Конспект урока в 8 классе по теме Кислоты


Конспект урока химии в 8 классе по теме: «Кислоты».
Тема урока: «Кислоты».
Цели и задачи:
Обучающие: сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений. Дать представление о строении кислот, их классификации. Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.
Развивающие: активизировать речевую и мыслительную деятельность учащихся. Развивать познавательные умения, аналитическое мышление, логику. Совершенствовать навыки самопроверки и взаимопроверки. Развивать умения применять знания, полученные на уроках, на практике.
Воспитательные: воспитывать положительные отношения к знаниям, воспитывать культуру речи.
Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.
Планируемые результаты (учащиеся должны):
уметь определять принадлежность веществ к классу кислот;
уметь называть кислоты по их формулам;
знать формулы кислот;
уметь характеризовать свойства кислот;
уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;
уметь выбирать формулы кислот из перечня веществ;
уметь классифицировать кислоты;
уметь применять знания по технике безопасности при работе с кислотами.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы и методические приёмы: проведение в виде изучения нового материала с опорой на уже известные факты из бытовой жизни, в сопровождении с лабораторными опытами. Метод проблемного изложения материала, частично-поисковый, исследовательский; метод акцентрирования внимания, анализа, метод познавательной деятельности.
Литература для учителя:
1. О.С.Габриелян. Изучаем химию в 8 классе. М,: Блик плюс 1999г.
2. О.С.Габриелян. Настольная книга учителя химии-8класс. Дрофа. 2008г.
3. О.С.Габриелян. Поурочные разработки по химии. 8класс. «Вако» 2004г.
4. Л.Е.Сомин. Увлекательная химия. Пособие для учителя.
Литература для учащихся:
1. О.С.Габриелян. Химия 8класс. Учебник. Дрофа.
2. А.Ц.Крицман, В.В.Станцо. Энциклопедический словарь юного химика. 2007г.
3. Рабочая тетрадь.
Оборудование для учителя:
1. Таблица растворимости оснований, кислот, солей в воде.
2. ПК и проектор, экран, мультимедийное пособие.
Для учащихся:
1. Таблица растворимости оснований, кислот, солей в воде.
2. Набор индикаторов: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.
3. Набор кислот: растворы серной, соляной, уксусной, муравьиной и аскорбиновой кислот, кусочек лимона, яблоко, кефир.4. Штатив с пробирками, стеклянная палочка, колбы, пробирки.
5. Карточки, раздаточный материал.
Образовательные ресурсы:
1. Определение степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты.
2. Практический образовательный модуль.
3. Учебный образовательный модуль.
4. Правила техники безопасности при работе с кислотами.
5. Информационный образовательный модуль.
6. Действие индикаторов на растворы кислот
7. Классификация кислот.
Технологическая карта урока.

п/пЭтап урока Деятельность учителя Деятельность обучающегоФормируемые УУД
1. Мотивация к учебной деятельности
(2 мин)
Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. Коммуникативные
Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
(3 мин)
Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач на уроке. Составление плана работы Опорными являются знания учащихся о кислотах, приобретенные в повседневной жизни и на уроках биологии.
Провожу подготовку мышления детей.
Обращаю внимание ребят на то, что слова кислота и кислый имеют один корень.
Вспомним примеры продуктов питания с кислым вкусом.
Как вы думаете какие вещества придают этим продуктам кислый вкус?
Ребята подумайте как будет звучать тема сегодняшнего урока
«Кислоты»,
Сформулируйте цель урока
Ключевой вопрос нашего урока: “Как кислоты распознать среди других веществ” яблоко, лимон, щавель,кефир
Кислоты!
Кислоты!
Формулируют цель:
изучить свойства кислот.
Записывают тему урока в рабочих тетрадях Познавательные
формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Коммуникативные
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом
Регулятивные
формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу
Личностные
формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
3. Совместное открытие новых знаний (20 мин)
Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы
Задачи: составить представления учащихся о кислотах как классе неорганических веществ, познакомить с классификациями кислот, экологические проблемы... Беседа:
1. С кислотами мы сталкиваемся с вами ежедневно. Какие кислоты вам известны?
На доске учитель выводит формулы кислот HCl H2CO3
А могут ли кислоты образовываться в природе? Какой процесс наблюдается в природе, особенно в экологически неблагоприятных районах?
Что такое кислотные дожди?
2. Некоторые кислоты используются в промышленности.
Например: серную кислоту называют хлебом химической промышленности
H2 SO4,
азотная HNO3 и фосфорная H3 PO4 используются для производства удобрений.
3. Проанализируем состав кислот и сформулируем определение.
Кислоты по числу атомов водорода классифицируют на одноосновные HNO3 двухосновные H2SO4
трехосновные H3PO4
по наличию кислорода кислородсодержащие HNO3 и бескислородные HCl4. Как можно отличить кислоты от других веществ?
Однако, согласно правилам поведения в химическом кабинете пробовать вещества на вкус строго запрещено!
Предлагаю провести эксперимент
Я демонстрирую изменение окраски индикаторов в кислотной среде:
оранжевого метилового – на красный; фиолетового лакмуса – на красный; бесцветный фенолфталеин – остается бесцветным. Даю пояснение, что фенолфталеин является индикатором на щелочи, т.к. только в щелочной среде изменяет окраску, а в кислой среде остается бесцветным.  
В желудочном соке соляная кислота.
В лимонаде и нарзане угольная и т.д.
Ответ ученика
В состав молекул кислот входят атомы водорода.
Ребята записывают в тетрадь определение кислот.
Составляют схему:
HCl H2 S
HNO3 H2SO4 H3PO4
На вкус.
После выполнения л/о ребята отвечают на вопрос как с помощью индикаторов определить кислоты
Личностные
самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению
Предметные умения
должны знать определения понятий: кислота и кислотная среда;
должны уметь: определять формулы среди других веществ, составлять их , исследовать среды раствора с помощью индикатора, оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов
Метапредметные умения
Познавательные
общеучебные- организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности
  Важно знать, что многие кислоты опасные (вызывающие ожоги). Откройте учебник § 20 с.106, рис.61 , прочитайте правила работы с серной кислотой. Записывают в тетради правила работы с кислотами 4.
Закрепление изученного материала
(10 мин)
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности 1. Игра « Делай как я!»
2. Лабораторный опыт «Определение кислоты среди выданных веществ»
3. Упражнение в применении знаний:
«Выписать формулы кислот из карточки» и дать им название с использованием учебника
Теперь вернемся к ключевому вопросу урока:
“Как кислоты распознать среди других веществ” Физкультминутка
Выполняют записи в тетради
1. по формуле
2.экспериментально: с помощью индикатора Коммуникативные
формируем умение слушать и понимать других, работать в парах учитывая позицию собеседника
Познавательные
формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)
5. Домашнее задание Планирование работы на следующий урок.
Предлагает домашнее задание на следующий урок
§ 20, упр.1 Записывают задание 6. Рефлексия Создаёт условия для заключительной рефлексии:
-Сегодня на уроке я научилась(ся)…
-Сегодня на уроке я узнал(а)…
-Что ещё я хотел(а) бы узнать о кислотах …
-Неожиданностью для меня явилось то, что….
-Сегодня на уроке я понял(а), что..
-Особенно интересным было…
Оценивают свои знания. Регулятивные
формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения.