Научно-исследовательская работа (сочинение) ученика 6 Б класса МБОУ Шиловская СОШ №1 Елисеева Артёма

Научно-исследовательская работа (сочинение)
учащегося 6 Б класса
МБОУ «Шиловская СОШ № 1» Елисеева Артёма
Святые князья в древнерусской литературе.
Руководитель:
Елисеева С. А.

декабрь 2016 год


Жанр летописи - вид повествовательной литературы в России XI-XVII веков. Это были записи по годам. Слово лето (год) определяло следование записей. Монах-летописец записывал день за днем важнейшие события, обозначая, когда они свершились. Так в монастырских кельях оставляла след история с ее бедами и радостями. Записав события одного года, летописец обозначал этот год и переходил к следующему. И теперь перед нами предстаёт картина событий жизни на Руси - общерусская летопись - "Повесть временных лет", созданная в 10-е годы XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Она помогает нам представить прошлое: в летописи включены и жизнеописания святых, и тексты договоров, и поучения. Летописный свод превращался в своеобразный учебник мудрости.
Нестор так назвал своё творение на старославянском языке: «Се повести времянных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть». В "Повести" основная тема - тема Родины. Она помогает летописцу оценить события: утверждается необходимость согласия между князьями, осуждаются распри между ними, звучит призыв к единению в борьбе с внешними врагами. События истории следуют друг за другом. История княжения всех властителей содержит и описание событий, и оценку их поступков.
«Летопись» привлекает читателей тем, что доносит до нас манеру повествования далекой эпохи, но еще в большей степени тем, что сообщает нам о событиях далекого времени, о людях и их поступках. Такие произведения в «Летописи» относятся к житийному жанру.
Житие святого – повествование о жизни святого, которое обязательно сопровождает официальное признание его святости (канонизацию), сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах, а также особых свидетельствах Божественной благодати, которой был отмечен этот человек.

«Сказание о Борисе и Глебе» ярчайший образец жития. Оно очень ценно для нашей истории, нашей литературы, для нашей культуры в целом. Автор преклоняется перед братьями, старается рассказать как можно больше об их духовной красоте, их идеальном поведении. Во время чтения понимаешь, что Борис и Глеб являют собою образец чистоты. Ангельский характер юношей, кротость братьев оставляют в душе удивительный след. Их готовность умереть во имя Господа покоряет. Они добровольно решили нести свой крест, приняли мученическую смерть, но не пошли против старшего брата войной, не отняли власть силой.
«Сказание о Борисе и Глебе» печальная, трогательная, красивая история. Она рассказывает обо всем: о силе и слабости, добре и зле, молодости, любви. Любви сыновней, братской, любви к Отечеству.

Я узнал, что Борис и Глеб реальные люди. Их убийство имело место в истории Руси. Но сказание о них кажется доброй, красивой сказкой, которую мама рассказывает по вечерам. Мы следим за происходящим с замиранием сердца, и жалко юношей, и хочется плакать. Но зло, как всегда, наказано, и Ярослав отомстил Святополку за братьев. И Борис с Глебом лежат в одной могиле, а их души смотрят на нас. Они один из символов нашей Родины.
В «Повести о житии Александра Невского» автор повествует о трёх его подвигах: о Невской битве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига посвящены борьбе с иноземными захватчиками шведами на реке Неве в 1240 году и немецкими крестоносцами на Чудском озере в 1242 году, а последний попытке ослабить влияние Золотой Орды на Русь, «отмолить людей от беды той».  На обратном пути Александр заболевает, отравленный в Орде, постригается в монахи, принимает схиму и умирает. После его смерти совершается чудо: он протягивает руку из гроба и берет "прощальную грамоту" у митрополита. Автор оплакивает кончину своего господина. Александр Невский прославился такими словами, которым старался соответствовать в жизни: «Не в силе Бог, но в правде».

Я пока учусь в 6-ом классе, и мне не много известно о Древнерусской литературе, но мама (она учитель литературы) предложила мне прочитать именно те произведения, о которых я и написал в своём сочинении. Меня поразили великие русские князья своими самыми светлыми чертами характера. А сейчас в жизни мало найдёшь таких примеров. Мне очень интересна литература тех времён, и я буду с удовольствием её читать и узнаю о тех временах и людях из правдивых источников.
15