Урок математики на тему Таблица деления на 9



Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №32 имени Л.В. Бобковой»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО МАТЕМАТИКЕ
во 2-В классе
на тему: «Таблица деления на 9. Решение задач».
КУРЫДИНА ЛАРИСА ЛЬВОВНА,
специалист 1 квалификационной категории
Г. Севастополь
2013/2014 уч. год
ТЕМА. Упражнения и задачи на применение таблицы деления на 9. Решение задач.
ЦЕЛЬ. Закрепить знания таблицы деления на 9, знания об увеличении чисел на несколько единиц и в несколько раз; о порядке выполнения действий в выражениях; отрабатывать умение решать задачи на два действия; формировать вычислительные навыки; развивать логическое мышление, память, воображение; воспитывать интерес к урокам математики, любовь к родному городу.
ОБОРУДОВАНИЕ. Фотография памятника затопленным кораблям, предметные картинки, слайды по теме урока,
ХОД УРОКА.
1. Организация класса.
СЛАЙД 1. Фотография Севастополя
Белый город на синем морском берегу — Сорок бухт и без счета огней. Сколько билось сердец У твоих пристаней! Я тебя в своем сердце навек сберегу.
2. Работа по теме урока.

1) Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.
- Как вы думаете, о каком городе написаны эти строки? Да, о Севастополе.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Он будет посвящен нашему любимому городу. В конце нашего урока мы с вами узнаем, какой памятник стал визитной карточкой нашего города. Для того, чтобы узнать это, нужно сложить кусочки пазла. На каждом кусочке - задание.
Если задание будет выполнено правильно, вы будете получать часть пазла, который и сложим в конце урока.
А для этого нам надо повторить таблицу умножения числа 9 и деления на 9; потренироваться в решении уравнения; суметь решить задачу в несколько действий.
СЛАЙД 2. Итак, сегодня на уроке мы:
- Должны знать таблицу умножения числа 9.
- Мы должны знать таблицу деления на 9.
К концу урока мы должны уметь:
- Решать уравнения на нахождение неизвестного делимого и делителя;
- решать примеры в несколько действий.
- научиться решать задачу.
Все задания на нашем уроке будут на морскую тему, ведь мы с вами живем в городе, который стоит на морском берегу.
2) 1 задание.
Аквалангист, погружаясь в глубину моря, должен очень хорошо ориентироваться в пространстве, он должен знать, где верх, где дно, лево, право. Для этого нужно много тренироваться. А мы с вами сейчас будем ориентироваться в клеточках тетради.
Графический диктант. «Кораблик»
- Молодцы, хорошо справились с заданием – получаем 1 часть пазла.

3) 2 задание. Устный счет. (веера) - Таблица умножения и деления 9.
Ну-ка в сторону карандаши.
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться.
И кругом только умные лица,
Потому что считаем в уме!
- А пока мы с ребятами занимаемся устным счетом, некоторые ученики будут зарабатывать кусочки пазла самостоятельно.
(Инд. работа по карточкам)
- Особенно хорошо поработали для получения 2 части пазла … … … молодцы!
Зарядка для пальчиков.
4) Следующее задание мы выполним в тетрадях. Нам нужно вспомнить, как правильно и красиво писать цифры.
Каллиграфия + логическое задание. 135 246 35.. 4…. Продолжить.
М.д. - Я задумала число. Игра «Да – нет» (9)
- Запишите числа, кратные 9.
- Запишите самое наименьшее из этих чисел (9)
- Назовите и запишите наибольшее из этих чисел (90)
- На сколько меньшее число меньше большего? (81)
- Представьте число 81 в виде суммы разрядных слагаемых.
- Найдите периметр прямоугольника, длина которого 10 см, а ширина 5 см.
Молодцы, справились со сложным М.д. – 3 часть пазла.

5) Следующую часть пазла вы получите, если правильно решите «задачи-минутки» и вспомните, что значит
Больше в несколько раз;
Меньше в несколько раз;
Больше или меньше на…
Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого. Таблица.
Один ученик решает за доской.
СЛАЙДЫ - МАЯК, ЮЖНАЯ БУХТА, СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ БУХТА.
«Минутки»:
- У пирса Южной бухты стояло 9 кораблей, а в главной бухте – в 6 раз больше. Сколько кораблей стояло в главной бухте?
- Глубина Севастопольской (Северной) бухты достигает 30 м, а глубина Южной – 14м. Какая бухта глубже и на сколько м?
- Высота Херсонесского маяка 36м. Сколько этажей по 4 м могло бы поместиться в этом здании?
- Береговая линия всех севастопольских бухт составляет 72 км. Длина Северной бухты равна 8 км. Во сколько раз береговая линия длиннее, чем Северная бухта?
Молодец, заработал 4 часть нашего пазла.
6) Ну, а сейчас - наши любимые уравнения. Решать уравнение будет тот, кто правильно отгадает загадку на морскую тему. (№ 443, с. 66)
Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне, картинка якоря
На цепи корабль держу, 54 : х = 9
Судно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал.
На волнах лишь покачал. (Якорь)
Если этот флот военный,То тогда уж непременно картинка бескозыркиНа судах его матросы х : 9 = 5С ленточками это носят. (Бескозырка)
Он морской, но добрый волк, картинка капитана В синем море знает толк. х + 5 = 23Приводил во много странСвой корабль ... (Капитан)
Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли картинка маяка
Знает каждый капитан. х . 7 = 21
Что горит для них вдали? (Маяк)
Кто скафандр надеваетИ на глубину ныряет? картинка водолазаКто в ботинках со свинцом 15 – х = 7Ходит там по дну пешком? (Водолаз)
- Ну что, как вы думаете, заработали мы следующую часть пазла? - 5 часть.
7) А теперь надо немного отдохнуть, поднакопить силы.
Физкультминутка. Рыбки плавали, ныряли
В чистой, тепленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То завертятся в воде.
8) Решение задачи. СЛАЙД – БАЛАКЛАВА
А вот перед нами уникальная Балаклавская бухта, в которой работают замечательные рыбаки. Давайте решим о них задачу и заработаем новую пазла.

Бригада балаклавских рыбаков поймала 30 кг рыбы. Они разложили улов в несколько ящиков по 8 кг и у них еще осталось 14 кг. Сколько ящиков рыбы загрузили рыбаки?
Чтение задачи учителем
Чтение задачи учениками, выбор слов для записи краткого условия.
Анализ задачи:
- Про что идет речь в задаче?
- Сколько рыбы поймали рыбаки?
- Как они поступили с пойманным уловом?
- Весь ли улов они разложили в ящики?
- Это известно или надо найти?
- Сколько рыбы у них осталось?
- О чем спрашивается в задаче?
- Можем ли мы сразу узнать, сколько ящиков они заполнили?
- Что нам неизвестно? (сколько рыбы они разложили в ящики)
- Можем ли мы это найти? Как?
- Знаем ли мы, сколько кг рыбы они положили в каждый ящик?
- Если мы будем знать, сколько всего рыбы рыбаки разложили по ящикам и сколько они положили в каждый ящик, можем ли мы узнать, сколько ящиков они заполнили?

Один ученик решает на доске – получает 6 часть.
9) Решение примеров на порядок действий.
Последнее задание связано с любимым местом гуляния севастопольцев. Это бульвар был разбит в 1885 году на месте руин Николаевской батареи. С тех пор бульвар стал любимым местом гуляний горожан. О каком бульваре идет речь, мы узнаем, решив 14 примеров с использованием таблицы умножения и деления.
24 + 56 : 7= 32 М 90 – 9 . 5= 45 С 81 : 9 + 27=36 В24 : 8 Х 9 = 27 П 30 : 5 + 36=42 Р 25 : 5 + 5=30 О(80 – 26) : 9=6 А (2+5) . (72 – 65) =49 У 39 + 45 : 5 =48 К5 х 8 : 4 = 10 Л 8 . (40 - 32) =64 И 42 : 6 х 5 =35 Б9 х (46 –37) =81 Й 8 х 3 : 6 =4 Ь
27 42 64 32 30 42 45 48 64 81

35 49 10 4 36 6 42
СЛАЙД ПРИМОРСКОГО БУЛЬВАРА.
- Молодцы! Получайте последнюю (7) часть пазла. Вот теперь мы можем сложить весь пазл.
- Какой памятник вырос у нас из пазлов?
- Где он располагается?
- В честь чего он был построен?
Памятник был построен в память о кораблях, принесенных в жертву, чтобы прикрыть Севастополь от вражеских атак с моря.
В нескольких метрах от набережной Приморского бульвара, на трехметровом утесе, сложенном из грубо обработанных гранитных глыб, возвышается стройная коринфская колонна. Ее венчает бронзовый орел, распростерший крылья. Склонив голову, он держит лавровый венок. Надпись на пьедестале гласит: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд.
3. Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.
Продолжите предложение: - Мне было интересно…
- Мне захотелось…
- Я узнал, что…
- У меня получилось…
- Я умею решать задачи.
- Я умею решать уравнения и примеры
- Я знаю, что математика может быть интересной.
4. Домашнее задание. № 448, 449