Статья Профессиональная направленность английского языка (СПО)


Профессиональная направленность уроков английского языка
Юн Ден Э (Зинаида Владимировна),преподаватель высшей категорииГБПОУ «Сахалинский горный техникум»
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации работы для повышения интереса к изучению дисциплины через профессиональную направленность уроков.
Ключевые слова: мотивация, профессия, техническая терминология, конкурентоспособность выпускника.
Обучение иностранному языку является одним из основных элементов образовательных программ профессионального обучения в СПО.
В наше время важность изучения английского языка как никогда актуальна. Без знания иностранного языка в современном мире не обойтись ни одному человеку. Иностранный язык в СПО изучается как обязательный предмет в течение всего курса обучения. Необходимо обучение иностранным языкам связать с будущей профессией обучающихся. Поэтому профессиональная направленность обучения является ведущим методическим принципом, который следует учитывать и реализовывать в учебно-воспитательном процессе.
Владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда. Выпускнику техникума, владеющему английским языком, открываются большие перспективы устройства на работу.
Основным фактором успешного овладения английским языком является мотивация, т. е. положительное отношение обучающихся к иностранному языку как к учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области.
Профессиональная направленность в обучении иностранным языкам осуществляется в процессе различных видов деятельности: чтения, устной речи, переводов технического текста и т.д. При этом важно, чтобы обучающиеся овладели профессиональной лексикой. В целях успешного  решения этой проблемы преподавателю необходимо провести отбор лексического материала с учетом специализации.
Мне, как преподавателю, приходится разрабатывать методический материал и искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению. Это и стало моей главной задачей в преподавании дисциплины. При решении этой задачи важную роль играет интеграция со специальными дисциплинами.
Со слабоподготовленными обучающимися по иностранному языку решить эту задачу довольно трудно. Профессионально - направленных учебников и пособий по конкретным специальностям и профессиям недостаточно. Тексты профессиональной направленности следует подбирать с учетом посильности и доступности. В начале работы они должны быть небольшими по объему, построенными на изученном языковом материале, в них может быть включено небольшое количество новых лексических единиц. В дальнейшем, когда обучающиеся приобретут некоторый опыт в чтении, материал можно усложнять.
Техникум готовит обучающихся по разным профессиям, и поэтому предметное содержание по каждой профессии имеет свои особенности.
Обучающиеся по профессии «Автомеханик» в ходе изучения курса английского языка знакомятся с машиностроительными компаниями; техническими характеристиками, с общим устройством автомобиля, основными правилами дорожного движения. Лексический материал для обучающихся по профессии включает в себя названия материалов и механизмов, названия оборудования, названия разных видов топлива.
Работа с материалом для обучающихся данной профессии поможет им не только овладеть английской технической терминологией, но и познакомиться с историей и современным состоянием отрасли, заглянуть в будущее технологии производства автомобилей. Содержание всего курса направлено на формирование необходимых навыков работы с технической литературой по профессии, на формирование базового словарного запаса, на преодоление трудностей перевода, приобретение разговорных навыков. Обучающиеся читают и переводят тексты, выполняют самостоятельную работу дома, ищут дополнительный материал в журналах, в учебниках по специальным дисциплинам, используют Интернет - источники, переводят найденный материал на английский язык.
Для повышения мотивации на уроках применятся различные формы организации работы: работа в группе, в парах, индивидуальная, фронтальная; используются информационно- коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, деловая игра. Обучение иностранному языку происходит не только на уроках, но и во внеурочное время. Традиционным стало проведение КВН, олимпиад, конкурсов переводчиков технического текста, предметных недель. Если активность первокурсников невысокая, то обучающиеся 2 курса с удовольствием включаются в данные мероприятия и сами являются организаторами. Эти мероприятия способствуют не только качественной подготовке рабочего или специалиста, но и формированию его как активной личности, готовой к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Анализируя итоги по дисциплине за 1- 2 курсы, можно увидеть динамику роста качества знаний. (Рис.1)

Рис.1 Итоги качества знаний по английскому языку
Можно сделать вывод, что профессиональная направленность уроков английского языка повышает интерес к изучению дисциплины, позволяет готовить специалистов, отвечающих требованиям работодателей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.В.А. Мижериков Словарь-справочник по педагогике. – М.:ТЦ Сфера, 2004.
2. Р.П. Мильруд. Статья в рубрике: ИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ, 2013.
3.Ф.М.Рожкова « Профессиональная направленность урока иностранного языка в среднем профессионально-техническом училище», ИЯ, №3, 1989.