Роль частей речи в образовании текстов разных стилей и жанров. Морфологические средства выразительности русской речи.


Тема: Роль частей речи в образовании текстов разных стилей и жанров. Морфологические средства выразительности русской речи.
ЦЕЛИ:
познакомить учащихся с морфологическими средствами выразительности художественного текста;
развивать навыки вдумчивого прочтения, многоаспектного анализа художественного текста
воспитывать внимательное и бережное отношение к слову
Тип урока: применение умений и навыков
Оборудование: учебное пособие, раздаточный материал
Ход урока
1.Орг.момент
-проверка дом.задания:
-переписать в тетрадь для правил параграф 40, стр 205-206
-упр365
2.Сообщение темы и целей урока
Учитель: Функциональный стиль – это разновидность русского языка, выполняющая определённую функцию в общении. Цели нашего урока:
1) научиться определять стиль текстов;
2) научиться анализировать тексты разных стилей;
3) научиться редактировать текст, устраняя стилевые ошибки и недочёты.
Рефлексия.
1.Что такое стиль?
2. Это однозначное или многозначное слово?
►Запись в тетради: Стиль – 1) характерный вид, разновидность чего – нибудь, выражающаяся в каких – нибудь особенных признаках; 2) метод, приёмы работы, поведения; 3) способ летосчисления.
Учитель: Стиль – это направление в архитектуре, в музыке , в общении , в одежде, в живописи , в литературе .
Учитель: Прежде чем мы перейдём к теме нашего урока, поработаем со словами.
3. Словарная работа.
Начинаем игру «Узнай слово!»
Задание: по лексическому значению определите задуманное слово.
1.Разговор двух или более лиц. (Диалог.)
2.Одинаковое начало нескольких соседних предложений. (Анафора.)
3.Тип речи, при помощи которого доказывается какая – либо мысль. (Рассуждение.)
4.Обратный порядок слов в предложении. (Инверсия.)
5. Вопрос, не требующий ответа. (Риторический вопрос.)
6.Повторение слов в конце соседних, смежных предложений. (Эпифора.)
7.Замена названия предмета описательным оборотом. (Перифраза.)
8.Стиль речи, цель которого – воздействовать на читателей или слушателей через СМИ. (Публицистический стиль.)
9.Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. (Текст.)
4.«Зарядка для ума». Тест по теме «Части речи»
1. Все слова являются существительными в строке
А исполнение, исполнитель, выполнив
Б книжный магазин, книжник, библиотека
В соловей, соловенятко, соловьиный
Г заведующий, заведующая, заведовать
Д зеленовато, зеленка, зелень
2. Мужской род имеют все существительные варианта
А мрак, какаду, маэстро, ООН
Б Баку, продажа, столяр, денди
В Борнео, собака, атташе Сибирь
Г судья, переводчик, путь, гимн
Д мальчишки, казак, институт, иней
3. Мужской род имеют все существительные варианта
А степень, балет, атташе ось
Б запись, отрасль, насморк, гипс
В сбор, торнадо, шинель, степь
Г рычаг, грань, дробь, идальго
Д ячмень, тюль, колибри, сыпь
4. Мужской род имеют все существительные варианта
А плач, кафель, накипь, перекись
Б корягу, эмаль, аэрозоль, толь
В клавиш, шагрень, портье, зал
Г рояль, россыпь, продажа, путь
Д корь, пропись, прогресс, смесь
5. Женский род имеют все существительные варианта
А диагональ, север, авеню, плов
Б живопись, мадам, желчь, челядь
В кефаль, гуашь, роль, Нехворощ
Г тоннель, скрижаль, бязь, ваниль
Д папоротник, манжет, мигрень, тушь
6. Женский род имеют все существительные варианта
А бандероль, бутыль, цеце, УПА
Б ГЭС, коала, фланель, нитки
В НЛО, наводнение, лазурь, боржоми
Г спираль, латынь, СБУ, кольраби
Д весны, ЭВМ, деталь, плащ
7. Женский род имеют все существительные варианта
А педаль, статья, лебедь, путешествие
Б ЧАЭС, мадам, роскошь, желчь
В продажу, поэзия, жирафа, моль
Г купель, ООН, дрель, радость
Д мышь, жеребенок, ртуть, Припять
8. Средний род имеют все существительные варианта
А кашне, метро, ​​колибри, манго
Б любовь, листья, шоссе, Черкассы
В ЕС, задача, зерна, пенсне
Г кафе, шимпанзе, каноэ, видео
Д Тбилиси, барокко, купе, такси
9. Средний род имеют все существительные варианта
А турне, ягненок, свадьбы, Днепр
Б девчонка, зерна, барокко, меню
В младенец, племя, пашня, филе
Г теленок, шар, мартини, авокадо
Д пальто, канапе, вече, салями
10. Общий род имеют все существительные варианта
А бездельник, забияка, юрист, бедняга
Б увалень, судья, тренер, сирота
В лентяй, левша, рев, почтальон
Г староста, профессор, зануда, болтун
Д ябеда, грязнуля, вельможа, простофиля
11. К одному роду принадлежат все существительные в строке
А Дели, Черновцы, Мехико
Б Стамбул, Сочи, Чикаго
В Сена, Днестр, Миссури
Г Никарагуа, Китай, Чили
Д Токио, Сухуми, Онтарио
12. К одному роду принадлежат все существительные в строке
А Хоккайдо, Париж, Калахари
Б Припять, Умань, Ай-Петри
В Керчь, Сибирь, Килиманджаро
Г Сурами, Бали, Севастополь
Д Вашингтон, Огайо, Кутаиси
13. К одному роду принадлежат все существительные в строке
А рычаг, синтез, Прут, Алжир
Б канитель, созвездия, пол, сумрак
В насекомые, щенок, харчо, рагу
Г левша, простофиля, забывчивым, трио
Д кораллы, цунами, грабли, деньги
14. Правильно соединяются все прилагательные с существительными в строке
А смешное кенгуру, картофельное пюре, красивое панно
Б длинный туннель, тяжелая путь, перспективный инженер
В многолюдный Сочи, малый соня, старинный пианино
Г непоседливый мальчик, молодая леди, лечебное алоэ
Д убогая сирота, полноводное Конго, цветное драже
15. Правильно соединяются все прилагательные с существительными в строке
А старинный Осло, ароматное какао, яркое кимоно
Б львовская госпожа, надоедливая цеце, вкусное кольраби
В приветственный туш, розовый фламинго, малый ничтожество
Г яркая гуашь, интересное интервью, прозрачная шампунь
Д украшенная Умань, ученая степень, второй степень
16. Правильно соединяются все прилагательные с существительными в строке
А солнечный Баку, красивый какаду, сильный насморк
Б вкусное иваси, быстрое такси, гостеприимная Перу
В оригинальное меню, белая тюль, маленький шимпанзе
Г интересное турне, просторное авеню, справедливое жюри
Д далека Сибирь, свежая салями, талантливый маэстро
17. Грамматическая ошибка есть в строке
А постоянная головная боль
Б безопасное средство от насморка
В сделать прививку от кори
Г полоскания морской солью
Д воспользоваться мазью от мозолей
18. Лишь в числе принимаются все существительные строки
А вазон, огорчение, зелень
Б Крым, молоко, железо
В Днестр, казачество, имя
Г человечество, сумм, мальва
Д радость, золото, ветер
Ответы к тестам
1Б 2В 3Д 4А 5В 6Г 7Б 8Д 9Б 10В 11Д 12Б 13А 14Б 15В 16А 17Б 18Б
5.Работа с учебным пособием
-Творческая работа-схемы по параграфам. Защита.
6.Закрепление материала.
-упр 639
7. Практическая работа.
- Что мы должны учитывать при определении стиля?
- Назовите наиболее важные признаки каждого стиля. (пар 60-64)
В классе работают три группы: составить тексты
I группа – официально – деловой стиль;
II группа – публицистический стиль; III группа – художественный стиль.
Задание: Удалите из него лишнее, не относящееся к тексту заданного стиля. И добавьте свое. Докажите принадлежность текста к заданному стилю. Укажите языковые средства, характерные для стиля.
8.Проверка работы.
9.Итог урока
- Достигли ли мы целей урока?
- Чему мы научились на уроке?
10. Домашнее задание.
1. Учебник, п.60-64 составить схемы
2. Упр. 338.