Урок математики по теме «Деление двузначного числа на однозначное»


Конспект открытого  урока по математике в 3- м классе
по теме
"Деление двузначного числа  на  однозначное»
Бурлуцкая Лариса Николаевна, учитель начальных классов
 
Цели урока:
научить делить двузначное число на однозначное;
развивать вычислительные навыки, познавательный интерес, речь, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы;
совершенствовать умение решать задачи.
 
Ход урока
1. Начало урока.  Психологический настрой.
- Доброе утро, ребята и уважаемые гости! Я очень рада встрече
с вами. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость
общения друг с другом. Пожалуйста, садитесь!
- Мы начинаем  урок математики. Я желаю вам хорошо
потрудиться на уроке.
2. Проверка домашнего задания.
- Дома, ребята, вы выполняли творческое задание в тетради с     печатной основой на странице 33.  Вам необходимо
раскрасить карточки, на которых записаны выражения с равнымизначениями, так: 3 – желтым, 4 – зеленым, 5 – красным,
6 – синим, 7 – коричневым.
- У некоторых ребят в тетради лежит карточка с цифрой. Вам     необходимо прочитать выражения, читая ответы в порядке убывания. Указать самое большое делимое (45).
7 – 14 : 2, 21 : 3, 28 : 4             6 – 12 : 2, 24 : 4, 18 : 3, 30 : 5.
5 – 45 : 9, 35 : 7.      4 – 36 : 9, 32 : 8, 1 х 4.     3 -  18 : 6, 27 : 9, 12 : 4.
- Молодцы, ребята! Хорошо справились с работой.
3. Подготовка к активной познавательной деятельности.
- Нам ребус Знайка сегодня принес,         Чтоб тему его прочитать,
В нем темы урока тайна.                           Его вам надо разгадать.
 
1 2 3 4
1. Арифметическое действие. (Когда  раскладываем на части).
2. Название числа, состоящего из двух цифр.
3. Предлог.
4. Название числа первого десятка.
Ответ. Деление двузначного числа на  однозначное.
- Сегодня на уроке мы научимся делить двузначные числа на однозначные, закрепим знания табличных случаев умножения и деления, решим   примеры и задачи, применяя новый материал.
4. Устный счет.
- А  сейчас нас ждет работа.  Перед вами задания устного счета.
Игра «Семечки. Орешки».
2 х 50    30 х 3    80 : 4      100 : 50     20 х 5    36 : 3    1 х 40    20 : 10
- Закончи предложение.
- Если делимое разделить на делитель, то получится…
- Если делитель умножить на частное,  то получится…
- Если делимое разделить на  частное, то получится…
- Молодцы, ребята.  Хорошо справились с устным счетом.
5. Минута отдыха.
- Вы, наверное, устали?                  Предлагаю усталость
Настало время отдыхать.          Физкультминуткой снять.
1. Мы разминку делать будем.      2. Начинаем приседать:
Вначале туловище крутим.            Раз, два,  три,  четыре, пять.
Раз – два – три, не отставай.         Приседания нужны,
И наоборот вращай.                        Хоть немножечко трудны.
3. А теперь поднимем ручки             4. Мы пойдем теперь на месте:
И рывком опустим их.                   Левой – правой, раз – раз – раз.
Снова вверх мы их поднимем      Остановимся все вместе,
И опять опустим вниз.                   Вновь урок пойдет у нас.
6. Работа над новой темой. Продолжим наш урок.
- Посмотрите на карточки для устного счета и найдите пример, где число  можно заменить суммой разрядных слагаемых.
36  = 30 + 6
- Перед  вами, ребята, два примера: 36 : 3,  36 : 2.
- Попробуйте заменить число 36 суммой таких двух слагаемых, чтобы его легко было разделить на однозначное число.
36 : 3 =  (30 + 6) : 3 = 30 : 3 + 6 : 3 = 10 + 2 = 12
36 : 2 = (20 + 16) : 2 = 20 : 2 + 16 : 2 = 10 + 8 = 18.
- Чем отличаются приемы деления?
В этом  разобраться нам поможет «карточка – помогай-ка».
(суммой разрядных слагаемых)
Заменю…
(суммой удобных слагаемых)
Получится пример.
Разделю слагаемые.
Сложу результаты.
 
7. Закрепление изученного материала.
- Наши полученные знания помогут нам в дальнейшей работе.  А  сейчас поработаем с учебником, страница 15.
- Объясним  прием деления  и  вычислим с устным объяснением:
( 60 + 9) : 3 (30 + 12) : 3               (40 + 24) : 4
- Прочитайте пример, где число заменяется суммой разрядных слагаемых:  69 : 3.
8. Работа у доски. Решение примеров с устным объяснением.
Дифференцированное  задание. Индивидуальная работа.
38 : 2                   90 : 5              78 : 2                 96 : 4
9. Работа над пройденным материалом. Решение задачи в тетради с печатной основой, страница 33.
- У Юры было 30 солдатиков. Он положил в коробку 2 солдатика, а остальных расставил поровну по  4 солдата. Сколько рядов у него   получилось?
- Прочитай каждый вопрос и запиши к нему действие.
1) Сколько солдатиков Юра расставил в ряды?  30 – 2 = 28 (солд.)
2) Сколько рядов у него получилось?  28 :  4 = 7 (ряд.)
Ответ:  7 рядов.
Назвать карточку – проверку:
(30 – 2) :  4                 4 х 7 + 2 7 х 4 + 2
 
10. Самостоятельная  работа.
У вас на столах лежат листочки. Лист разбит на квадраты, в которых находятся числа. Я сейчас буду называть выражение, вы должны найти значение выражения и заштриховать его. Обратите внимание, что слева – первый множитель, сверху – второй множитель.
Работа с таблицей.
7 х 6         - д 9 х 9           - о 2 х 8             -  М
3 х 5         - ы! 8 х 6           - ц 4 х 6             - о
5 х 5         - л  
- Расположите ответы в таком порядке:
16 – 24 – 25 – 81 – 42 – 48 - 15
- Какое слово получилось?             Молодцы!
 
Второй множитель
Первый множитель 1 2 3 4 5 6 7 8 9
2 4 6 8 10 12 14 16 18
3 6 9 12 15 18 21 24 27
4 8 12 16 20 24 28 32 36
5 10 15 20 25 30 35 40 45
6 12 18 24 30 36 42 48 54
7 14 21 28 35 42 49 56 63
8 16 24 32 40 48 56 64 72
9 18 27 36 45 54 63 72 81
                   
11. Групповая работа.
- Необходимо заменить число 72 суммой таких двух слагаемых, чтобы его легко можно было разделить на 2, на 3, на 4, на 6.
- Чья группа первой правильно выполнит задание?
12. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какое задание больше всего понравилось?
13. Выставление оценок с комментированием.
14. Задание на дом с комментированием.
- Выбрать из  примеров №2, страница 15  те, где число можно заменить суммой удобных слагаемых.
- По желанию учащихся: придумать еще 3 примера на данное правило.
 
15. Заключение.
- Я благодарю вас за работу на уроке.
На память я хочу подарить вам медальки с изображением Знайки.  Он научит вас решать, быстро складывать, вычитать, делить и умножать.
- А кому на уроке было трудно и непонятно, он может взять
Почемучку. Мы вместе постараемся преодолеть все трудности.
- Урок окончен. Спасибо всем!