Устный ученический журнал «Язык мой, давай с тобой дружить!»


Устный ученический журнал «Язык мой, давай с тобой дружить!»
Журнал состоит из нескольких разделов:
Говорит, словно реченька журчит.
Юс малый и юс большой.
Послушаешь мудрого — сам ума наберешься.
Занимательные странички.
Не скажете ли вы...
Цель первого раздела — выработка у учащихся культуры речи, исправление речевых недочетов и постановка правильного произношения.
В разделе «Юс малый и юс большой» учащиеся знакомятся с историей русского языка, с его предком древнерусским языком, учатся правильно использовать эти знания.
Основной задачей раздела «Послушаешь мудрого — сам ума наберешься» является работа с произведениями мастеров художественной литературы, которая помогает учащимся открыть всю красоту, выразительность и гармоничность родного языка.
Раздел «Занимательные странички» содержит грамматические игры, шарады и другой развлекательный материал по русскому языку.
Содержание пятого раздела («Не скажете ли вы...») подготавливается
особенно тщательно. Заранее отбираются вопросы, на которые предстоит ответить корреспондентам. Если невозможно найти ответ во время игры, то участникам дается поручение подготовить его «выездной» бригадой (несколько человек ищут сведения в библиотеке).
Открывает первую страницу редактор. На стене макет журнала. Выбирается девиз журнала и каждого раздела.
Корреспонденты первого раздела начинают свое выступление со сценки, в которой показывают, как общаются между собой некоторые ученики.
Ты сегодня собирался в кино? - Ага!
А билет еще не купил?
Ага.
Будешь покупать — купи и мне.
Ага.
Зайти за тобой?
Ага.
- Как вам нравится такая речь? Ведущие предлагают разыграть несколько «правильных» диалогов со зрителями и определить, у кого они получились наиболее живыми и интересными. Обязательное условие — употребление формул речевого этикета, не нарушающих к тому же естественности общения между ребятами.
По сцене проходит красиво одетая девочка, оглядывается, огорченно разводит руками и наконец обращается к зрителям:
—Не видели ли вы здесь одну вещь? Ах, без нее я не попаду в свою страну. Ах, помогите мне, пожалуйста. Мои спутники сейчас вам скажут, из каких звуков состоит ее название. Если вы правильно отгадаете, то я смогу пригласить вас к себе в гости.
Выходят четыре участника и по очереди называются:
1-Я согласный, твердый, глухой, шумный, заднеязычный.
II - Я согласный, мягкий, сонорный, переднеязычный, зубной.
— Я гласный, верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный.
— Я согласный, шумный, глухой, мягкий, переднеязычный, аффриката.
Девочка. Вы, конечно, догадались, что это за слово. Ключ.
А я — хозяйка страны Орфоэпии. Приглашаю всех в гости.
Если вы внимательно прослушаете стихотворение С. Я. Маршака, то сможете сказать, кто живет в моей стране. Правда, эти жители отличаются друг от друга. А чем, интересно?
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных — прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь.
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль сможешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
Девочка обращается к зрителям:
—Чтобы стать почетными гостями нашей страны, вы должны ответить на несколько моих вопросов.
1.Как называются такие пары слов, как косит — косит, трусит — трусит, атлас — атлас, мела — мела?Приведите свои примеры.
2.Скажите, в каких из следующих далее слов можно так ставить ударение (и это не считается ошибкой), а в какихударение поставлено неверно?
Компас, алфавит, рапорт, добыча (угля), документ, атомный (вес), партер, комбайнер, понять, алкоголь, обеспечение, мизерный.(В словах компас, рапорт, добыча, комбайнер, алкоголь проявилось влияние специально-профессиональной сферы и ударение такое в ходу среди моряков, медиков, механизаторов; остальные слова приведены с ненормативным ударением.)
3.Сколько слов записано в ваших карточках? Как такие слова называются? (Карточки раздают корреспонденты первого раздела.)
Орган, жаркое, обмер, парить, полка, бегом, безобразный, бронировать.
Бросок, боек, кругом, ловлю, просыпать, пропасть, долги, пали.
4.Скажите, действительно ли нужна дочке мамина новая шляпка?
Мама. Доченька, не могу найти свою новую шляпку. Ты не брала? Дочка. Нужна она мне!
5.Отгадайте логогрифы. (Логогриф — загадка, в которой новое слово получается путем добавления или отбрасывания одной буквы.)
1)Круглый год идет веселье:Летом мчатся карусели,Лыжи — снежною зимой.Приходи сюда, друг мой!«К» убрав, не пожалеешь,Расставаться не спеши.Косточки свои погреешь
В русской баньке от души. (Парк / пар)
2)Сначала я, а после — гол.Отличный выдался футбол!Без буквы «У» не хуже.Наш футболист не тужит.
(Удар — дар.)
3)Был бы голоден один,
Так не страшно, что ж такого.
«А» прибавим — поглядим,
Как управится наш повар.
(Рот — рота)
Орфоэпия. Молодцы! Со всеми заданиями справились. Те ребята, которые отвечали больше и лучше всех, становятся почетными гостями моей страны. (Называет несколько фамилий.) Теперь мне пора прощаться.
Редактор. А мы открываем следующую страницу нашего журнала -«Юс малый и юс большой». Не все, наверно, знают, что это буквы древнерусского алфавита. Ну, две-то из него вы знаете наверняка. Какие? Сейчас я вам назову несколько выражений, а вы мне объясните, как они связаны с древнерусским алфавитом.
Прописать ижицу. Ходить фертом. Учить аз да буки — школяру муки.
На сцену выходит участник, одетый в костюм древнерусского сказителя, в его руках большая таблица с изображением букв древнерусского алфавита и их названиями.
Сказитель. Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Руси вместе с христианством появились церковные книги на славянском языке — Евангелие, Псалтырь, проповеди и поучения учителей церкви. Азбука эта называлась кириллицей по имени славянского первоучителя Константина (Кирилла) Философа. Не все эти буквы соответствовали звукам древнерусского языка. Так, «юс большой» и «юс малый» были созданы для обозначения носовых гласных, а такие гласные в древнерусском языке были утрачены до IX века. Поэтому «юс малый» стали заменять буквой я, а «юс большой» — буквой у. Две буквы — «онъ» и «омега» — обозначали один и тот же звук [о]. Двумя буквами — «зело» и «земля» — обозначался звук [з]. Для звука [и) тоже было две буквы — / и и. Со временем утратились гласные звуки [ь] и [ъ], однако на письме буквы, обозначавшие эти звуки, сохранялись очень долго. Были в кириллице буквы, созданные для слов, заимствованных из другого языка. Так «фита» и «ферт» предназначались для звука [ф], который в исконных словах в древнерусском отсутствовал, но встречался в именах, пришедших из греческого: Филипп, Феофан, Федор.
В Древней Руси буквами кириллической азбуки обозначались также и цифры. Чтобы не спутать число со словом, по обе стороны от числа ставились точки, а над числом надписывали знак, который назывался «титло».
Закончив свой рассказ, участник кланяется залу и уходит.
Ведущий. В этом журнале мы только начали знакомство с древнерусской грамматикой. Если вам стало интересно, то дайте знать нашим корреспондентам, и мы обязательно продолжим эту рубрику.
Выбегает на сцену Почемучка — маленький мальчик. Он обращается к зрителям:
- Я заблудился. Помогите мне найти дорогу домой. Если правильно ответите на мои вопросы, значит, я доберусь домой вовремя.
1.Я — мальчик, а зовут меня Почемучка. Но ведь и девочку так можно назвать. Почему? А еще несколько таких же слов назовете? (Плакса,неряха, недотепа, невежа, соня, разиня и т. д.)
Почему в слове космонавт вторая часть — -ноет, ведь по-гречески это означает «мореплаватель»-, «плаватель»?
Что мешает образовать существительные женского рода при помощи суффикса -к- от слов кочегар, штукатур, матрос, солдат, водовоз, пилот
Мы образуем слова с уменьшительными суффиксами: винтик, башмачок, а с «увеличительными» — башмачище, ручища.
Что мешает образовать слова с суффиксами -ик, -ок от слов гигант, великан, монумент, а с суффиксом -ищ- — от слов карлик, гном, лиллипут?
Кто вспомнит больше слов, начинающихся сразу с четырех согласных? (Всплеск, взгляд, встреча...)
Догадайтесь, какое слово я задумал: в нем такая же приставка, как в слове подмосковный, корень тот же, что в слове березонька, а суффиксы такие же, как в слове грузовик. (Подберезовик.)
Родственны ли такие слова: переносица и непереносимый, пот и потолок, гора и загородка, приложение и предложение!
Почемучка. Вот спасибо, ребята! На все вопросы ответили, теперь я знаю, куда мне бежать, где искать свой дом.
Редактор. А мы продолжаем наше путешествие по страницам журнала и открываем следующую: «Послушаешь мудрого — сам ума
наберешься». Разыгрывается сценка по тексту.
Язык
Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Мудрый философ ответил:
—Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете самое лучшее, кроме языка! При помощи языка развивается культура, строятся города; при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, выполнять просьбы, приветствовать, мириться, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, любовь. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.
Такое рассуждение пришлось по вкусу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп опять купил языки. Все удивились этому.
Тогда мудрец начал объяснять:
—Ты велел отыскать мне самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга;посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызватьвойну, он приказывает разрушать целые государства; он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хужеязыка?
Предание говорит, что не всем гостям понравился такой ответ.
Ведущий. Представим, что мы тоже присутствуем на обеде у философа и ведем неспешную беседу:
—Скажите, на каком языковом явлении Эзоп построил свои рассуждения?
—Как вы понимаете выражение эзопов язык!
—Какими свойствами языка вы больше пользуетесь: хорошими или плохими?
Сейчас мои помощники раздадут вам листочки с текстом и мы с вами окажемся на Востоке. И здесь нужно проявить смекалку, чтобы не попасть впросак. Что нам в данном случае поможет.? (Текст дается без «смысловых» знаков препинания.)
1) Совет муллы.
Сын хана учился у муллы. Однажды мальчик не выучил урока. Мулла, упрекая ученика, сказал:
—Не будь глупым как отец будь умным.
В этот момент заходит хан. Мулла тут же изменил интонацию:
—Не будь глупым как отец будь умным.
Ведущий предлагает разыграть небольшую сценку на предложенную тему.
2) Купец, плавая по морям с богатым товаром, попал однажды в страшную бурю. Он стал молиться Посейдону, покровителю морей: «О, Посейдон, если ты спасешь мои корабли, то я принесу тебе в жертву статую золотую чашу держащую».
Благополучно завершив путешествие, купец принес обещанный Посейдону дар, но обошелся он ему недорого. Как купец перехитрил бога морей?
Ведущий. Убедились, что даже маленькая запятая может иметь огромное значение? В книге В. Чернышева «В защиту живого слова», вышедшей в Петербурге в 1912 году, есть такие строки: «Наши ученики оттого и ошибаются в знаках, что у них знаки препинания ассоциируются со словами. Например, они представляют двоеточие после слов говорил, сказал, запятую перед который, когда, деепречастием. Поэтому они пишут: И говорит: ему послушай-ка... Сказал: он однажды ей с презрением. Дом возле, которого росло тенистое дерево. Город в, котором я живу».
Скажите, что изменилось с тех пор? Исчезли ли эти ошибки? При каких условиях запятая не ставится перед словами когда, который?
Ведущий. Сейчас я прочитаю вам высказывание А. Н. Толстого о русском языке: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью». Давайте подтвердим высказывание Алексея Николаевича: вспомним и прочитаем стихотворения наших замечательных поэтов, споем несколько русских народных песен, «постреляем» пословицами и поговорками.
(Можно провести небольшой конкурс на лучшего чтеца, знатока русских пословиц и поговорок, лучшего исполнителя народных песен и т. п.)
Ведущий. Открываем следующую страницу нашего журнала — занимательную. И сразу — задача.
Разыгрывается сценка. С разных концов сцены идут навстречу друг другу старик и боец. Повстречавшись, начинают диалог:
—Здравствуй, отец! — говорит боец. А старик ему в ответ:
—Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай — все значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь —слева направо читай, хочешь — наоборот: все одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растет растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли так, что хоть справа читай, хоть слева — все одинаково. Вот и раз гадай.
(Дед, Тит, шалаш, боб, Анна, казак.)
Дед и солдат остаются на сцене и загадывают шуточные загадки.
Что стоит посередине земли? (Буква м.)
В каком слове буква я встречается семь раз? (Семь-я.)
3.В каком слове сорок гласных? (Сорок-а.)
4.В каких словах по сто согласных? (Сто-л, сто-г, сто-н, сто-п и т. д.)
Какие два местоимения мешают транспорту? (Я-мы.)
Какие три местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты.)
В сказках часто говорится о лазоревом цветке, а какого он цвета?
Пояснение к 7-му вопросу. В. В. Колесов в книге «История русского языка в рассказах» приводит такое объяснение: «Могли ли сиять светлые краски и цвета? Разумеется, могли. И потому в середине века дом светлого цвета с отблеском появилось слово лазоревый. Само по себе оно сначала служило для обозначения блестящего голубого цвета, оно и связано своим происхождением со словом лазурь. Так называлась голубая краска минерального происхождения, очень дорогая в средние века. Но в русском языке голубой отблеск лазурита распространился также и на другие цвета. Так появилось лазоревое поле, лазоревое море, лазоревый блеск, лазоревые цветы... Значит, можно сказать, что цветок из сказки — яркий и блестящий, не обязательно голубого цвета».
Ведущая этой страницы. А знаете ли вы, что такое метаграммы? (Загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы на другую получается новое слово.)
Давайте разгадаем несколько таких загадок.
Забирается на печь
И ворчит, шумит, плюется,
Уж от ссор не уберечь.
Корень слева дан Китаем,
Ну а суффикс русский, знаем. (Чай-ник.)
1)Меня вы в сказке отыщите,Я в сказке Пушкина герой.Но л на н лишь замените —Сибирской стану я рекой.
(Елисей — Енисей.)
2)Когда я с т, на мне плывут.Когда я с д, меня сорвут.
(Плот — плод.)
3)С к я в школе на стене,Горы, реки есть на мне,С я, от вас не утаю,Тоже в школе я стою.
(Карта — парта.)
Ведущая. Есть еще одна разновидность загадок — шарады. В шарадах загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет отдельное слово.
1)На первом стоит часовой.Второе в лесу зеленеет.На целое, только стемнеет,
Ты ляжешь — и кончен твой день
трудовой. (Пост-ель.)
2)Первое — нота, второе — тоже,А целое не горох, но похоже.
(Фа-соль.)
3)Первый слог — китайский напиток,Второй — название буквы,
А целое — птица. (Чай-ка.)
4)Мой первый слог — на дереве,Второй мой слог — союз.
А в целом я — материя
И на костюм гожусь. (Сук-но.)
По предложению ведущей дети придумывают сами несколько шарад и разыгрывают их.
Ведущая. Вы, конечно, знаете, что такое омонимы. Вам легко будет ответить на вопросы.
1)Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на швейной машинке.)
2)Какой бор никогда не имеет листвы? (Химический элемент.)
3)Всякий ли барабан — музыкальный инструмент? (Барабаном называют некоторые детали машин.)
4)У каких башмаков не бывает каблуков? (У приспособлений для затормаживания вагонов.)
5)Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец.)
Редактор. Завершает наш журнал его последняя страница. Сейчас перед вами пройдет вереница персонажей. Попробуйте их узнать. Расскажите, чем они прославились, какой след оставили в языке.
На сцене по очереди появляются «авторы» журнала с характерными атрибутами изображаемых героев: школьники в длинном плаще, если возможно, из прорезиненной непромокаемой ткани (Макинтош), в твердой шляпе с широкими полями (Боливар), в тоге римского императора (Август), с большим зеркалом в руках, в которое мальчик все время смотрится (Нарцисс); с «оружием» (Наган, Маузер, Кольт), в треуголке и с пирожным в руке (Наполеон), в генеральской форме во френче и брюках галифе (Френч, Галифе).Ведущая. А теперь я буду давать определения, которые подходят к некоторым людям, а вы угадайте, на каких литературных персонажей они похожи.
Ревнивый, как... (Отелло). Мечтатель-фантазер, как... (Дон Кихот). Беззастенчивый лгун и хвастун, как... (Мюнхгаузен).
Безобразный, как... (Квазимодо). Угодливый, лицемерный, беспринципный, как... (Молчалин). Ленивый, как... (Обломов).
Ведущая. Молодцы! Попробую усложнить задачу. Я называю литературного героя, а вы подбираете определения:
Угрюм-Бурчеев, Робинзон, Балалайкин, Митрофанушка, Манилов, Плюшкин, Собакевич, Остап Бендер. (Если учащиеся затрудняются, то ведущая помогает.)
Ведущая. Вот и закрылась последняя страница нашего журнала. До следующего выпуска!
Объявляются наиболее активные участники, раздаются призы, подарки.