Урок по математике в 3 классе «Деление двузначного числа на однозначное»


Тема: Деление двузначного числа на однозначное.
Цели: - повторить свойство деления суммы на число;
- познакомить с приемом деления двузначного числа на однозначное;
- развивать математические способности, логическое мышление, внимание, интерес к предмету.
Ход урока
Организационный момент.
. Здравствуйте, ребята.
Слышите звонок?
Это начинается новый наш урок.
Много интересного будем изучать,
Значит, будут нам нужны
Книжка и тетрадь.
Хорошо известно вам, что должен ученик
При себе всегда иметь ручку и дневник.
А теперь, ребятки, ротики закрыть,
Будем мы по теме только говорить
II. Актуализация знаний.
- Почитайте числа. Назовите множители данных произведений.
56 63 48 32 45
7 * 8 9 * 7 6* 8 8 * 4 5 * 9
2. Из данных чисел составьте выражения, используя умножение и деление.
4, 3, 24, 6, 18.
4* 6 = 24 24 : 4 = 6
3 * 6 =18 18 : 6 = 3
: 6 = 4 18 : 3 = 6
- ешите задачи в стихах Решите задачи в стихах:
Три подружки - три сестрицы –
Заплели по две косицы.
Задаю я вам вопрос:
- Сколько было кос? (6)
У стола четыре ножки.
А вопрос таков:
Сколько вместе будет ножек
У пяти столов? (20)
В муравейнике мурашки
Шили к празднику рубашки.
Одному мурашке в руки
Нужно сшить четыре штуки.
Сколько же семи мурашкам
Надо сшить всего рубашек? (28)
4. - Замените числа суммой разрядных слагаемых 69, 78, 54, 97, 36, 85.
69= 60 + 9 54 = 50+ 4 36=30 + 6
78= 70+8 97= 90+7 85 = 80+5
Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы.
– Выполните в тетради вычисления.
48 : 8 = 6 60 : 3= 20 39 : 3= 13 80 : 40= 2
- Проверка. При решении, какого примера у вас вызвало затруднение? - В чем проблема? (39:3, т.к мы не решали примера на деление двузначных чисел на однозначные)
- Назовите тему нашего урока. (Деление двузначного числа на однозначное.)
- Определим цель нашего урока. (Научиться делить двузначное число на однозначное.)IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
- Подумайте и предложите свой способ выполнения задания.
39 : 3- Представьте число 39 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 3. Запишите получившее выражение. (30 + 9) :3
- Как можно вычислить результат? (Можно первое слагаемое разделить на 3, потом второе слагаемое разделить на 3, а полученные результаты сложить)
- Запишите выражение.39 : 3 = (30 + 9) : 3 = 30 : 3 + 9 : 3 = 10 + 3 = 13
- Каким вычислительным приемом вы воспользовались, чтобы разделить двузначное число 39 на однозначное число 3? (Делением суммы на число)
- Что вы сделали, чтобы воспользоваться этим приемом? ( (Заменили число 39 суммой разрядных слагаемых)- А затем? (разделить каждое слагаемое на 3)- Потом? (результаты сложить)- Решим следующий пример 84 : 3. Замените делимое суммой слагаемых.
(Могут предложить вариант 84=80+4)
- Можно ли каждое слагаемое разделить на 3?
- На какие удобные слагаемые можно разделить это число? (60 и 24)
- Запишите выражение:
84 :3 = (60 + 24): 3 = 60:3 + 24:3 =20 + 8 = 28
- Сделаем вывод: В первом случае заменили суммой разрядных слагаемых, а во втором – суммой удобных слагаемых.
- Давайте составим план наших действий АЛГОРИТМ:
Заменяем число суммой разрядных слагаемых или суммой удобных слагаемых.
Делим каждое слагаемое на число.
Складываем результаты.
V. Физкультминутка. (слайды)VI. Первичное закрепление.
Работа по учебнику с.15. (около красной черты)
- Закончи решение и объясни его:36 : 2 78 : 2
90 : 5 96 : 4
- №2 стр.15
- Прочитайте задание.
- Как заменить число 72 суммой разрядных или удобных слагаемых так, чтобы его можно было разделить на 4? (40 и 32)
- Запишите выражение и вычислите результат.
72 : 4 = (40+32) :4 = 40 : 4 + 32: 4 = 10 + 8 + 18
(60 и 12, на 3; 30 и 42, на 6, )72 : 3 = (60 + 12) :3 =
72: 6 = (30 + 42) :6 =
- Как разделить двузначное число на однозначное?
VII. Закрепление пройденного.
1. Решение задачи.
- Решение задачи №3 стр.15.
- Прочитайте задачу про себя (1 ученик читает вслух, потом читает учитель).
- О чём задача? ( о театрах и библиотеках)
- Что известно в задаче?
- Что надо узнать? ( На сколько, больше было голубей, чем собачек?)
- На слайде рассмотрите схемы.
- Которая из схем подходит к нашей задаче? Почему? (2)
2) Театры – 3 шт. На ? больше библиотек, чем театров
Библиотек - ? шт., в 6 раз больше, чем
1)
Театры – 3 шт. На ? больше библиотек, чем театров
Библиотеки - ? шт., на 6 раз больше, чем
- Что значит «В 6 раз больше»? (надо умножить на 6)
- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (надо из большего числа вычесть меньшее.)
- Запишите решение задачи в тетрадь. (1 ученика к доске)
1) 3* 6 = 18 ( б) – библиотек.
2) 18 – 3 = 15 (р)
Ответ: на 15 библиотек было больше, чем театров.
- Проверим решение задачи.
- Встаньте, кто решил задачу одним действием?
- Встаньте, кто решил задачу двумя действиями?
- Как узнать, кто же прав? (В задаче 2 вопроса, значит в задаче будет 2 действия)
- Прочитайте 1 действие. Прочитайте 2 действие. Назовите ответ задачи.
- Чем театры, отличаются от библиотек?
- Почему люди посещают театры и библиотеки?
- Кто-нибудь из вас был в театре или в библиотеке?
Структура КУИЗ КУИЗ ТРЕЙД.
- На столах у вас лежат карточки с примерами на Деление двузначного числа на однозначное. Согните нижнюю часть листочка. Решите данный пример и запишите свой ответ на согнутую часть. Проверьте свой ответ с ответом на обратной стороне, если ответы совпали значит вы решили верно.
- Встаньте, задвиньте стульчики.
1. Без музыки. Учитель говорит ученикам: «Встаньте, поднимите руку и найдите пару»- ближайшую.
2. Ученик А спрашивает ученика В.(задает вопрос)
3. Ученик В отвечает. Ученик А помогает и хвалит.
Если не правильный ответ - подскажи, подскажи, научи, переспроси, похвали. Если ответ правильный – похвали
4. Ученики меняются ролями.
5. Ученики меняются карточками и благодарят друг друга.
6. Ученики повторяют шаги от 1- 6 несколько раз.
69 : 3 36 : 3 68 : 2 48 :4 36 : 2 75 : 3
42 : 3 34:2 88 :4 64 :2 99 : 9 72: 4 84 :7
64 : 4 57 :3 75 :5 66 :3 42 :2 60 :5 60 : 4
VII. Итог урока.
Закончите предложения:
-Я узнал …..
-Я вспомнил ….
- Я горжусь ….
VII. Дом. задание.
- Стр. 15 №5,Запомнить алгоритм деления двузначного числа на однозначное.