План урока по русскому языку на тему: Виды сложных предложений (10 класс)


Предмет: русский язык
10 «А» класс. Дата: 07.12.2016г.
Урок – практикум
Тема: Виды сложных предложений.
Цель: расширить понятие о видах сложных предложений; совершенствование интонационных и пунктуационных навыков;
отработка навыка составления графических схем сложных предложений
Задачи:
Образовательные: знать виды сложных предложений, условия постановки знаков препинания между частями простых предложений в составе сложного; уметь определять виды сложных предложений
Развивающие: развивать критическое мышление через чтение и практические задания; уметь выражать личностную позицию
Воспитательные: способствовать воспитанию патриотизма; уважения к истории своего народа
Ожидаемый результат: учащиеся умеют отличать виды сложных предложений, умеют расставлять знаки препинания между частями простых предложений в составе сложного; умеют определять виды сложных предложений
Тип урока: повторение и обобщение изученного
Форма работы: групповая, парная.
Методы и приёмы: частично-поисковый, исследование.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, маршрутный лист контроля, карточки с заданиями.
Этапы урока
Форма работы Действия учителя Действия учеников Ресурсы
I этап.
Стадия вызова
3 минуты
«Синквейн»
Деление на группы.

II этап.
Стадия осмысления
«Верно – неверно»
Работа в группах
10 минут
III этап.
Стадия рефлексии
Творческое задание
1.Психологический настрой.
Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал к себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – начало.
 
Ребята, наша республика в этом году отмечает 25-летие Независимости Казахстана. Как вы думаете, почему надо знать историю своего государства? Какое наше государство? Подумайте о значении слова «Государство» и составьте вместе «синквейн» (пятистишия) о
Независимом государстве.
Словарная работа:
ГОСУДАРСТВО, а, ср.
 1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Демократическое государство. 2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры. Европейские, азиатские государства. 
Запишите на стикерах пожелание своей стране, своему народу.
Попробуйте сами определить тему урока, используя прием «Исключение»
Что здесь лишнее? ССП, СПП, БСП, ПП (простое предложение)
Что общего в словах? (это сложные предложения).
Какая тема урока?
(Виды сложных предложений).
Слайд «Виды сложных предложений»
Откройте тетради, запишите дату и тему урока
Исходя из темы и вида урока, постарайтесь определить его цели
(ученики вместе с учителем определяют цели урока)
Но сегодня мы ставим не только общие цели, но и каждый из вас выполняют свою задачу. У вас есть оценочные листы, с которыми вы будете работать на уроке, оценивая качество выполнения работы по этапам урока.
Повторение теоретического материала итак, обобщим наши знания по данной теме
«Верные или неверные утверждения»
Ответы: Верно (3,5,6,8,9)
Неверно (1,2,4,7)
1.Сложноподчененные предложения соединяются сочинительными союзами.
2.Сложноподчиненные предложения равноправные по смыслу.
3.Сложносочиненные предложения соединяются сочинительными союзами.
4.Сложносочиненные предложения неравноправные по смыслу.
5.Сложные предложения состоят из двух и более простых предложений.
6.Сложноподчиненные предложения связываются подчинительными союзами.
7. Бессоюзные сложные предложения неравноправные по смыслу.
8. Бессоюзные сложные предложения связываются между собой интонационно.
9. Бессоюзные сложные предложения равноправные по смыслу.
Какое знаменательное событие мы отмечаем в этом году?
Просмотр видеоролика о Независимости Казахстана.
Какие изменения произошли в нашей республики за эти 25 лет? Что, по-вашему, является символом независимости Казахстана? Какое достижение независимого Казахстана Вы считаете главным?
1. На столе у вас лежат листы, переверните их. Это названия ваших групп. 1 группа- «сочинители»,
2 группа - «подчинители»,
3 группа – «бессоюзники».
Составление кластера
Учащиеся дают определения сложным предложениям
2. Работа с текстом (прилагается)
«Современный Казахстан»
Исследование текста.
Задания по группам.
1) Найти в тексте сложные предложения
2) Расставить знаки препинания
3) Начертить схемы
1 группа – выписать ССП,
2 группа – СПП,
3 группа – БСП.

Критерии оценивания:
-правильно определяют виды сложных предложений (1 балл)
-правильно расставляют знаки препинания (2 балл)
- правильно рисуют схемы (макс 2 балла)
3. Написание Эссе «Мой Независимый Казахстан».
Дом. задание вписать из патриотического акта  "Мәңгілік ел" два БСП,СПП,ССП.
Рефлексия
«Дерево творчества»
По окончании урока дети прикрепляют на дерево плоды, листья.
Плоды – все отлично.
Зеленые листики – все хорошо
Желтые листики – не очень Приветствуют учителя, улыбаются друг другу.
Пятистишия Что? Государство (сущ.)
Какое? многонациональное, мирное, независимое (прилаг.)
Что делает? объединяет, растёт, процветает
(глаголы) Синонимы республика, страна, Предложение
Государство – символ Независимости
Учащиеся записывают пожелания. Вывешивают на доске.
На доске приклеены голуби символ мира и согласия. Каждый ученик берет по голубю, деление на группы
Ученики садятся по группа.
Ученики определяют, что здесь лишнее (простое предложение).
Определяют, что общего в словах (это сложные предложения).
Определяют тему урока.
Запись в тетради темы урока.
На столах находятся листы.
Взаимопроверка
слайдУченики отвечают на вопросы.
Стратегия «Светофор»
Во время работы «зажигают» жёлтый свет светофора. Группа, справившаяся с заданием, выставляет зелёный свет светофора и выполняет задание других групп. Группа, не справившаяся с заданием в течение отведённого времени, показывает красный свет, прося помощи.
После выполнения задания правильный вариант высвечивается на интерактивной доске.
Проверьте свою работу. Оцените в оценостных листах
Проверьте свою работу. Оцените в листе оценок. 1
ученики ставят цифры.
Ученики дают оценку своей работе
Стикеры, фломастерручкикарандашилисты А-3
картинки Оценочные листы