Использование краеведческого материала для повышения эффективности проектно-исследовательской деятельности


Использование краеведческого материала для повышения эффективности
проектно-исследовательской деятельности
Соболевская Маргарита Владимировна,
учитель географии ОГАОУ БИЮЛИ
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».(Д.Лихачев).

  Одним из наиболее значимых факторов формирования ключевых компетенций, в том числе информационной компетенции, выступает проектно - иследовательская деятельность учащихся.
Приобщение учащихся к началам проектно - исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Педагог должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции: общенаучную; информационную; познавательную; коммуникативную; ценностно-смысловую; социальную; стремления к личностному самосовершенствованию. Обучение проектной-исследовательской деятельности будет эффективным, если  использовать местные ресурсы, т. е  различные формы и средства краеведческой работы [1].
В результате многолетнего опыта проектно-исследовательской деятельности выявлено, что наиболее сложным для обучающихся является выбор темы исследования – определение аспекта рассматриваемой проблемы. Выбирая тему исследования необходимо руководствоваться несколькими правилами:
тема должна быть интересной;
тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу;
тема должна быть оригинальной.
Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.
Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.
Выбор темы
Обучающимся предлагается ответить на вопросы:
 1. Что тебе интересно больше всего?
 2. Чем ты хочешь заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?
 3. Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?
 4. Что позволяет тебе получать лучшие оценки в школе?
 5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
 6. Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?
После анализа анкеты, под руководством учителя обучающиеся работают с различными источниками краеведческой информации и выбирают тему исследования.
Источники получения информации для проектно- исследовательской деятельности:
Краеведческая библиография, как и библиография вообще, - важнейшее средство информации, изучая которую обучающиеся могут увидеть интересные темы для своих будущих исследований.
Статистические источники краеведения
Одним из основных источников при изучении края служат данные государственной статистики. Эти данные могут быть о состоянии населения, хозяйстве, природных объектах, экологической обстановке и др. К главным статистическим источникам по экологии можно отнести ежегодные доклады о состоянии окружающей природной среды в нашей области.
Картографические источники
В краеведческих исследованиях карты служат как источником информации, так и для демонстрации результатов, полученных другими способами. Значение карт в краеведческом исследовании не ограничивается лишь их анализом для выявления фактов, характеризующих край, и различного рода взаимосвязей. Карты служат для краеведа важным средством фиксации собранных фактов. Нанеся на карту различные данные о природе, населении, хозяйстве, экологической обстановке, краевед может с помощью карты показать выявленные им взаимосвязи на изученной территории. Важнейшим источником картографической информации является атлас  «Природные ресурсы и экологическое состояние Белгородской области», подготовленный преподавателями НИУ БелГУ.
Архивные и фондовые материалы
Государственные архивы являются хранителями многовекового документального наследия. Каждое природоохранное ведомство имеет собственный архив, материалы, хранящиеся в нем можно отнести к фондовым. Работа со всеми видами письменных источников является одним из важнейших направлений самостоятельных исследований школьников во время краеведческой деятельности.
Устные источники
Язык, как древнейший способ общения людей, хранит богатейшие сведения жизни в самые различные эпохи. Языковым каналом передачи этих сведений является устное народное творчество - сказки, предания, былины, песни, пословицы и поговорки. В качестве устного источника могут выступать и рассказы ныне живущих людей, в памяти которых сохранились сведения о различных событиях истории.
Экскурсии
Важнейший источник краеведческих знаний - непосредственное изучение природы и отдельных ее достопримечательностей во время самостоятельных поездок, экскурсий, краеведческих экспедиций.
Важное значение в изучении экономики региона играют экскурсии на предприятия города Белгорода и Белгородской области. Уже традиционными стали экскурсии в инновационно-технологический центр. БГТУ им. В.Г. Шухова, Центр молодежного инновационного творчества «МЕТАМОРФОЗА», Федеральный региональный центр аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов НИУ «БелГУ», где ученые ведущих вузов области проводят занятия по актуальным проблемам использования высоких технологий в производстве.
Проводимая работа помогает обучающимся сделать правильный выбор своей будущей профессии. Использование краеведческого материала способствует формированию более глубоких и прочных знаний учащихся, помогает понять и объяснить природные и экономичекие процессы и явления, активизирует познавательную активность.
Таким образом, в нашем регионе существует достаточно обширная и разнообразная информация краеведческого характера, которую следует шире использовать как в учебном процессе, так и во внеклассных мероприятиях.
При подготовке проектов обучающиеся собирают информацию не только из литературных источников, Интернет – ресурсов, но и из краеведческих материалов города и сельского музея, интервью с жителями села или города.
Работа над проектом требует продолжительного времени: от нескольких недель, до нескольких месяцев. Поэтому четкость в организации работы школьников и промежуточный контроль над работой от этапа к этапу – необходимые условия успешного выполнения поставленной задачи.
Предпочтение отдается творческим, исследовательскими и информационным типам проектов.
Темы проектов:
Практико- ориентированные (социальные) проекты
«Производство несъёмной опалубки на примере общества с ограниченной ответственностью "ГРАНД"»
Создание геометрического музея на территории Белгородской области
«Эффективность использования энергосберегающих зданий и денежные затраты потребителя»
Проблемы молодежной безработицы на примере Ивнянского района Белгородской области
Влияния профильного обучения на профессиональную ориентацию на примере обучающихся ОГАОУ
«Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»
«Экопоселок на территории Белгородской области»
«Миграционная политика Белгородской области как приграничного региона в современных условиях на примере Борисовского района»
«Проблемы внутреннего и внешнего Российского туризма в период экономического кризиса на примере туристических агенств города Белгорода»
«Деятельность интегрированных агрохолдингов в условиях политики импортозамещения»Исследовательские проекты
Оценка влияния комбикормового завода на близлежащие зоны посёлка Волоконовка.
Антропогенное воздействие на лесную экосистему на примере лесопарка «Архиерейская роща» города Белгорода»
Влияние различных факторов среды на изменение урожайности почв на примере крестьянского фермерского хозяйства «Сукмановка» Чернянского района Белгородской области
Антропогенное влияние на степные сообщества и меры по его устранению
Демографический и социальный анализ Села Триречное
Экономическое обоснование проекта «Город развлечений «Мир русских сказок»
на территории Борисовского района Белгородской области
«Благоустройство посёлка городского типа на примере посёлка Октябрьского Белгородской области»
Система сбалансированных показателей Balanced Scorecard (BSC) как инструмент реализации конкурентной стратегии в малом бизнесе (на материалах ИП Галичева В.В.)
«Церковь Дмитрия Солунского в с. Короткое».
Представленные работы охватывают не только область географии, но другие предметы, физику, экономику, биологию, историю, экологию, т.е. большая часть работ носит интегрированный характер, что позволяет учащимся более полно и всесторонне изучать и исследовать родной край.

Выводы
Именно краеведческий подход в образовании позволяет закреплять содержание базовых учебных дисциплин, значительно расширяя возможности педагога. Местный краеведческий материал необходим потому, что это «живая» для школьников история. Это знания о крае, в котором родились они и их родители, где они будут продолжать трудиться и растить собственных детей.
 Краеведческий материал имеет огромную ценность воспитательного характера. Он позволяет растить гражданина и патриота не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни односельчан, на событиях из истории своей местности. Также краеведение имеет духовно – нравственное воздействие на ребенка, удовлетворяя его потребности в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой.
Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать уроки с факультативными и внеклассными мероприятиями.
Благодаря правильной организации деятельности у учащихся развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются условия для самовыражения, самореализации, совершенствования личностных качеств.
Учащиеся приобретают навыки самостоятельной деятельности, выполняют проектно-исследовательские работы и участвуют в различных конкурсах и олимпиадах. Результаты свидетельствуют о ежегодной положительной динамике, увеличению количества участников в конкурсах исследовательских работ муниципального, регионального и всероссийского уровней, которые стали победителями и призёрами.
Использование проектно-исследовательской деятельности позволяет выявить творческие способности, содействует росту успешности обучающихся и их социализации в обществе.
Список литературы
Бычков В.П. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
Векслер С.И. Современные требования к уроку: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2006. – 128 с.
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
Гузеев А. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. – 128 с.
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 2005, № 6, с.34-47.
Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. – 314 с.
Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 2008, с.83-128.