Урок по русскому языку для 11 класса «Бессоюзное сложное предложение»


Бессоюзное сложное предложение
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:формировать их личностную позицию;воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
ХОД УРОКА
Никогда не гибнет в жизни большойВсё, на что сердце твоё откликается.Живи беспокойно, живи с маетой:С доброты человек начинается.
Актуализация.
Все ли слова вам знакомы и понятны?
Маета - собственно русское образование от существительного мая –“тяжелая работа, мученье” посредством суффикса -ет-.
Запись эпиграфа в тетрадях.Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы. (С доброты человек начинается)
Настроимся на разговор о доброте.Назовите синонимы к слову “доброта”.
(Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие)
Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?
(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)
Выполните задание.
№1. Задание к эпиграфу
- Определите структуру предложений и объясните знаки препинания в них.
(1-ое предложение - сложноподчиненное предложение с придаточным местоименно-определительным)
(2-ое предложение - сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом )-Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.
(Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)
Сообщение темы урока и постановка целей.
Бессоюзные сложные предложения.
Как вы уже поняли, на уроке пойдет речь о бессоюзных предложениях. Сегодня мы должны с вами вспомнить все, что знаем об этих предложениях и знаках препинания в них.
- Актуализация уже имеющихся знаний.
1)Какое предложение называется бессоюзным?
(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения)
2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?
(Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, врем,, дополнение, противопоставление)
3)Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?
(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)
Дома вы составили опорный конспект.
Используя свой конспект, вы должны выполнить задание под номером два.
(Самостоятельная письменная работа в разноуровневых группах)
№2. Самостоятельная работа, с последующей проверкой.
Задание для первого уровня: выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему? Во время проверки начертите схемы предложений.
Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
Желаешь себе добра – не делай зла другому.
Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.
Задание для второго уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
Доброта – качество ( ) излишек доброты нам не вредит.
Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.
 Задание для третьего уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.
Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.
У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
Доброта ( ) качество ( ) излишек доброты нам не вредит.
Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.
Проверка самостоятельной работы.
Первый уровень. (проверка осуществляется учителем в индивидуальном порядке - 1-2-е работы)
У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.
(это сложносочиненное предложение)
Второй уровень (учащийся работает у доски )1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение].
(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое –знаем)
2. Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [пояснение].
(вторая часть поясняет, высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз а именно)
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [причина].
(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)
Третий уровень. (учащийся работает у доски )
1.Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
[ ] - [сравнение].
(вторая часть предложения содержит сравнение; можно проверить союзом словно или как)
2.Желаешь себе добра – не делай зла другому. [условие] – [ ].(первая часть содержит условие)
3. Будешь думать о хорошем – мысли созреют в добрые поступки.
[условие] – [ ].(в первой части указывается условие, о чем говорится во второй части; проверочный союз – если)
4. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт. [противопоставление].
(вторая часть предложения противопоставляется первой части; можно между частями вставить союз а)
-Выставление оценки-
Дополнительное задание.  На доске:
- Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.
С детских лет постигаем мы истину…
Держится мир на доброте…
Хочешь изменить мир к лучшему…
Проверка задания будет осуществляться после урока (по желанию учащихся).
Подведение итогов урока.
1) Какую роль играют в нашей речи бессоюзные сложные предложения?
Обратите внимание на эпиграф. Почему автор использует бессоюзное предложение?
(Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)Запись текста под диктовку.
№3. Подготовьте выразительное чтение текста, обращая внимание на интонацию и выбор знаков препинания в предложениях.
О доброте
Мы порой не ощущаем вечности добра, разменной монетой его живем:
ты – мне, я – тебе. А ведь мудрость щедрости только в одном: я – всем.
Память и доброта в человеке неотделимо живут и пожалованы ему природой, чтобы щедро одаривать других и тем крепить меж людьми связь человеческую. Беспамятливый и скупой что усохшее дерево: ни глубин прошлого корнями не ощутит, ни шумливой кроной в будущее не заглянет. Не человек, а сирота вселенская.
- Выразительное чтение текста учащимся.
- Запись текста под диктовку. Работа с текстом. Начертите схемы бессоюзных сложных предложений. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях. Укажите части речи в 1-2-м предложениях. Произведите словообразовательный разбор слова беспамятливый.
Схематический диктант.
У альпинистов есть золотое правило:нельзя терять высоту.
Жарко сверкало солнце, блестела радугой река, белели горы.
Вовремя не встанешь-весь год промаешься.
Деревья гибнут – лес не умирает.
Прислушиваюсь снова:звуки как будто падают с неба.
Ветер поднялся к ночи-будет буран.
Туман рассеялся-мы тронулись в путь.
И думал он:отсель грозить мы будем шведу.
Работа в группах.
Тестирование.
Домашнее задание. П. 13, Упр.133
Напишите небольшое сочинение с использованием БСП на тему “Добрый человек в моем понимании”.
Рефлексия.
Сегодня мы с вами говорили о таком качестве , как доброта.
Помните: с доброты человек начинается!
Безмерное богатство – доброта.И пусть ее надолго хватит.Человек настоящий всегдаЩедро добро свое тратит.