Конспект урока по русскому языку на тему Бессоюзное сложное предложение (9 класс)





ТЕМА:
«БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»


Предмет: русский язык
Тема: Бессоюзное сложное предложение
Класс: 9
Продолжительность: 45минут
Технологии: технология встречных усилий учителя и учащегося;
информационно-коммуникационная технология
Цели:
Образовательные:
обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.
совершенствование умения находить БСП в тексте
Развивающие:
развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
развитие умения аргументировать, доказывать;
развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
Воспитательные:
формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;
активизирование познавательной деятельности учащихся;
обеспечение благоприятной психологической обстановки.
Методы: диалогический, коллективный, самостоятельный.
Тип: комбинированный
Оборудование: компьютер, учебник, карточки.


Ход урока
1. Начало урока. «Разминка».
Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.
Приём «Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)
Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.

Б

Е

С

С

О

Ю

З

Н

О

Е



Приставка в слове беспокойный (бес-)
Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).
Суффикс как в слове сонный (-Н-)
Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа
Учитель: в результате у нас получилось слово?
- Ответы учащихся.
Учитель: сформулируйте тему урока.
- Ответы учащихся.
Запись темы в тетрадь: «Бессоюзное сложное предложение»
2. Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».
Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель и ученик сознательно ставит себе или партнёру задачу, решение которой потребует определённых усилий.
Приём «Цель и цели»
Учитель: сформулируйте свои, важные для вас цели урока. Используйте опорные слова:
1)Познакомиться с
2)Учиться
Учащиеся формулируют цели урока.
-Сообщение целей урока учителем.
3. Контрольно-подготовительный
«Знаю – не знаю»
Соединить стрелками соответствие
Сложносочинённое предложение
Вы должны были, братья, устоять, как стена.

Простое предложение
Садков одинаково хорошо писал не только городские , но и сельские пейзажи.

Бессоюзное сложное предложение
Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня..

Предложение с однородными членами
Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.

Сложноподчиненное предложение
Все хотели знать, как он путешествовал, что видел.

Предложение с обращением
Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.


Учитель: что вы знаете по теме? (что я знаю?)
- Ответы учащихся.
Задание классу: Выяснить, какие предложения простые, а какие сложные.
Диктант с буквенными обозначениями
-Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
-Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
-Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
-Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
-Валить на товарища собственную вину – подлость в кубе.
-Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
(Проверка: один учащийся демонстрирует свою запись на индивидуальной доске, класс сверяется:





-С )

4. Повторение
Блиц-опрос:
- Какие предложения называются сложными?
- Какие две группы сложных предложений вы знаете?
- Чем отличаются союзные сложные предложения от бессоюзных?
- Какие предложения называются бессоюзными?
Составьте предложения по схеме:
[ ], [ ], [ ].

Изучение новой темы.


Учитель: обратимся к схеме:
Предложение


Сл Пр
С Б
ССП СПП БСП

Учитель: Я предлагаю вам просмотреть теоретический материал на ваших столах и отметить знакомую информацию +, незнакомую -, знаком ? информацию, нуждающуюся в дополнительных разъяснениях
Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение (БСП) противопоставлено союзным предложениям по отсутствию союзных средств. Части БСП связаны по смыслу и интонационно.
В русском языке представлены следующие типы бессоюзных предложений:
1. Между частями наблюдается смысловое равноправие, части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный:
Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин).
Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка.
2. Части БСП неравноправны: вторая часть поясняет первую (или отдельные слова в ней) в каком-либо отношении, части соединены пояснительной интонацией, порядок следования частей фиксированный:
а) вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно):
Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи.
б) вторая часть дополняет смысл первой (= что):
Я выглянул в окно (и увидел): над лесом занимался рассвет.
в) вторая часть раскрывает причину того, о чем сказано в первой (= потому что):
Я удивился: в двери торчала записка.
Как правило, в предложениях этого типа в первой части заключена основная часть высказывания, а вторая часть поясняет, дополняет содержание первой (является функциональным эквивалентом придаточного предложения).
3. Части БСП неравноправны и соединены особой контрастной интонацией (первая часть предложения характеризуется высоким тоном, вторая  резким понижением тона), порядок следования частей фиксированный:
а) в первой части содержится указание на условие или время совершения действия:
Тише едешь  дальше будешь.
Прихожу к колодцу  никого уже нет (М. Ю. Лермонтов).
В этом случае первая часть БСП является функциональным эквивалентом придаточного условия или времени, а вторая часть  аналогом главной части.
б) во второй части содержится указание на неожиданный результат действия или быструю смену событий:
Не успел я моргнуть  мяч уже в воротах.
в) вторая часть заключает в себе сравнение с тем, о чём сказано в первой части:
Молвит слово  соловей поет.
г) вторая часть содержит противопоставление:
Семь раз примерь  один раз отрежь.
Сравнение СПП и БСП.
Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. (СПП, причина)
Разд..ется выстрел, а волк прод..лжает бежать. ( ССП, противопоставление)
Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка м..л..дых осинок и березок. (ССП, одновременность действий)
Множество т..мноватых тучек с неясно обрисованными краями расп..лзались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разг..няя зноя. (ССП, последовательность действий)

- Можно ли данные предложения превратить в бессоюзные?
Запишите их, подумайте, как изменятся знаки препинания. Выберите правильную интонацию при чтении.
( Чтение получившихся предложений.(1 ученик))
- Что изменилось?
(Убрали союзы, и смысловые отношения теперь выражаются менее четко)
- Как мы все-таки устанавливаем эти отношения и передаем в устной речи и на письме?
(Из содержания простых предложений, входящих в БСП.
Интонация. Различные знаки препинания (, - : )
Подведем небольшой итог:
Дайте определение БСП.
( БСП – это сложное предложение, части которого соединены по смыслу и интонационно, без помощи союзов.)
6.Закрепление

1.Работа с текстом: наблюдение за расстановкой знаков препинания, выбор правильной интонации, выразительное чтение
(Сильные учащиеся получают текст без знаков препинания, пробуют их расставить сами, работы сдают на проверку учителю).

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.
Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
( И. Тургенев)
- Чем объясняются различия в постановке знаков препинания во втором и последнем предложениях?


(Во втором предложении автор перечисляет, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.
В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить быстро, громко), голос понижается; в простых предложениях есть другие знаки препинания. В этом предложении ставится точка с запятой.)
2. Работа с текстом
«Положи свое сердце у чтения»
(1)Книга и чтение были предметом прославления во все времена и у всех народов. (2)Еще при зарождении письменности почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе было написано: «Положи свое сердце у чтения». (3)Какие удивительные и задушевные слова!
(4)Книга и чтение – это великие учителя и воспитатели человеческих душ. (5)Вдумаемся в слова А.И. Герцена: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. (6)Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца».
(7)Русский историк и писатель Н.М. Карамзин писал, что история ума представляет две главные эпохи изобретение букв и изобретение типографии. (8)Все другие были их следствием.
(9)История письменности – это история человеческой культуры.

- Внимательно прочитайте текст.
Найдите БСП.
3. Выполнение теста с последующей проверкой .
Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения. А. Нас охватило чувство страха (причина) Б. Я давно не писал другу письмо (противопоставление) В. Раздался удар грома(быстрая смена событий) Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания. А. Любите книгу, так как она откроет нам много интересного. Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил. Продолжите предложение
Даша задумчиво перелистывала страницы книги чтобы получились предложения следующих типов А. простое с однородными членами (без союзов).
Б. бессоюзное сложное,
7. Рефлексивный этап урока

Чему научились сегодня на уроке?
Какое задание было самым интересным для вас? Почему?
Какое задание показалось трудным и почему?
Чему вы учились, работая в паре?
8. Итог урока:
Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?
Достигли ли вы их?
Учитель. Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – розовые и голубые цветы. Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе розовый цветок, если не понравилось –голубой (приём «Букет настроения»)
9. Определение домашнего задания.
Чтоб упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание.
Варьирую задание на дом по уровням.
Первый уровень, обязательный, - то, что должны знать все члены учебной группы.
Домашнее задание второго уровня (понятийного) выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет.
Всем: 1. Выучить правило на стр. учебника
На выбор: 2. Написать сочинение
«Роль знаков препинания в бессоюзном сложном предложении»
3.Кроссворд по теме «Бессоюзное сложное предложение»

10. Выставление оценок.

















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




 
·