Урок математики в 6 классе в технологии деятельностного метода Сравнение дробей с разными знаменателями (урок открытия новых знаний)

Урок математики в 6 классе в технологии деятельностного метода "Сравнение дробей с разными знаменателями "(урок открытия новых знаний)
Двоенко Людмила Анатольевна, учитель математики МБОУ «СОШ № 25» г. Брянск.

Цель урока: построить алгоритм сравнения дробей с разными знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию
I.Самоопредение к учебной деятельности
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение, смыслообразование
Познавательные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями)
Эпиграф на доске:
Гений одна часть вдохновения и девять частей пота.
Томас Эдисон
- Как вы думаете, почему я решила начать наш урок с этих слов? (Чтобы достичь успеха, необходимо много трудиться)?
- А еще почему я написала именно это высказывание? Кто догадался? (В высказывании спрятаны обыкновенные дроби)
- Какие дроби спрятались в этом высказывании? (дроби с одинаковым знаменателем 1/10 и 9/10)
- Перед нами дроби с одинаковым знаменателем. А какие дроби нам еще могут встретиться? (обыкновенные дроби с разными знаменателями)
- Что мы уже умеем делать с обыкновенными дробями? (сокращать дроби, отмечать их на координатном луче, приводить к НОЗ, сравнивать дроби с одинаковым знаменателем или с одинаковым числителем)
- Как вы думаете, куда дальше в изучении дробей мы продолжим продвигаться? (мы должны научиться их сравнивать и производить с ними арифметические действия).
- А кто мне поможет сформулировать тему сегодняшнего урока? (Сравнение Дробей с разными знаменателями.)
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся
Цель:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: основное свойство дроби, приведение дробей к одинаковому знаменателю, сравнение дробей с одинаковыми знаменателями;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби с разными знаменателями.
- А начнём мы как всегда с устной работы – чтобы узнать что-то новое (необходимо повторить уже изученный материал)
1.Сократите дроби: 812, 1525, 1236, 384
2. Выделите целую часть из дробей: 125, 234, 212, 2012
3. Сравните дроби: 7/9 и 4/9, 13/4 и 3/5 (целое с дробным), 7/11 и Ѕ (часть с половиной), 6/7 и 9/20 (больше половины и меньше половины), 5/8 и 5/12?
4. Дан ряд дробей: 18, 13, 1324, 34

Что мы можем о нём сказать?
К какому НОЗ можно привести все дроби? Почему? (к 24, т.к. 24 – НОК всех знаменателей)
Приведите все дроби к знаменателю 24. Прочитайте получившейся ряд чисел.
Расположите полученные дроби в порядке возрастания.
Установите закономерность и продолжите ряд назовите следующие два числа 2 числа.
Какая из дробей располагается ближе к 1? Почему ты так думаешь?
Каким правилом мы воспользовались, чтобы провести такие сравнения? Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

III. Выявление места и причины затруднения
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации
Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать цель и тему урока.

А теперь предлагаю вам задачу.

Жила-была на свете девочка. Девочка как девочка, звали ее  Ветка, и училась она в самом обыкновенном 6 классе. Однажды мама поручила ей купить продукты. На молоко Вета истратила 3/7 всех денег, а на яблоки – 2/5. И стало ей стало интересно, на какую покупку она  истратила больше денег? 


- А вы можете ответить на вопрос этой задачи? (нет, мы не знаем как сравнивать дроби с разными знаменателями и разными числителями.)
Значит чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока. (Сравнение дробей с разными знаменателями).






IV. Построение проекта выхода из затруднения
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение, смыслообразование
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.
Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

Я предлагаю вам в парах подумать, обсудить и раскрыть нам секрет сравнения дробей с разными знаменателями, сделав записи на листочке.

 ( Все полученные варианты  учащихся фиксируются на доске, идет обсуждение, выбираем правильный). Иногда ученикам удается предложить все три способа сравнения обыкновенных дробей (с помощью координатного луча, с помощью приведения дробей к общему числителю или к общему знаменателю). Если этого не происходит, то учитель задаёт наводящие вопросы:  - Какие правила сравнения дробей вам уже известны? - Какие способы сравнения дробей вам известны? (Необходимо добиться от детей четкого алгоритма сравнения дробей с разными знаменателями, данные алгоритмы записываются на доску).

А теперь давайте проверим ваши гипотезы. Раскроем учебник на стр 51 и прочтем правило. ( Учащиеся находят правило, выбирают то, что относится к сравнению дробей, сравнивают его с нашими предположениями, ещё раз четко формулируют).

-Как вы думаете, ребята, сможем ли мы теперь выполнить задание, которое вызвало у нас затруднение? (ученик выписывает на доску задачу про Ветку и выполняет его).
Все варианты вывешиваются на доску и проводится обсуждение.
- Вернёмся к нашей задаче и решим ее, используя полученный алгоритм: (будьте внимательны при оформлении задания)
- Результатом обсуждения является алгоритм сравнения дробей:
1. Привести дроби к НОЗ, найти дополнительные множители,
2. Сравнить полученные дроби: та дробь считается большей, если ее числитель больше.


V. Первичное закрепление во внешней речи
Формируемые УУД:
Личностные: осознание ответственности за общее дело
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие
Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения
Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

- А теперь я предлагаю вам поработать у доски и выполнить №304 (- Ученики решают у доски, используя алгоритм, обратить внимание на проговаривание).



VI.Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Цель: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Для самостоятельного решения:

- Расположите в порядке возрастания дроби (№307, работа по вариантам, с помощью приведения к общему знаменателю).
Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука. Получаете ключ для выполнения самопроверки.
После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.

- Пришло время немного отдохнуть, предлагаю вам математическую зарядку (учитель показывает классу неравенство, заранее написанное на листе, если высказывание верно, то нужно поднять руки вверх, если неверно, то нужно встать с места и обосновать свой ответ).
4/15 < 1|30 (неверно);
3/5 > 2|3 (неверно);
5/12 < 8|15 (верно);
8/25 < 4|11 (верно);
2/111 < 5|110 (верно).
– В процессе работы задаются уточняющие вопросы.
Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание, определить, кто его выполнил правильно? (Надо привести дроби к одинаковому знаменателю и сравнить их числители.)

VII. Рефлексия деятельности на уроке
Цель: 1) обсудить и записать домашнее задание.
2) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сравнения дробей;
3) оценить собственную деятельность на уроке;
4) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
5) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: действия со смешанными числами;
Формируемые УУД:
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха
Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества
Организация учебного процесса на этапе 7:
Постановка домашнего задания с комментированием: 
- В начале урока мы с вами прочитали слова Томаса Эдисона. А вы знаете, кто это за ученый? Я немного расскажу о нем. Томас Алва Эдисон всемирно известный ученый, изобретатель фаногрофа, лампы накаливания с угольной нитью, кинескопа, железно-никелевого аккомулятора и других интересных и полезных изобретений.
А хотите узнать больше? Первое задание: найдите о нем информацию и придумайте с ними задачу о Эдисоне.
- Выучить алгоритм сравнения дробей (раздать каждому),
- № 351, 359 и 353(по желанию)

– Что нового узнали на уроке?
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Наша цель достигнута?
– Что нам помогло справиться с затруднением?
– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?
– Как вы можете оценить свою работу?

ќђ Заголовок 115