Технологическая карта урока по русскому языку Правописание корней с чередованием гласных а-о (-гар-гор зар-зор) 5 класс.


Технологическая карта урока русского языка в 5 классе,
Учитель Каширина Л.Л, МБОУ «Гимназия №1 ».
Предполагаемый уровень: базовый
Тема : Правописание корней с чередованием гласных а – о (-гар-гор-, -зар- зор-).
Результаты деятельности:
Личностные (ЛР):
- самоопределение (познавательная инициатива открывания нового знания, умения)
- смыслообразование (ценностное отношение к умению правильно выбрать написание чередующихся –о- -а- в корнях слов).
Метапредметные (МПР):
П – ориентироваться в учебном материале, использовать знания предыдущего урока, сравнивать и анализировать материал, использовать знаково-символические модели (выбирать необходимые элементы для определения правила написания чередующихся гласных)
Р- принимать и сохранять учебную задачу, целеполагать под руководством учителя ,
-планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
-работать по алгоритму написания чередующихся гласных ;-осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, самооценку.
К - строить понятные высказывания;
- взаимодействовать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, выполнять взаимоконтроль
Предметные (ПР): - научиться осознанно воспринимать правило написания корней –гор—гар, -зар—зор-,работать над опознавательными признаками и графическим обозначением данной орфограммы.
Цель: Формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению способа действий для правильного написания чередующихся гласных а-о в корнях –гор—гар, -зар—зор-, коллективной и самостоятельной работы под руководством учителя.
Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПознавательная Коммуникативная Регулятивная
1. Самоопределение к деятельности
Формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке Включение учащихся в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. Организую ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.
- Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок. Приложим ум наш и уменья
И вместе сочиним урок.
(Кто был внимателен и услышал в моём приветствии слово на рассмотренную на предыдущем уроке орфограмму?)
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
Записывают в тетрадь слово: приложим. Озвучиваем правило написания. Называем корни, написание которых зависит от конечной согласной корня (-лаг—лож-,-раст—ращ—рос-); (-кос—касс-)-зависит от суффикса А Положительное отношение к учебной деятельности.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Определять характер деятельности.
2Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действииПодготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Организовать работу учащихся для воспроизведения и фиксирования знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий
Задание: Вставить пропущенные буквы, распределить слова по группам.
От согласной От суффикса От ударения
Третий столбик закрыт. Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке
1ст выросли, прилагать, возложить, сращение, росточек, расти, водоросли;
2ст касаться, прикоснулся, прикосновение, касательная, коснусь;
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности
Работа в парах. Зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании
Слова, не вошедшие в таблицу: загорается, зарница, гореть, зорька, загар ( знакомые правила нельзя применить)
3.Этап выявления места и причины затруднения Выявить места и причины затруднения Определить,в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей
Проанализировали деятельность шаг за шагом с опорой на знаковую запись Соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще Зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение
Слова с данными корнями ещё не рассматривали, требуется вывести правило, выявить закономерность.
4. Этап построения проекта выхода из затрудненияПостановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Создать ситуацию, при которой учащиеся сформулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения Учащиеся предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить.
Правило написания корней с чередованием гласных а-о (гор—гар-, -зар-зор-).
Выбрали способ построения нового знания Выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы. Создание алгоритма: 1. значение корней.
2. Сильная позиция
3. Закономерность.
5.Этап реализации построенного проекта. Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. Контролировать действия учащихся.
Для решения проблемы предлагается задание: отобрать нужные для анализа слова, объяснить правильность своих действий, сформулировать правило. Гора, гористый, горный –Гореть, загар, угарный – значение «пылать».
Гореть,  угар, горелый,    огарокзагорать,   загар; заря, заревой, зорька, зарево, озарена.Заполнили третий столбик таблицы.
Использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.
Применить новый способ действий для решения проблемы.
Исключаем слова: гора, гористый, горный – значение «возвышенность». Проверяемая гласная в корне слова.
Оставляем слова:1. гореть, угар, горелый, огарок, загорать, загар (значение «пылать»)2.Заря, заревой, зорька, зарево, озарена. Выдвинуть и обосновать гипотезы. Выслушать мнения, прийти к общему заключению.
Работа в группах Зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково. Алгоритм правила написания.
Фиксируем алгоритм действий: 1. Выделили корни
2. Расставили ударение.
3. Зафиксировали слова в сильной позиции
4. Работа со словами слабой позиции: гореть, горелый, загорать- буква о; заря, заревой, озарена- буква а.
5. Выводим правило: -гор-гар-в слабой позиции пиши- о; -зар—зор- в слабой позиции пиши- а
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речиУсвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Направление действий учащихся, контроль. Решить (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия.
Учебник: упражнение 607
Работа в парах, взаимопроверка действий. Фиксирование, проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование – определения, алгоритмы.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталонуДостижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия, создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка.
Карточки.
Самопроверка учащимися своих решений по эталону. Самопроверка по эталону.
Выявить причины ошибок и их исправить.
Возможные: невнимательность, не сумел применить правило и тд.
8. Этап включения в систему знаний и повторения Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Выявить границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний. Довести новые знания до уровня автоматизированного навыка.
Выявить и зафиксировать границы применимости нового знания.
Правильно писать слова на данную орфограмму в диктантах, в любых текстах. Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности Организация рефлексии и самооценки.
Урока время истекло.
Я вам ребята благодарна.
С корнями справились легко
И поработали ударно.
Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке
Оценка собственной деятельности на уроке Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.
( в тетрадке отметка-значок ! ? … )
Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)
Д.з: упр. 610