Конспект урока по русскому языку на тему Бессоюзное сложное предложение (9 класс)


БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели урока:
Формирование навыков и умений устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзных ложных.
Формирование у обучающихся положительной мотивации и готовности к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
Развивать навыки использования различных синонимических конструкций для передачи одного и того же смысла предложения.
Воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.
Организация начала урока
Психологический настрой.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.
Улыбнитесь друг другу, себе.
Приятного вам учебного дня!
Метафора на формирование чувства уверенности "Всё в твоих руках”– известная притча.Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: "Все в твоих руках…” И мне хочется, чтобы вы помнили одну простую истину:– Все в ваших руках!
2.Актуализация знаний. Подготовка к изучению нового материала.
Пунктуационный анализ предложений.
Итак, мы приступаем к работе.
Прочитайте предложения, объясните (устно) постановку знаков препинания.
Дайте характеристику каждому предложению.
Пушкин, как вихрь, в..рвался в литературу. Он – эхо мира, послушное и певучее, которое несётся из края в край, чтобы страс..но откликнут..ся на всё, что(бы ) не дать бе..следно зам..реть ни одному достойному звуку вселенской жизни. В этой отзывчивости, в этом даре полн..гласных ответов на все живые голоса вид..тся (не)что по преимуществу человеческое : никто не должен ограничиваться определённой сферой впеч..тлений .
Откройте тетради, давайте запишем число и пропустим одну строку.
Орфографическая работа. ( 1 ученик выписывая в тетрадь комментирует)
Выпишите слова с пропущенными буквами, графически объясните выбор орфограмм.
Определите способ связи между частями последнего предложения
Постарайтесь определить тему сегодняшнего урока. (учащиеся записывают тему урока)
Вывод.
Итак, какое предложение называется бессоюзным сложным?
На какие виды делятся все сложные предложения?
Чем они отличаются друг от друга?
Давайте попытаемся составить схему предложения.
А какова же основная цель нашего урока? ( учащиеся формулируют цель урока, которая состоит в формировании навыков и умений правильной постановки знаков препинания путем определения смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения)
Работа с учебником
Откройте учебник на странице 95, выполним упражнение 214(у доски)
214. Прочитайте. Найдите бессоюзные сложные предложения, выпишите их, вставляя пропущенные буквы. А как мы докажем, что это бессоюзное сложное предложение? Дополнительное задание выделить грамматические основы, указать, чем они выражены.
1) Собралась вся деревня: мальчишки, девчонки, бабы. (Л. Т.)
2) (В)друг я чу. .ствую: кто(то) берёт меня за плечо. (Т.)
3) (В)высь взл..тает Сокол — жмётся Уж к земле. (М. Г.)
4) Васька, сердитый и заспанный, держа лошадь в поводу, стоял и пропускал лошадей. (Л. Т.) 5) (На)лев., от двери две полочки: одна — наша, другая — Карла Ивановича. (Л. Т.) 6) Послушай: дождь студит по крыш... (Ч.) 7) Ну, послушай, сыграем в шашки. (Г.) 8) Гли..истая дорога ра..кисла — приходилось жаться к мокрым кустам, сворачивать (в)сторону. (Абр.) 9) По улицам мела метель, ветер несколько раз принимался с ка-ким(то) стоном завывать в трубе. (М.-С.) 10) Листва на берёзах была ещё почти вся зелена, хотя заметно побл..днела. (Т.) 11) Окно открыто — шорох ветвей раздавался отчётливо близко, (н..)чем (не)отдалённый, (не)прикрытый. (Кор.)
Я попрошу вас записать предложение 9 и выполнить его синтаксический разбор.
Физкультминутка(на фоне музыки шум моря)
А теперь я попрошу вас встать, закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь на берегу моря.. Вы хорошо чувствуете, как успокаивается... и расслабляется... ваше тело...Музыка Вас успокаивает...Вы отдыхаете... Открываете глаза и видите: перед вами простирается белый песчаный пляж...За краем пляжа начинается бесконечное море с чистой голубовато-зеленой водой...Посмотрите вдаль... на величественные морские просторы... перед вами...Вода простирается так далеко,... насколько хватает глаз...Идите вперед, пока не дойдете до того места, где сухой песок встречается с влажным песком у края воды...Остановитесь...
Тихие волны... набегают на берег... и шелестят у ваших ног...Почувствуйте,... как волны подступают к вам... и отступают назад...Это море... Впитайте в себя все звуки и образы...Море наполняет вас жизненной энергиейВам приятно прикосновение теплых солнечных лучей... Свет защищает вас от всех негативных внешних воздействий...
Отдых освежил вас...Вы хорошо отдохнули...Голова ясная... легкая...Приятная бодрость... во всем теле...Вы заряжены энергией... желанием деятельности... Сознание становится яснее... хочется потянуться...Потянитесь! Активнее!А теперь... глубоко вздохните... и улыбнитесь...
Продолжаем работать
А теперь обратите внимание, пожалуйста, на знаки препинания в БСП? Какие знаки препинания ставятся в БСП? (ответы учащихся)
- Итак, в БСП ставится запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
Маша, ты только посмотри!!! В бессоюзных сложных предложениях можно ставить любой знак препинания. И я абсолютно уверен, что смысловые отношения здесь никакой роли не играют. . Все очень просто. Хочешь – ставь запятую, хочешь – тире…
У нас возникла небольшая проблемка
Постановка проблемы.
Думаю, что расставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях нам поможет верное определение смысловых связей между его частями. Ты согласен со мной, Саша?

И я предлагаю вам стать на некоторое время исследователями, а для этого нам необходимо разбиться на 4 группы. У каждой группы свой набор предложений. 1 группа будет исследовать, при каком условии в БСП ставится запятая.2 группа - при каком условии в БСП ставится точка с запятой. 3 группа - при каком условии в БСП ставится тире. 4 группа - при каком условии в БСП ставится двоеточие.
I группа
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день… Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды, на бархатной поверхности моря мелькали огоньки рыбачьих лодок и отражённых звёзд. Но вот ветер набежал, зашумели верхушки деревьев.
(идёт перечисление, части тесно связаны по смыслу, можно поставить союз И)
II группа
С вечера падал редкий, но крупный дождь; к ночи он перестал, только небо сплошь обложилось тучами. Чёрные тени и красные блики двигались по земле, сменяя друг друга; они то удалялись от костра, то приближались к нему вплотную. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
( части отдалены друг от друга по смыслу, значительно распространены и имеют внутри себя запятые)
III группа
Для рыбы нужна чистая - вода будем охранять наши водоёмы. Соловей в середине мая запел- весна пойдёт дружно. Облако пройдёт - озеро опять заблестит. Ввысь взлетает Сокол- жмётся Уж к земле. Вдруг дверь каморки быстро распахнулась - вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы. Было бы здоровье - остальное будет.
((противопоставление, = а, но)[ Время, условие] – [ ].(когда …то, если …то)
[ Время, условие] – [ ].(когда …то, если …то)
(быстрая смена событий)
[ ] – [ ].
(= словно, будто)
IV группа
Однако пора спать: уже поздно. Он поднял глаза: над садом сияло небо. На улице было тихо: никто не ехал и не шёл мимо. День выдался на редкость хороший: было тихо светло и в меру холодно. Варвара прислушалась: донёсся шум вечернего поезда.
([ ]: [ причина ].
( = потому что, так как)
. [ ]: [ пояснение ].
(= а именно, то есть) [ ]: [ дополнение ].
(= чтои увидел, что…
и почувствовал, что)
Если есть время, решаем ГИА
Подведение итогов.
Итак, над чем же мы сегодня с вами работали?
Рефлексия.
Каково ваше мнение, ребята, об уроке? Воспользуйтесь любой формой.Главным для меня на уроке было то, … Теперь я буду знать, что … Меня огорчило то, что … Я рад, что… Я хотел бы, чтобы …
Учитель:– Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами. И помните, – Все в ваших руках!
Спасибо за работу на уроке, мне было очень приятно работать с вами. Желаю вам дальнейших успехов.