Произведение было удостоено премии журнала «Октябрь» за 1996 год, номинировалась на премию «Букер», но тогда широкий читатель почему-то прошёл мимо. В начале 2003 года повесть вышла самостоятельным изданием. В последнее время на Санаева настоящий бум. Повесть «Похороните меня за плинтусом» буквально взорвала отечественный книжный рынок и обрела легендарный статус, став бестселлером и выдержав уже пятнадцать переизданий.
Это произведение стало заметным явлением современной прозы, которая чрезвычайно пестра и многообразна.
Я попыталась определить, к какому литературному направлению русской литературы последних десятилетий можно отнести это произведение.
«Похороните меня за плинтусом» - это история мальчика, который живет с бабушкой и дедушкой при живой матери.
Герои произведения брошены в водоворот бытовой среды, автор показывает самое дно жизни, всматриваясь в реальность, стараясь разобраться в сложностях отношений между близкими людьми. П. Санаев как бы стремится освободить нас от иллюзий: жизнь – это сочетание жестокости и доброты. Всё это позволило мне отнести повесть к такому литературному направлению, как «другая проза».
Но Это обычная, кажется, история для наших дней. Но почему она так волнует? Что заставляет возвращаться к ней вновь и вновь? Может, потому, что в ней показана жизнь людей; мне показалось, что в повести автор ищет новые гуманистические идеалы, через страдания героев происходит утверждение христианской морали, обретение новых основ в условиях экономического и нравственного кризиса.
Не об этом ли писал Ф.М. Достоевский. Всё его творчество, особенно роман-завещание «Братья Карамазовы», по моему мнению, решает вопросы «о смысле жизни, о добре и зле, об абсолютных и относительных критериях их разграничения». А эти задачи решает неоклассическая литература.
Ясно одно: повесть П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»- оригинальное произведение о семье, о детском возрасте, который я очень хорошо помню, о жутких отношениях между близкими людьми.
Очень часто при чтении произведения мне хотелось крикнуть: « Этого не может быть!».
Итак, какой я увидела проблему семьи в повести «Похороните меня за плинтусом»?
В произведении можно выделить насколько сюжетных линий, связанных семейными отношениями героев:
- взаимоотношения между бабушкой и дедушкой Саши Савельева;
- отношения матери (бабушки) и дочери (мамы Саши);
- интересы новой семьи (мамы Саши и его отчима);
- сложность существования в мире взрослых людей меленького мальчика.
Фактически речь идёт о трёх поколениях людей, составляющих самую важную ячейку общества – семью.
Если рассматривать первую сюжетную линию, то можно сказать, Мира нет даже во взаимоотношениях между бабушкой и дедушкой, их брак уже давно развалился, несмотря на то, что они живут вместе. Лёша – дедушка - устал уже от бесконечных криков и грубости, которые постоянно царят в доме. Пытался уйти жить после очередной ссоры к соседу хотя бы на сутки, показать свой характер, но не смог. А куда бабушка с Сашенькой без деда? Никуда. В конечном счёте, он приносит деньги в дом, которые почти все уходят на лечение от самых разных болезней Саши.
Страшно становится даже от одной прочитанной реплики бабушки: « – Гицель проклятый, татарин ненавистный! – кричала бабушка, воинственно потрясая рефлектором и хлопая ладонью другой руки по дымящейся юбке. – Будь ты проклят небом, Богом, землей, птицами, рыбами, людьми, морями, воздухом! – Это было любимое бабушкино проклятье. – Чтоб на твою голову одни несчастья сыпались! Чтоб ты, кроме возмездия, ничего не видел!»
Невольно задаёшься вопросом: как можно обзывать отца твоей дочери живодёром, желать ему зла?
Понятна реакция дедушки на столь «лестные» отзывы в свой адрес со стороны жены: «– Тяжело, Леш, сил больше нет, – жаловался дедушка, поглядывая на тонкий гусиный поплавок. – Раза три уже думал в гараже запереться. Пустить мотор, и ну его все Только и удерживало, что оставить её не на кого. Она меня клянет, что я по концертам езжу, на рыбалку, а мне деваться некуда. В комиссию бытовую вперся, в профсоюз – только бы из дома уходить. Завтра вот путевки распределять буду – уже хорошо, пройдет день. На концерты эти и не ходит никто, а я езжу. То в Ростов, то в Могилев, то в Новый Оскол. Думаешь, большая радость? Но хоть гостиница, покой, прием иногда хороший устроят. А дома несколько дней проведу, чувствую – сердце останавливается. Заедает насмерть»
Безотрадными можно назвать и взаимоотношения матери и дочери, которая якобы бросила сына и связалась с «карликом-кровопийцей» Бабушка попросту запрещала матери видеться с сыном. Почему? Наверное, потому, что одна не хотела терять мужа, а другая считала замужество дочери предательством по отношению к ребёнку: «Расхлебывай сама, если дура! Но что ребенка из-за него предала – ни ему никогда не прощу, ни ей»
Непросто складываются отношения и в «молодой семье». И хоть об отношениях в новой маминой семье узнаёшь больше из рассказов бабушки, понимаешь, что нет там ни особой любви, ни материального достатка. Бабушка вообще считает, «карлик» женился ради московской прописки, возможного использования в дальнейшем обширных связей жены. Начинаешь верить бабушке, когда на страницах повести предстаёт измученная жизнью, спорами, борьбой Ольга. Не убеждает в обратном и «трогательное» письмо «карлика», в котором он пишет о своей готовности взять ответственность за семью на себя.

Отношения ужасны между всеми членами этой семьи. Взаимоотношения между внуком и старшим поколением также не складываются. Его жизнь состоит из сплошных запретов: нельзя бегать, нельзя потеть, нельзя есть мороженое (мальчика кормят паровыми котлетами на сушках и дают гомеопатию три раза в день). И главное нельзя любить маму и её мужа... А для ребенка встречи с беспутной, по мнению бабушки, мамой редкие мгновения настоящего счастья. С огромной болью читаешь следующие строки повести: «Но сегодняшний день был особенным. Проснувшись утром, я почувствовал непривычную радость, которую не могла смутить притаившаяся возле парты тоска. Я радовался тому, что весь день у меня будет занятие, которому не помешают даже уроки, занятие, за которое я с радостью отдал бы все свои редкие развлечения, – ожидание. Я ждал вечера. Вечером ко мне должна была прийти Чумочка.». (Чумочка – мама Саши).
Бабушка создает из своего дома неприступную крепость. Пытается в ней спасать внука от целого ряда и инфекций, которых приумножает в несколько раз, запрещает ему контакт с ровесниками, экскурсии по городу, и даже пребывание в школе. Саша живет в ритме, навязанном очередными дозами лекарств и проклятиями бабки. Она внушает ему, что он гниет заживо, что его мозг точит стафилококк, что потоотделение  это преступление, а любая инфекция приближает его к смерти. Стерильный мирок дома бабушки регулярно дезинфицируется, потому что проникают в него инфекции внешнего мира. Наистрашнейшей из них кажется  мать мальчика, которая храбро сражается за него с бабушкой и которая является для Саши объектом настоящего чувства любви.
Бабушка постоянно нелюбезна и жестока не только, по мнению внука, но также и мужа. Складывается впечатление, что Нина считает, будто любить  значит много страдать ради того, кого любишь.
Гиперболизация жестокости семейных отношений в семье от главы к главе, от страницы к странице повести «Похороните меня за плинтусом» доводит читателя до отчаяния, отрицания всего происходящего в ней. Эти же чувства переживала и я.
Но что-то мешало вынести отрицательный приговор бабушке Нине. Ведь на протяжении всего произведения мальчик называет Нину только бабушкой, дочь почти покорно переносит все обиды, нанесённые матерью, дедушка заботится о ней. Неужели окончательно «оборвалась ниточка любви», связывающая героев произведения?
Нет! Бабушка убеждена, что имеет право на сердце Саши, потому что она повседневно посвящает ему все свое время и энергию. (« Он последняя любовь моя, задыхаюсь без него. Уродлива я в этой любви, но какая ни есть, а пусть поживу еще.») Любит она также и своего мужа. Любит так сильно, что бросает Киев, мечты об актерской карьере и посвящает себя серой роли, московской домовой курицы, значения которой супруг недооценивает. Нина любит также собственную дочь, но ей проще выказывать враждебность и ненависть, по отношению к мужу и внуку, которым может желать скорой смерти. Да, она действительно всех их любит, но какой-то странной любовью, во многом непонятной.
Санаев на примере динамичной и творческой бабушки Саши указывает нам на то, в каком близком соседстве находятся любовь и ненависть, а также обнаруживает процесс отдаления от бабушки близких, уставших от проявления ненависти и очень болезненно раненых ею, чтобы думать об улучшении отношений с ней. Бабушка - это трагическая фигура не только потому, что она распрощалась с проявлениями собственной любви так же быстро, как и с мечтами об актерской карьере и жизнью отличной от той, которую проживает. Трагизм Нины в невозможности выхода за пределы собственного мира, который покрыт агрессией и злостью, и к которому уже никто не может подступиться. Для бабушки равнозначность любви и ненависти так очевидна, что в итоге она может лишь ранить, тем сильнее, чем ближе приближается к мужу, дочке, внуку. В итоге Нина теряет всех, а ее забота, тепло и сердечность, которая проявляется хотя бы во время выхаживания больного Саши, не имеет шансов что-либо исправить. Саша совсем не так отличается от своих сверстников, и он наверняка не такой болезненный, как это кажется Нине. Муж вовсе не равнодушен к ней, а дочка не является воплощением зла. Каждый из них по-своему справляется с агрессией Нины и каждый из них от неё отдаляется в геометрической прогрессии. Таким образом, в повести невообразимо сплетаются чувства власти, грубости, постоянного крика, но вместе с тем и любви, такой, что она лишь духовно калечит окружающих.
Книга П. Санаева является болезненным прощанием с детством, в котором не хватило настоящих чувств и слов, доброты и счастья. Но прежде всего эта повесть болезненный семейный рассказ, в котором сила ненависти является одновременно выражением бессилия любви.
П. Санаев в своей книге затрагивает проблемы одиночества, в широком смысле слова. Это одиночество зарождается среди близких людей и становится болезнью, которая убивает чувства. Но эта болезнь является одновременно и болезнью современного общества в целом. Бабушке Нине никто не сказал, что, сея вокруг себя ненависть, уничтожаешь, прежде всего, себя. Мир, увиденный глазами Саши,  это грустный мир нехватки понимания и любви.
Тогда почему не хочется ненавидеть Нину? Почему какое-то непонятно-светлое чувство остаётся от прочтения повести? Может быть, тайна заключается в последних строках произведения?
Произошло воссоединение матери и сына. Воссоединение очень непростое. Что испытывают герои?

Мама
Сын

гладит по голове
не верит, что «счастье становится жизнью»

плачет
плачет, просит прощения, понимая, что только так счастье может войти в его жизнь

прощает
страх, что умрёт; просит похоронить его за плинтусом в комнате мамы, чтобы всегда видеть её.

« Плакала мама, плакал дедушка, испуганно жался к маме я – хоронили бабушку». Этими строчками заканчивается повесть. Остаётся только сожалеть, что слёзы любви, прощения, покаяния приходят к героям после смерти.
Самый первый вопрос, который возникает у всех, кто прочёл повесть "Похороните меня за плинтусом": "Неужели это всё правда?!" На большинстве сайтов можно найти информацию о том, что, разумеется, повесть автобиографичная, и это сразу же становится понятным. Но Павел Санаев в одном из своих интервью сказал, что повесть всё-таки не автобиографичная, что там достаточно много вымысла и что всё, что написано в ней - чистая правда о жизни Саши Савельева, и следует считать, что этот восьмилетний мальчик не имеет к нему – автору - никакого отношения.
В любом случае, будь эта книга автобиографичная или нет, мотивы детства Санаева всё равно в ней представлены, и найдётся не одна семья, которая узнает в семье бабушки Нины свою, абсолютно точно найдётся не один человек, который сможет назвать себя Сашей Савельевым
Сейчас ценность повести Санаева возрастает, и ей уже гарантировано место в истории русской литературы.































III.Заключение: «каждая счастливая семья счастлива по-своему»
Мы призываем вас, немедленно начинать со своей семьи. Поставьте цель – будет счастливая семья.
В результате исследований я открыла для себя много нового и интересного в русской литературе благодаря роману-завещанию Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом.
В романе Достоевского «Братья Карамазовы» и в повести Санаева «Похороните меня за плинтусом» представлены неполные семьи. Фактически можно сказать, что у братьев Карамазовых и Саши Савельева нет родителей, так как первые воспитывались абсолютно чужими людьми, а второй - у бабушки и дедушки. Но всё же у Карамазовых существует их законный биологический отец – Фёдор Павлович, а у Саши Савельева есть мама - живая, и которой ему очень не хватает. Но в «Братьях Карамазовых» нет матери, а в «Похороните меня за плинтусом» нет отца. Поэтому на основании исследования можно сделать вывод ещё и об изменении положения женщины в семье. Это изменение связано с изменением положения женщины в обществе. Во второй половине 19 века женщина не играла такой роли, как сейчас в 21 веке, да и в конце 20 века, а именно это время описывается в повести П. Санаева.
Общее у этих двух произведений то, что на их страницах описывается смерть. К обоим умершим героям (Фёдору Павловичу в «Братьях Карамазовых» и Нине в «Похороните меня за плинтусом») их окружение относилось, как мне кажется, с неприязнью. Благодаря сценам смерти ещё раз ощущается весь тот ужас, который представлен в произведениях. Если бы в их семьях царил мир и согласие, не говоря уже о любви, наверняка, ничего бы этого не произошло. Герои не умерли бы, по крайней мере, от того, от чего они умирают в произведениях, они могли прожить хотя бы на несколько лет дольше. Но нетФёдора Павловича убивают, и убивает его Смердяков, а бабушка Нина умирает потому, что забрали внука, который был смыслом всего её существования. Она говорит: «Он последняя любовь моя, задыхаюсь без него... Пусть еще будет воздух мне». Но не стало в её жизни больше этого воздуха - и не стало самой Нины.
Страшна атмосфера семьи, которая представлена в произведениях. Две книги, на первый взгляд, совсем разные: разные столетия, разные жанры, семьи, и по составу, и по другим аспектам. Но зато на их примерах наглядно можно проследить то, как на протяжении веков постепенно разваливается институт семьи, причём, учитывая нынешние статистические показатели, связанные с институтом семьи, можно увидеть, что в наше время это разрушение приняло стихийную силу, с которой непременно нужно бороться. Потеряна та патриархальная ценность, когда семья, дети, любовь были главными жизненными ценностями. Да, конечно, события, происходящие в стране, хотя бы тот же кризис, во многом влияют на нашу жизнь, на сознания и приоритеты людей, а именно многие сейчас бросились зарабатывать деньги, материальное благосостояние стало главной целью в жизни.. Но если ты живёшь один, если никому не нужен, если у тебя нет семьи, ради чего тогда все эти деньги??? Ради кого жить?
Женщины сейчас не хотят рожать детей, тем самым ежегодно утрачивается такое понятие, как род. Пройдёт время, и самой распространённой фамилией вряд ли будет Иванов и Петров, так как некому больше будет продолжать род тех же Ивановых.
     В современном мире простой человек мало на что может повлиять. Но есть в этом мире социальный институт, в котором от нас зависит очень многое. В семье у нас есть гораздо больше свободы, чем в обществе, государстве и даже Церкви. В семье мы можем сделать больше, чем где бы то ни было. Только в ней человек получает устойчивые возможности в удовлетворении повседневных потребностей и развитии личности. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию – рождение и воспитание детей. Родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, окружающему миру, жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека.
В нашу эпоху возрастает роль семьи, роль отцов, которые должны стать духовными наставниками для своих детей: ведь духовное воспитание в семье не зависит от её благосостояния. Воспитание детей в семье – большой ежедневный труд, и физический, и умственный. Благодаря семье ребёнок получает первые трудовые и нравственные навыки. Мало хорошо одевать и кормить детей, мало нанимать им хороших нянечек и учителей, - нужен «отец семейства», нужна настоящая семья. Именно личный пример родителей – важнейшее средство воспитания ребёнка. Характер их отношений, степень взаимного согласия, любви, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров – всё это воспринимается ребёнком и становится образцом для его собственного поведения. Каждая семья – это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определённых ценностях. Семья играет огромную роль в общественном прогрессе.
Главное, это то, что «Братья Карамазовы» и «Похороните меня за плинтусом» – это книги, написанные в разные эпохи, что составляет их конкретно историческое значение. Но эти книги о нашей действительности. Поэтому можно говорить об общечеловеческом значении, не имеющем ни временных, ни пространственных рамок.
А какой вывод? Семья – главная ячейка общества. Нужно беречь хотя бы то, что уже создано, но никак не разрушать, любить и доверять друг другу.
Подрастающему поколению – российской молодёжи – необходимо постараться осознать тот факт, что именно на ней лежит ответственность за связь поколений. Тому, что является семейной ценностью, суждено жить исключительно при нашем бережном отношении, передаваемом впоследствии детям. В их личности, в их будущих семьях продолжится наша жизнь и жизнь наших родителей. Пусть каждая семья будет по-своему счастлива, вместе же все семьи создадут счастливый дом под названием Родина!





















Библиография

Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского.- М.: Сов. писатель, 1963. -
363 с.
Белов С. В. Фёдор Михайлович Достоевский: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990, - 207 с.
Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского.- В кн.: Бердяев. О русских
классиках.- М.: Высш. шк., 1993. - 160 с.
Буянова Е. Г. Романы Ф. М. Достоевского. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 104 с.
Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы: Роман/ Фёдор Достоевский. – М.: Эксмо, 2008. – 912 с. – (Библиотека для чтения).
Достоевский Ф. М. Дневник писателя: Избранные страницы. – М.: Современник, 1989, – 557 с.
Кулешов В. И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: Очерк/М.: Дет. лит., 1979, – 206 с.
Мочульский К. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. – М.: Республика, 1995, – 607 с.
Наседкин Н. Н. Достоевский. Энциклопедия. – М.: Алгоритм, 2003, – 800 с.
Селезнёв Ю. И. В мире Достоевского. – М.: Современник, 1980, – 376 с.
Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: «Альта-Принт», 2007. - VIII, 1239 с.
Юрьева О. Ю. Достоевский в школе. М.: Дрофа, 2007, с.
Карамзин. Пушкин. Гоголь. Аксаковы. Достоевский: Биогр.очерки/Сост., общ.ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева. – 2-е изд. – Челябинск: «Урал LTD», 1997. – 480 с.: порт., 8 л. ил. – (Жизнь замечат.людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова, Т. 2).
Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М.: «Детская литература». 1983, – 430 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
16.w.rusk.ru/st.php?idar=114303
17. Служение Благословение Отца - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. imbf. info/























 Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: «Альта-Принт», 2007. – VIII, 947 с.
 http://www.rusk.ru/st.php?idar=114303

 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы: Роман/ Фёдор Достоевский. – М.: Эксмо, 2008. – 343 с.
 Там же. – 905 с.
 Там же. – 11 с.
 Там же. – 776 с.
 Там же. – 167 с.
 Достоевская Л. Ф. Достоевский в изображении дочери. М. Пг. 1922. С. 79-80. Юрьева О. Ю. Достоевский в школе. М. Дрофа. 2007. С. 188-189.
 Достоевская А. Г. Воспоминания. М. 1981. С. 345.









13PAGE 15


13PAGE 141415




Заголовок 1 Заголовок 315