Бессоюзное сложное предложение.


Бородина Т.В., 2 катПонятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в БСП.
Цели и задачи:                                                                                         
формирование умений устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП;
формирование умения правильно расставлять знаки препинания в БСП.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Контрольно – подготовительный этап.
Расставить номера предложений в таблицу, определить, с помощью чего связаны части сложного предложения.
(Таблица на доске, после выполнения задания ученики выходят к доске и заполняют таблицу.)
Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.
Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.
Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
Я сразу понял, что это дело мне по силам.
Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под ногами твердую землю.
Где тонко, там и рвется.
Дождь продолжал хлестать, я продрог до костей.
(Третья колонка в таблице пока никак не обозначена.)
ССП СПП БСП
2, 3, 8 1 (прид.врем.), 4 (прид.цели)
5 (прид.опр.), 7 (прид.изъяс.)
9 (прид. места) 6, 10
- Почему никуда не отнесли 6 и 10 предложение? (Части данных предложений связаны только с помощью интонации.)
- О каком типе сложных предложений пойдет сегодня речь? (О БСП – заполнение третьей колонки.)
3. Объяснение нового материала.
Заполнение текста, содержащего теоретический материал, с помощью сведений на стр. 6 – 7.
Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: при помощи _________________________и _________________________(или_________________________) и при помощи _________________________(без_________________________).
Предложения, части которого связаны при помощи сочинительных союзов, называются_________________________.
Предложения, части которого связываются при помощи подчинительных союзов или союзных слов, называются _________________________.
Предложения, части которого связываются только при помощи интонации, называются_________________________.
4. Закрепление.
Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП.
Я вас любил – меня вы не любили.
Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.
В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.
Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.
Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.
Я понял, что долго не смогу притворяться.
Я понял: долго не смогу притворяться.
- Давайте сделаем вывод, какие знаки препинания разделяют части БСП?
5. Работа с таблицей «Знаки препинания в БСП».
Заполнение первой строки – запятая в БСП, на последующих уроках заполнение таблицы продолжается. Анализ сведений параграфа 10 (пункт 1).
Схема предложения Способ замены знака препинания Примеры
1. [ ], [ ].
Перечисление фактов Союз И Луна сияла, июльская ночь была тиха. (Луна сияла, и июльская ночь была тиха).
     
     
     
     
     
6. Среди данных предложений найдите БСП, запишите, подчеркивая грамматические основы и расставляя знаки препинания.
Молодые казаки ехали смурные и едва удерживали слезы.
День был серый зелень сверкала ярко птицы щебетали как-то вразлад.
В воздухе вдруг захолодело путешественники почувствовали близость Днепра.
Путешественник остановились на ночлег разложили костер приготовили ужин.
Сияет солнце воды блещутДеревья радостно трепещутКупаясь в небе голубом.
Было уже поздно поэтому в усадьбе все спали.
7. Итоги. Рефлексия.
О каком типе сложных предложений сегодня шла речь?
Почему так называются такие предложения?
Какие знаки препинания употребляются для выделения частей БСП?
Какие затруднения возникли у вас сегодня на уроке?
Что показалось наиболее легким?
8. Домашнее задание.
Домашняя работа: упр 357, §28.