Рабочая программа по вариативному компоненту Юные художники





ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ
«ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ» ПО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

















Пояснительная записка
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям:
Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
Умение использовать трафареты и печати при работе;
Умение убирать за собой рабочее место.
Одновременно проявились и низкие способности детей:
Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
Проявление фантазии, художественного творчества;
Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Волшебный мир красок». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.













Средняя группа
№ п/п
Тема занятия
Нетрадиционная техника
Программное содержание

1
2
3
4

Сентябрь

1
Луг
Акварельные краски+восковые мелки
Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете

2
Ваза для цветов
Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ»
Закрепить умение составлять простыеузоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.

3
Бабочки
Монотипия
Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

4
По замыслу
Различные
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Октябрь

5
Листопад
Тиснение
Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.

6
Осенние листья
Тычкование
Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования. Развивать чувство композиции

7
По замыслу
Различные
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

8
Ковер из осенних листьев
Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету
Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

Ноябрь

9
Осеннее дерево
Оттискпечатками, набрызг по трафарету, монотипия
Учить изображатьбражатьизображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках

10
Кошечка
Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном
Совершенствовать умение детей в различныхизобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции

11
Снежок
Монотипия. Рисование пальчиками
Закрепить умение изображать снег,используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

12
Красивая тарелочка

Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции.

Декабрь
13
Фантазии
Кляксография, «знакомая форма – новый образ»
Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение

14
Вечер
Черно-белый граттаж
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белогогратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

15
Снежинки

Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

16
Новый год
Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки
Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акврель+восковой мелок) Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках.

Январь
17
Любимый узор
Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками
Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка)

18
По замыслу
Различные
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

19
Комнатное растение

Продолжать учить анализировать натуру, форму и расположение листьев. Закрепить приемы работы с пастелью

20
Волшебный цветок

Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы с пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие


Февраль
21
Полярная ночь

Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности

22
По замыслу
Различные
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

23
Матрешки
Рисование пальчиками
Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие

24
Ваза с ветками
Оттиск печатками
Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.

Март
25
Подарок маме
Печать по трафарету, рисование пальчиками
Учить украшать цветами и рисовать пальчиками . Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по - разному

26
Платок для бабушки

Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма,цветовосприятие

27
Весенние цветы
Акварель + восковой мелок
Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие

28
Узор на платке

Продолжать знакомить детей с павло-посадскими платками. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, чувство композиции

Апрель
29
Фантазия
Набрызг, печать поролоном по трафарету
Учить создавать образ используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник

30
Красивые цветы

Продолжать знакомить с росписью жостовксих подносов. Развивать чувство ритма, композиции

31
Цветы
Монотипия
Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью

32
По замыслу
Различные
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании .

Май
33
Одуванчики
Восковой мелок+акварель, обрывание, тычкование
Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.

34
По замыслу
Различные
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

35
Украшение фартука

Совершенствовать умение выбирать и рисовать предмет, украшать его

36
Весеннее дерево
Рисование пальчиками, тычками
Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки


Итоговая выставка рисунков за год












15