ОБРАЗ ГРУШЕНЬКИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»


УДК 81
Е.В.Просекова, студент, филологический факультет Тобольская Государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева г. Тобольск
ОБРАЗ ГРУШЕНЬКИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»
Аннотация: В романе «Братья Карамазовы» три женских образа – Грушеньки, Катерины Ивановны и Лизы Хохлаковой – соответствуют образам братьев Карамазовых и также выражают карамазовское начало. Таким образом, женские образы в романе «Братья Карамазовы» – это женские варианты символических воплощений («живая сила», « атеизм», «новая сила, новые люди»), на основе которых Достоевский создает свои образы братьев Карамазовых.
Ключевые слова: женский образ в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», карамазовское начало
В романе «Братья Карамазовы» три женских образа – Грушеньки, Катерины Ивановны и Лизы Хохлаковой – соответствуют образам братьев Карамазовых и также выражают карамазовское начало. Таким образом, женские образы в романе «Братья Карамазовы» – это женские варианты символических воплощений («живая сила», « атеизм», «новая сила, новые люди»), на основе которых Достоевский создает свои образы братьев Карамазовых.
Образ Грушеньки в этом плане соотносится в романе с образом Дмитрия Карамазова. В Грушеньке, как и в Дмитрии, карамазовское начало воплощено на эмоционально- чувственном уровне. В.И.Кулешов пишет: «Есть в романе стихийный "кусок природы" – человек необузданных страстей Митя Карамазов» [5, с. 161]. Дмитрий является старшим из сыновей Федора Павловича Карамазова. По природе своей это крайне раздражительный, ревнивый, эмоциональный человек, который больше всего любит кутежи и женщин. Дмитрий – сладострастник, как и его отец.
Грушенька в романе впервые показана через восприятие Алеши Карамазова: «Это была довольно высокого роста женщина, полная, с мягкими , как бы неслышными движениями тела. Она была бела лицом, с высоким бледно-розовым оттенком румянца..» [2, с. 170]. Грушенька представлена в романе молодой, здоровой, красивой, пышной девушкой, возбуждающей чувственные желания у мужчин. Митя говорит о ней: «У Грушеньки, шельмы, есть такой один изгиб тела, он и на ножке у ней отразился, даже в пальчике- мизинчике на левой ножке отозвался» [2, с. 137]. Грушенька воспринимается многими героями романа как продажная женщина, развратница. Так, Ракитин в разговоре с Алешей восклицает: «Я Грушеньке не могу быть родней, публичной девке, прошу понять» [2, с. 97]. Иван Карамазов считает, что Грушенька использует сладострастие Дмитрия и Федора Павловича для их стравливания между собой: «Эта женщина – зверь» [2, с. 164]. Федор Павлович Карамазов, влюбленный в нее до беспамятства, соотносит Грушеньку с евангельской грешницей : «Эта «тварь», эта «скверного поведения женщина», может быть, святее вас самих, господа спасающиеся иеромонахи! Она, может быть, в юности пала, заеденная средой , но она «возлюбила много», а возлюбившую много и Христос простил…» [2, с. 87]. Безусловно, в этих словах Федора Павловича присутствуют и юродство, и глумление, но также содержится и истина. Несмотря на то, что Дмитрий и Грушенька являются сладострастниками, в конце романа они все же приходят к пути просветления и истины. Знаком перерождения Дмитрия становится его сон, в котором он видит плачущее дите – воплощение людского страдания. Именно в этот момент он просветляется, так как думает не о сладострастии, а о страданиях чужих ему людей. Он готов сам теперь страдать за всех. Важным для него является звучащий в его сне голос Грушеньки: «А и я с тобой, я теперь не оставлю тебя, на всю жизнь с тобой иду» [3, с. 208].
Перерождение Грушеньки происходит в момент встречи с отставным польским офицером, который был еѐ первой любовью. Глубокое разочарование в своем «едином и бесспорном» приводит Грушеньку к осознанию того, что по - настоящему она любит только Дмитрия: «Как я могла подумать, что люблю другого после тебя!» [3, с. 208]. После этого Грушенька изменяется внутренне. Она уже не та капризная, своенравная и развратная особа, теперь она добрая, тихая, любящая женщина, готовая жертвовать ради своей любви. Грушенька вдруг понимает, что простила своего «прошлого» офицера, и в этом проявляется способность Грушеньки к прощению обид. Узнав об обвинении Дмитрия в убийстве отца, Грушенька начинает считать себя ответственной за произошедшее. Однако, несмотря ни на что, она верит Дмитрию и решает разделить с ним его судьбу.
Показательно, что фамилию Грушеньки – Светлова – мы узнаем лишь на суде. Употребляется она всего лишь один раз, в конце романа. Этим Достоевский подчеркивает, что «грешная» душа Грушеньки пришла к пути покаяния и нравственного обновления. Исследователи творчества Достоевского отмечают, что Грушенька претерпевает в романе метаморфозу, которая ведет ее «грешную» душу к пути покаяния и нравственного обновления. Именно поэтому упоминается Мария Египетская, которая была великой грешницей , долгим искусом и страданием снискавшая себе венец святости [6, с. 46].
Список литературы:
1. Гус, М. С. Идеи и образы Ф. М. Достоевского. – М. : Издательство « Художественная литература» , 1971.– 592 с.
2. Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы: Роман в четырех частях с эпилогом. Ч. I. II. – М. : Издательство « Современник» , 1972. – 368 с.
3. Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы: Роман в четырех частях с эпилогом. Ч. III. IV, эпилог. – М. : Издательство « Современник» , 1981. – 542 с.
4. Кантор, В. К. Братья Карамазовы Ф. М. Достоевского. – М.: Худож. Лит., 1983. – 192 с.
5. Кулешов, В.И. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского. –М.: Дет.лит., 1997. – 208с.
6. Назиров, Р. Г. Творческие принципы Ф. М. Достоевского. – Саратов. : Издательство Саратовского университета, 1982. – 160 с.