Организация деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе посредством элементов театрального искусства


Нежевлева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы
Муниципального казенного образовательного учреждения «Горячеключевская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» elenanezhevleva@mail.ru.
Организация деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе посредством элементов театрального искусства
Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Николай Гоголь
Ориентация на эффективность учебного процесса – одна из концепций ФГОС. Особая роль в этом процессе отводится смысловому чтению. Но дать свои положительные результаты методические приемы смыслового чтения смогут только при одном условии: надо заинтересовать обучающихся чтением, привить им любовь к слову. Только при таком подходе смысловое чтение станет процессом развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Считаю возможным применение элементов театрального искусства в качестве одного из способов организации познавательной деятельности, который способен и заинтересовать чтением как увлекательным и познавательным процессом, и развить навыки смыслового чтения, призванного оказывать огромное влияние на формирование всех обозначенных в стандарте компетенций.
Воспитание театром - это воспитание средствами театрального искусства, начинающееся с прочтения текста (сценария), в котором каждое слово весомо и значимо, и кончающееся образованием живого, непрестанного интереса к художественному слову, человеку, обладающему великой способностью понимать, творить, учиться и учить; к прочтению литературы, к ценностям театральной культуры, к ее традициям. Еще Екатерина II придавала театру высокое воспитательно - образовательное значение. Эта историческая деталь натолкнула на мысль положить в основу работы с текстом использование элементов театрального искусства, которые дают широкие возможности для 1) формирования читательской компетенции, речевой культуры и компетентности в общении 2) повышения познавательного интереса и интереса к активному чтению, 3) формирования умения выделять в тексте идею, проблему, главную информацию, 4)формирования четкой, правильной речи с хорошо поставленной дикцией, 5) расширения читательского кругозора, 6) повышения словарного запаса учащихся, 7)повышения качества обученности по всем предметам.
Методические приемы формирования и оценки смыслового чтения у обучающихся, положенные в основу стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы (тренинг) и во внеурочной деятельности (постановка спектакля): 1) работа над текстом (ключевые слова; особенность, необычность ситуации; логические ударения; интонационные членения; подбор синонимов; возможность дополнения текста, возможность развития сюжета; написание сценария и т.п), 2) голос (работа со звуком, дыханием, речью и голосом, ощущение своего голоса, как "инструмента"); 3) развитие воображения и внимания; 4) показом нескольких контрастных образов(характеров); 5) работа над монологом(или речью), работа над диалогом (с партнером), оценка действия «актера»; 6) погружение в состояние выбранного образа и работа в этом образе; ощущение пространства и времени; 7) выпуск спектакля с участием обучающихся. Приобщение учеников к чтению не заставит себя ждать.
Следовательно, при смысловом прочтении текста преображается ученик в ученика – читателя, в ученика – сценариста, в ученика – критика, в ученика – партнера. На сцене ребенок огромное значение придает ключевой фразе, обыгрывая её, слову как звучащему чуду, способному донести смысл зрителю. Он тонко чувствует партнера, учится его слушать и слышать, учится такту и в то же время инициативному сотрудничеству, контролю, владению монологической и диалогической формами речи. Думается, не стоит излишне повторять, какими УУД овладевает в такой ситуации ученик, но одно бесспорно – театр, как одна из форм работы по смысловому чтению в урочное и внеурочное время, создает возможность для успешного формирования многих компетенций, учит любить чтение и размышлять.