Рабочая программа по математике 5 класс, для детей с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью)

МАТЕМАТИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 5 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 224с.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Математика в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.

Задачи преподавания математики:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Основные направления коррекционной работы:
Коррекция переключаемости и распределения внимания.
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция произвольного внимания.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Развитие самостоятельности, аккуратности.

Общая характеристика курса
Программа по математике включает разделы: «Сотня», «Тысяча», «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд», «Обыкновенные дроби», «Геометрический материал», «Повторение».

Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трёхзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Счёт до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен, знак = (равняется).
Сравнение чисел, в том числе разностное, кратное (легкие случаи).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1км,1г, 1т), соотношения: 1м=1000мм, 1км=1000м, 1кг=1000г, 1т=1000кг, 1т=10ц. денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.
Единицы измерения времени: год (1год) соотношение: 1год=365, 366 сут. Високосный год.
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости (55см+/-19см; 55см+/-45см; 1м-45см; 8м55см+/-3м19см; 8м55см+/-19см; 4м55см+/-3м; 8м+/-19см; 8м+/-4м45см).
Римские цифры. Обозначение чисел I –XII.
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка.
Умножение числа 100. знак умножения (x). Деление на 10, 100 без остатка и с остатком.
Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40x2; 400x2; 420x2; 40:2; 300:3; 480:4; 450:5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24x2; 243x2; 48:4; 488:4 и т.п.).
Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение.
Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дробей с одинаковыми числами или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составление арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями.
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.
Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Образование R и D.
Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100.
На изучение геометрического материала отводится один урок в неделю

Структура курса

Рабочая программа по математике рассчитана на 201 час, 6 часов в неделю.
Таблица основных тем по четвертям.


Тема раздела
четверти
Итого:



1
2
3
4


1
Сотня
21ч.



21ч.

2
Геометрический материал
3ч.
12ч.

8ч.
23ч.

3
Тысяча
22ч.
8ч.


30ч.

4
Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд

21ч.


21ч.

5
Обыкновенные дроби

4ч.
56ч.
12ч.
72ч.

6
Повторение



25ч.
25ч.

7
Контрольные работы
2ч.
2ч.
3ч.
2ч.
9ч.


Итого:

48ч.
47ч.
59ч.
47ч.
210ч.



Межпредметные связи
Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах задач.
Чтение и развитие речи. Чтение заданий, условий задач.
Изобразительное искусство. Изображение геометрических фигур, чертежей, схем к задачам.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по математике

Базовый уровень
Учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
- единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;
- римские цифры;
- дроби, их виды;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;
- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;
- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
- выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;
- умножать и делить на однозначное число;
- получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
- различать радиус и диаметр.

Примечания
Обязательно:
- продолжать складывать и вычитать числа в пределах 100 с переходом через десяток письменно;
- овладеть табличным умножением и делением;
- определять время по часам тремя способами;
- самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.
Не обязательно:
- решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1000 (510-183; 503-138);
- решать арифметические задачи в два действия самостоятельно (в два, три действия решать с помощью учителя);
- чертить треугольник по трем данным сторонам.

Минимальный уровень
Учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;
- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка;
- умножать и делить на однозначное число;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;


Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по математике
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям    на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
 Оценка письменных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но допущена одна ошибка или два-три недочета в примерах или в задаче, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в решениях примеров и задач, рисунках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Литература:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Математика. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 224с.
Рабочую тетрадь по математике под ред. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. – М.: Просвещение, 2008.


Математика (201ч.)
№ п/п
Дата
Кол-во часов
Тема урока
Стр.
Коррекционная работа

четверть
Сотня



6
Повторение. Нумерация в пределах 50
3-10
Коррекция переключаемости и распределения внимания.




Повторение. Нумерация чисел в пределах 100.






Повторение. Таблица разрядов






Повторение. Единицы измерения длины






Повторение. Единицы измерения времени






Повторение. Единицы измерения стоимости





3
Геометрический материал. Линия, отрезок.
27-28
Коррекция зрительного восприятия.




Линия, отрезок,луч.






Построение различных фигур





3
Нахождение неизвестного слагаемого.
11-15
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.




Решение уравнений






Составление задач. Решение уравнений





3
Нахождение неизвестного уменьшаемого.
15-18
Коррекция произвольного внимания.




Решение уравнений






Составление задач. Решение уравнений





5
Нахождение неизвестного вычитаемого.
18-22
Коррекция логического мышления.




Решение уравнений






Составление задач. Решение уравнений






Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания






Урок – обобщения по теме «Сотня»





1
Контрольная работа по теме: «Сотня».
26
Развитие самостоятельности, аккуратности.



4
Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд.
22-25
Развитие вербальной и слуховой памяти.




Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд.






Устное решение задач в пределах сотни






Устное решение задач в пределах сотни



Тысяча



4
Нумерация чисел в пределах 1000.
34-43
Коррекция логического мышления.




Решение примеров на сложение и вычитание в пределах тысячи






Решение задач на сложение и вычитание в пределах тысячи






Использование калькулятора при счете.





2
Округление чисел до десятков и сотен.
43-45
Развивать умения планировать свою деятельность.




Округление чисел до десятков и сотен.





3
Римская нумерация.
45-46
Развитие словаря через знакомство с математическими терминами.




Запись чисел римской нумерации






Примеры использования римской нумерации





4
Меры стоимости, длины и массы.
46-51
Развитие вербальной и слуховой памяти.




Меры стоимости. Сложение мер.






Сложение мер длины






Сложение мер массы





5
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины.
51-53
Коррекция произвольного внимания.




Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины, стоимости.













Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины, стоимости.






Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины, стоимости, массы.





4
Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.
54-58
Коррекция логического мышления.




Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.






Решение примеров на сложение и вычитание круглых сотен и десятков.






Решение задач на сложение и вычитание круглых сотен и десятков.





1
Контрольная работа по теме: «Тысяча».
58-59
Развитие аккуратности, самоконтроля.

2 четверть



3
Геометрический материал. Углы.
29-33
Коррекция переключаемости и распределения внимания.




Измерение углов






Измерение углов





4
Сложение и вычитание без перехода через разряд
59-65
Развитие волевых качеств: настойчивости, целеустремлённости.




Сложение и вычитание без перехода через разряд






Сложение и вычитание без перехода через разряд






Сложение и вычитание без перехода через разряд





2
Геометрический материал. Периметр многоугольника.
71-74
Коррекция зрительного восприятия.










2
Разностное сравнение чисел.
83-87
Коррекция переключаемости и распределения внимания.




Сравнение чисел





2
Кратное сравнение чисел
87-91
Коррекция мелкой моторики рук.




Кратное сравнение чисел





1
Контрольная работа по теме: «Сравнение чисел».
70
Коррекция настойчивости, самостоятельности.

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд



7
Сложение с переходом через разряд.
92-96
Развитие волевых качеств: настойчивости, целеустремлённости.




Сложение с переходом через разряд.






Сложение с переходом через разряд.






Сложение с переходом через разряд.






Сложение с переходом через разряд.






Сложение с переходом через разряд.






Сложение с переходом через разряд.





3
Геометрический материал. Треугольники.
74-76
Коррекция зрительного восприятия.




Треугольники.






Треугольники.





7
Вычитание с переходом через разряд.
97-103
Развитие вербальной и слуховой памяти.




Вычитание с переходом через разряд.






Вычитание с переходом через разряд.






Вычитание с переходом через разряд.






Вычитание с переходом через разряд.






Вычитание с переходом через разряд.






Вычитание с переходом через разряд.





4
Сложение и вычитание с переходом через разряд
104-109
Коррекция переключаемости и распределения внимания.




Сложение и вычитание с переходом через разряд






Сложение и вычитание с переходом через разряд






Сложение и вычитание с переходом через разряд





1
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание с переходом через разряд».
109
Коррекция настойчивости, самостоятельности.



2
Геометрический материал. Различение треугольников по видам углов.
76-79
Коррекция зрительного восприятия.




Различение треугольников по видам углов.





4
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа.
109-112
Коррекция логического мышления.




Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа.






Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа.






Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа.





2
Геометрический материал. Различение треугольников по длинам сторон.
79-82
Коррекция зрительного восприятия.




Различение треугольников по длинам сторон.



Обыкновенные дроби



4
Образование дробей.
113-117
Коррекция мелкой моторики рук.




Образование дробей.






Образование дробей.






Образование дробей.



3 четверть



4
Сравнение дробей.
118-121
Коррекция переключаемости и распределения внимания.




Сравнение дробей.






Сравнение дробей.






Сравнение дробей.





4
Правильные и неправильные дроби.
121-124
Развитие волевых качеств: настойчивости, целеустремлённости.




Правильные и неправильные дроби.






Правильные и неправильные дроби.






Правильные и неправильные дроби.





1
Контрольная работа по теме: «Обыкновенные дроби».
124
Коррекция настойчивости, самостоятельности.



6
Умножение чисел 10, 100.
125-129
Коррекция мелкой моторики рук.




Умножение чисел 10, 100.






Умножение и деление на 10, 100.






. Умножение и деление на 10, 100.






Умножение и деление на 10, 100.






Умножение и деление на 10, 100.





5
Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы. Замена крупных мер мелкими.
130-132
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.




Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости






Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости






Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы .






Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы. Замена крупных мер мелкими.





5
Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы. Замена мелких мер крупными.
133-135
Коррекция переключаемости и распределения внимания.




Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы.






Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы.






Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы. Замена мелких мер крупными.






Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы. Замена мелких мер крупными.





2
Меры времени. Год.
136-137
Развитие словаря через знакомство с математическими терминами.




Меры времени.





5
Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.
137-142
Коррекция логического мышления.




Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.






Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.






Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.






Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.





9
Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.
142-157
Коррекция произвольного внимания.




Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.






Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.






Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.






Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.






Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.






Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.






Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.






Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.





1
Контрольная работа по теме: «Умножение и деление чисел без перехода через разряд».
146
Коррекция настойчивости, самостоятельности.



4
Закрепление пройденного материала.
158-162
Коррекция мелкой моторики рук.




Решение задач на умножение и деление






Решение задач на умножение и деление






Решение задач на умножение и деление





4
Проверка умножения и деления
162-164
Коррекция переключаемости и распределения внимания.




Проверка умножения и деления






Проверка умножения и деления






Проверка умножения и деления





8
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
165-173
Развитие волевых качеств: настойчивости, целеустремлённости.




Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.






Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.






Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.






Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.






Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.






Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.






Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.





1
Контрольная работа «Умножение и деление чисел с переходом через разряд».
186
Коррекция настойчивости, самостоятельности.

4 четверть



8
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
174-182
Коррекция логического мышления.




Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.






Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.






Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.






Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.






Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.






Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.






Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.





2
Геометрический материал. Построение треугольников.
187-190
Коррекция зрительного восприятия.










4
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
183-185
Коррекция произвольного внимания.




Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.






Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.






Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.





2
Геометрический материал. Круг, окружность.
190-193
Коррекция зрительного восприятия.




Линии в круге.





1
Геометрический материал. Масштаб.
193-194
Коррекция логического мышления.

Все действия в пределах 1000

178-200

25
Повторение пройденного.
196-214
Коррекция произвольного внимания.

201-203


Геометрический материал. Повторение пройденного.

Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

204


Годовая контрольная работа.

Развитие самостоятельности, аккуратности.





























































































































































3

215-222


















2
Годовая контрольная работа.














15