Адаптированная рабочая программа по обучению чтению для детей с ОВЗ 1 класс УМК Школа России


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
-831850445325500-774065377063000-862330451421500 Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение в начальной школе выделяется в 1 классе 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебных недели).Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность примерно 23 учебные недели, по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению). После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений (логического и др.), соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог (с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения).
После курса «Обучения грамоте» продолжается изучение предмета «Литературное чтение». На него отводится в 1 классе 36 ч (4 ч в неделю, 9 учебных недель).
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшею развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавая содержание текста по плану, составлять небольшие тексы повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Характеристика героя произведения: портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации), Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе Фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного истина) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности при выполнении действий, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
работать со справочно-энциклопедическими изданиями.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам по литературному чтению
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;
выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;
читать небольшой текст плавно, целыми словами с элементами послогового чтения;
читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты, соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
высказать свое отношение к прочитанному.
Навык чтения.
I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе
Данный список литературы для учащихся начальной школы носит рекомендательный характер. Учитель по желанию может выбрать из данного списка произведения для самостоятельного чтения учащимися. Представленные произведения дети могут читать в качестве дополнительной литературы дома вместе с родителями.
Малые жанры устного народного творчества
Потешки
Побасенки
Частушки
Небылицы
Приговорки
Русские народные сказки
Лихо одноглазое
Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что
Иван меньшой - разумом большой
Сказка об Иване-богатыре
Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке
Царевна-лягушка
Сивка-Бурка
Русская классика для детей
Крылов И. А. «Стрекоза и Муравей», «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Лисица и Виноград», «Чиж и Голубь», «Слон и Моська», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна» и др.
Куприн А. И. «Барбос и Жулька», «Белый пудель», «Слон», Изумруд» и др.
Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо», «Песня- молния», «Что ни страница: то слон, то львица» и др.
Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила» и др.
Толстой А. Н. «Приключения Буратино, или Золотой ключик» «Детство Никиты», «Князь Серебряный», «Прожорливый бани мак» и др.
Толстой Л. Н. «Филипок», «Акула», «Прыжок» и др.
Тургенев И. С. «Воробей», «Лес и степь» и др.
Русская литература для детей
Александрова 3. А. «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Мой мишка», «Смешные человечки» и др.
Александрова Т. «Домовёнок Кузя» и др.
Баруздин С. А. «Алёшка из нашего дома», «Как Снежок в Индию попал», «Равви и Шаши», «Светлана пионерка» и др.
Бересов В. Д. «Читалочка», «Первый листопад» и др.
Бианки В. В. «Кто чем поёт», «Лесная газета» и др. Василевич Алёна. «Бабушкины квартиранты», «Как я был доктором», «Друзья» и др.
Гайдар А. П. «Голубая чашка», «Горячий камень», «Тимур и его команда», «Комендант снежной крепости», «Военная тайна», «Судьба барабанщика»
Драгунский В. Ю. «Денискины рассказы», «Двадцать лет под кроватью» и др.
Ершов П. П. «Конёк-горбунок» и др.
Заходер Б. В. «Кит и кот» и др.
Чуковский К. И. «Бармалей», «Федорино горе», «Телефон»,
«От двух до пяти» и др.
Шварц Е. Л. «Голый король», «Сказка о потерянном времени»,'
«Обыкновенное чудо», «Дракон» и др.
Зарубежная литература для детей
Андерсен Г. X. «Дюймовочка», «Русалочка», «Огниво», «Соловей», «Свинопас», «Принцесса на горошине» и др. Барри Д. М. «Питер Пен» и др.
Милн А. «Вини Пух и Все-Все-Все»
Перро Ш. «Мальчик-с-пальчик», «Красная Шапочка», «Спящая
красавица» и др.
Пройслер О. «Маленькая Баба-Яга», «Маленький водяной»
Сетон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»
Топелиус Ц. «Сказки»
Энде М. «Бесконечная история», «Волшебный напиток», «Мо-мо» и др.
Научно-популярная литература для детей
Баруздин С. А. «Сказка о трамвае»
Беляев Е. «Как человек научился летать»
Гагарин Ю. А. «Вижу Землю!»
Глухов А., Лавринович И. «Юным друзьям книги»
Гурьян О. «Мальчик из Холмогор»
Дорохов А. А. «Про тебя самого»
Дуров В. Г. «Мои артисты»
Дуров В. Л. «Мои звери»
Зубков Б.В. «Из чего сделаны машины» «Как построить небоскрёб»
Ильин М.. Сегал Е. «Рассказы о том, что тебя окружает»
Кургузов О. «Почемучка»
Лев Ф.Г. «Про завод и про то, как он живёт»
Левин Б.Ю. «Астрономия в картинках»
Лучесскои К. «От пирамиды до телебашни»
Map Е. П. «Воздух, которым мы дышим»
Маршак С. Я. «Как печатали вашу книгу»
Осипов Н.Ф. «В воде и у воды»
Плешаков А. А. «Атлас-определитель»
Сахарнов С.С. «Про дельфина и осьминога»
Тихонов А. В. «Про птиц. Моя первая книга о животных»
«Про моря и океаны»
Усачёв А.А. «Прогулки по Третьяковской галерее»
Чаплина В. В. «Питомцы зоопарка»
Юрмин Г. «Про тетрадь и карту, карандаш и парту»
Книги-справочники
Дмитриев Ю. «Кто живёт в лесу и что в лесу растёт»
Житков Б. С. «Семь огней»
Журналы «Юный натуралист», «Мурзилка», «Филя» и др.
Сладков Н. И. «Азбука леса»
Шибаев А «Язык родной, дружи со мной»
Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова
Материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция
Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Русская азбука: учебник. – М.: Просвещение, 2011.
Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
Жиренко, О. Е., Обухова, Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. – М.: Вако, 2010.
Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение - учебник, в двух частях: 1 класс. М.: Просвещение,2011.
С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. – М.: ВАКО, 2011.
Полная хрестоматия для начальной школы. 1 класс. – Минск, ООО «Харвест», 2010.
Хрестоматия по литературе. 1-4 класс. - Минск, ООО «Харвест», 2010.
Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. Книга для учителя. М, ВАКО, 2009.
Печатные пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).
Касса букв и сочетаний.
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты писателей и поэтов.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте
№ п/п Дата Тема урока Характеристика деятельности учащихся УУД
Добукварный период
1 02.09 Знакомство с первым школьным учебником «русская азбука» Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац).
Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака.
Рассказывать, как правильно обращаться с учебной книгой: бережно раскрывать, переворачивать страницы, не загибать их, а использовать закладку и т.д. Использовать эти правила при работе с «Азбукой».
Отвечать на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и соблюдать эти правила в учебной работе (правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе, отвечать громко и чётко, слушать учителя и выполнять его указания, слушать ответы товарищей).
Оценивать результаты своей работы на уроке Предметные
- отличить устную и письменную речь;
- отличить буквы и звуки; выделять из короткого текста предложения;
- оформлять предложение в устной речи;
- выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
- разделять слово на слоги с использованием графических схем;
- делить слова на слог;
- определять ударный слог в слове;
- определять главную мысль предложения;
- отличать гласные звуки от согласных;
- отличать буквы от звуков;
Обучающийся получит
возможность научиться в совместной деятельности с учителем:
- осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
- определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения
- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
- понимать смысловое значение интонации.
Познавательные
- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные
- Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, применять установленные правила, формулировать учебную задачу и удерживать её.
Личностные
- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
-Выполнять прави-ла личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
2 03.09 Речь устная и письменная Практически различать речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение).
Выделять из речи предложения. Определять на слух количество предложений в высказывании.
Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.
Внимательно слушать то, что говорят другие. Отвечать на вопросы учителя.
Воспроизводить сюжеты знакомых сказок с опорой на иллюстрации.
Распределять на группы предметы по существенным признакам.
Оценивать результаты своей работы на уроке 3 04.09 Представление о предложении Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации.
Делить предложения на слова.. Определять на слух количество слов в предложении. Составлять простейшие предложения.. Составлять предложения по заданным схемам. «Читать» предложения по схемам.
Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.
Составлять предложения по сюжетной картинке в соответствии с заданными схемами.
Различать слово и предложение по их функциям (без термина). Делать под руководством учителя вывод: предложения сообщают что-то, передают наши мысли, а слова — называют что-то.
Распределять на группы предметы по существенным признакам: сравнивать предметы, выделять в них общее и различное, называть группу предметов одним словом.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свою работу на уроке 4 07.09 Предложение 5 09.09 Повторение и закрепление пройденного материала 6 10.09 Предложение и слово 7 11.09 Предложение и слово 8 14.09 Слог и ударение Отвечать на вопросы учителя по иллюстрации к сказке.
Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации.
Произносить слова по слогам.
Делить слова на слоги, определять количество слогов в словах.
Устанавливать слоговой состав слов, называющих изображённые предметы.
Отвечать на вопросы к иллюстрации. Составлять предложения на заданную тему.
Группировать слова по общему признаку (домашние и дикие животные). Строить высказывания о своих домашних питомцах, об уходе за ними, о своём отношении к животным.
Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке 9 16.09 Слог и ударение 10 17.09 Повторение и закрепление пройденного материала 11 18.09 Слог и ударение Отвечать на вопросы учителя по иллюстрации.
Выделять ударный слог при произнесении слова (большей силой голоса, протяжным произношением). Определять на слух ударный слог в словах.
Обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком.
Приводить примеры слов с ударением на первом, втором или третьем слоге.
Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.
Составлять рассказы по иллюстрации и на основе жизненных впечатлений.
Строить высказывания о своей семье. Рассуждать о том, какие взаимоотношения должны быть в дружной семье. Приводить примеры проявления своего уважительного отношения к старшим членам семьи, заботы о младших.
Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке 12 21.09 Слог и ударение 13 23.09 Слог и ударение 14 24.09 Слог и ударение 15 25.09 Звуки в речи Наблюдать, какие неречевые звуки нас окружают.
Практически различать речевые и неречевые звуки.
Делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим».
Составлять рассказ по рисунку и опорным словам.
Составлять устные рассказы об играх детей с опорой на иллюстрации и о своих любимых забавах на основе жизненных впечатлений. Рассказывать о своих отношениях с товарищами. Рассуждать о том, как следует вести себя во время игры.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свою работу на уроке 16 28.09 Звуки в речи 17 30.09 Звуки в речи 18 01.10 Звуки в речи 19 02.10 Гласные и согласные звуки Анализировать слово с опорой на его модель: определять количество слогов, называть ударный слог. Составлять устные рассказы по сюжетной картинке.
Наблюдать за артикуляцией гласных и согласных звуков, выявлять различия. Называть особенности гласных и согласных звуков.
Наблюдать, как гласный образует слог. Делать вывод (под руководством учителя) о том, что гласные образуют слоги.
Работать в паре: задавать друг другу вопросы по рисунку, внимательно слушать ответ товарища.
Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке 20 05.10 Гласные и согласные звуки 21 07.10 Гласные и согласные звуки 22 08.10 Гласные и согласные звуки 23 09.10 Слияние согласного звука с гласнымРазличать гласные и согласные звуки, называть основные отличительные признаки.
Наблюдать, как образуется слог-слияние в процессе слого-звукового анализа.
Составлять предложения с опорой на рисунки и схемы.
Работать со схемами-моделями слов: соотносить слово, называющее предмет, со слого-звуковой моделью. Устанавливать количество слогов и их порядок, протяжно произносить каждый слог.
Соотносить слово, называющее предмет, со схемой-моделью.
Отвечать на вопросы по сюжету сказки. Рассуждать о необходимости соблюдать правила безопасного поведения в отсутствие взрослых.
Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке 24 12.10 Слияние согласного звука с гласным25 14.10 Слияние согласного звука с гласным26 15.10 Слияние согласного звука с гласным27 16.10 Повторение и закрепление пройденного материала. Вн.чт. «наш концерт» Использовать термины «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звук», «гласный», «согласный», «слог-слияние».
Вычленять из звучащей речи предложения, делить их на слова.
Определять количество предложений в звучащей речи.
Определять порядок слов в предложении.
Делить слова на слоги.
Определять количество слогов в слове.
Выделять ударный слог.
Моделировать с помощью схем слова, слоги.
Отвечать на вопросы учителя по иллюстрации к сказке.
Рассказывать сказки с опорой на иллюстрации. Называть свои самые любимые сказки. Обобщать под руководством учителя изученный материал, отвечая на вопрос: «Что узнали на уроках чтения?» 28 19.10 Слияние согласного звука с гласнымУстанавливать количество слогов и их порядок, протяжно произносить каждый слог.
Соотносить слово, называющее предмет, со схемой-моделью.
Отвечать на вопросы по сюжету сказки. Рассуждать о необходимости соблюдать правила безопасного поведения в отсутствие взрослых.
Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке 29 21.10 Слияние согласного звука с гласнымБукварный период
30 22.10 Звук [а], буквы А,а. (закрепление) Чарушин «Волчишко» Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.
Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (астры).
Выделять звук [а] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [а].
Доказывать, что звук [а] гласный.
Слышать звук [а] в произносимых словах, определять место нового звука в слове.
Приводить примеры слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова.
Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы А, а.
Опознавать новые буквы в словах и текстах на страницах азбуки.
Составлять рассказ по сюжетной картинке сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно составлять связный рассказ по этой картинке.
Пересказывать сказку по серии картинок. Предметные
-обозначать гласные звуки буквами;
- давать характеристику согласным звукам,
- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
- читать слова с изученными буквами,
- узнавать графический образ букв выделять
звуки из слов,
- группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;
- обозначать йотированные звуки вначале слова и
после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я.;
определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;
- называть буквы в алфа-витном порядке, правиль-но называть буквы.
Регулятивные
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Познавательные
- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные
- Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.
- Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице.
31 23.10 Звук [о], буквы О,о.Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (окуни).
Наблюдать над особенностями произнесения звука [о].
Доказывать, что звук [о] гласный.
Приводить примеры слов со звуком [о] в начале, середине, конце слова.
Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы О, о.
Находить слова с буквами О, о в текстах на страницах «Азбуки».
Соотносить звук [о] и букву о.
Составлять рассказ по сюжетной картинке.
Работать в паре: находить на сюжетной картинке предметы, в названиях которых есть звук [о], называть слова по очереди, не перебивая друг друга, оценивать результаты совместной работы. 32 26.10 Звук [о], [а] буквы О.о.А,а. Закрепление Работать в паре: находить на сюжетной картинке предметы, в названиях которых есть звук [о], называть слова по очереди, не перебивая друг друга, оценивать результаты совместной работы.
Работать в паре: находить на сюжетной картинке предметы, в названиях которых есть звук [а], называть слова по очереди, не перебивая друг друга, оценивать результаты совместной работы. 33 28.10 Звук [и], буквы И,и. Закрепление. Сказка «ни окошек, ни дверей» Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (иголка).
Наблюдать над особенностями произнесения звука [и].
Доказывать, что звук [и] гласный.
Слышать звук [и] в произносимых словах, определять место нового звука в слове.
Приводить примеры слов со звуком [и] в начале, середине, конце слова.
Соотносить звук [и] и букву, его обозначающую.
Находить слова с буквами И, и в текстах на страницах «Азбуки».
Составлять предложения по сюжетной картинке. Рассказывать о своём самом лучшем друге, о своём отношении к нему. Использовать в своём высказывании слово «взаимопомощь». Объяснять значение слова «дружба».
Составлять предложения со словом и. Включать слово и в предложение.
Рассказывать сказку.
Называть предметы, изображённые на предметных картинках и делать вывод: одно слово (иголки) может называть разные предметы. 34 29.10 Звук [и], буквы И,и. Закрепление. Сказка «ни окошек, ни дверей» 35 30.10 Звук [ы], буква ы. Наблюдать за изменением формы слова (шар — шары). Устанавливать сходство и различие слов.
Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (шары).
Наблюдать над особенностями произнесения звука [ы].
Доказывать, что звук [ы] гласный.
Находить слова с буквой ы в текстах на страницах «Азбуки».
Составлять рассказ по сюжетной картинке.
Формулировать (под руководством учителя) обязанности ученика на основе осознания собственного учебного опыта. Делать вывод: учение — это труд. Высказывать свои суждения по проблеме: «Какую роль играет учение в жизни человека?»
36 09.11 Звук [у], буквы У,у. Гласные звуки и буквы Составлять рассказ по сюжетной картинке.
Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (утка).
Наблюдать над особенностями произнесения звука [у].
Доказывать, что звук [у] гласный.
Слышать звук [у] в произносимых словах, определять место нового звука в слове.
Приводить примеры слов со звуком [у] в начале, середине, конце слова.
Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные, печатные и письменные буквы У, у.
Находить слова с буквами У, у в текстах на страницах «Азбуки».
Соотносить предметные картинки и схемы-модели слов.
Составлять рассказ по сюжетной картинке.
Объяснять роль восклицательного знака. Соблюдать восклицательную интонацию при чтении восклицательных предложений (Ау!).
Характеризовать особенности изученных гласных звуков. 37 11.11 Звуки [н], [н,] буквы Н.н. Закрепление Составлять рассказ по сюжетной картинке.
Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (барабан, конь).
Слышать и различать звуки н, н’ в словах. Обозначать твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.
Приводить примеры слов с новыми звуками.
Делать вывод о том, что звуки н, н’ обозначаются одинаково, одной и той же буквой.
Составлять рассказ по сюжетной картинке.
Наблюдать употребление заглавной буквы в именах.
Читать предложения с паузами и интонацией в соответствии со знаками препинания.
Воспроизводить сказку по серии рисунков.
Определять разные значения одного слова. 38 12.11 Звуки [н], [н,] буквы Н.н. Закрепление 39 13.11 Повторение и закрепление пройденного материала. Загадки об овощах 40 16.11 Звуки [с], [с,] буквы С.с. Закрепление. Обобщение Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (лес, лось).
Выделять звуки с, с’ в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями их произнесения.
Слышать и различать новые звуки в словах.
Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы С, с.
Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую.
Приводить примеры слов с новыми звуками.
Читать слоги-слияния и слова с новой буквой.
Составлять слова из букв и слогов.
Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.
Читать текст вслух. Читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
Рассказывать о красоте осенней природы на основе жизненных впечатлений. Отвечать на вопрос: «Как нужно вести себя в лесу, чтобы не потревожить лесных обитателей?». Формулировать под руководством учителя простейшие правила поведения в лесу и парке. 41 18.11 Звуки [с], [с,] буквы С.с. Закрепление. Обобщение 42 19.11 Звуки [с], [с,] буквы С.с. Закрепление. Обобщение 43 20.11 Звуки [к] [к,], буквы К,к. Закрепление Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа.
Характеризовать выделенные звуки, сравнивать их по твёрдости-мягкости. Слышать и различать новые звуки в словах.
Приводить примеры слов с новыми звуками.
Читать слоги-слияния с новой буквой. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний. Составлять слоги-слияния. Составлять слова из букв и слогов.
Составлять рассказ по сюжетной картинке.
Читать текст. Соотносить текст с иллюстрацией.
Отвечать на вопросы учителя по тексту и иллюстрации.
Рассказывать о своих наблюдениях за сельскохозяйственными работами.
Произносить предложения с разной интонацией.
Объяснять разные значения одного слова. 44 23.11 Звуки [к] [к,], буквы К,к. Закрепление 45 25.11 Звуки [т], [т,] буквы Т.т. Закрепление. Русская народная игра «Вася - гусёночек» Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа.
Характеризовать выделенные звуки, сравнивать их по твёрдости-мягкости. Приводить примеры слов с новыми звуками.
Читать слоги-слияния и слова с новой буквой. Характеризовать новые звуки.
Добавлять слоги до слова (то — лото, ти — дети и т.п.).
Читать слоги-слияния и слова с ранее изученными буквами. Составлять рассказ по картинкам. Читать текст вслух. Отвечать на вопросы учителя по тексту и иллюстрации.
Называть знакомые сказки А.С. Пушкина.
Подбирать слова, противоположные по значению.
Наблюдать над многозначностью слов.
Объяснять употребление заглавной буквы в предложениях и словах (начало предложения, имена людей). 46 26.11 Звуки [т], [т,] буквы Т.т. Закрепление. Русская народная игра «Вася - гусёночек» 47 27.11 Звуки [л], [л,] буквы Л.л. Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Наблюдать над произнесением звуков, которые они обозначают. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.
Читать текст вслух. Соотносить текст и иллюстрацию.
Продолжать рассказ по его началу.
Определять место буквы л на «ленте букв».
Составлять небольшие рассказы повествовательного характера о занятиях в свободное время. Обсуждать вопрос: «Как следует себя вести в гостях?» Описывать случаи из своей жизни, свои наблюдения и переживания.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на уроке 48 30.11 Звуки [л], [л,] буквы Л.л. 49 02.12 Звуки [р], р,] буквы Р.р. Ш. Перро «Красная Шапочка» Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Отвечать на вопросы по иллюстрации. Называть знакомые комнатные растения, растения, которые есть в классной комнате, дома. Рассказывать об уходе за растениями. Составлять рассказ по сюжетной картинке.
Читать текст вслух. Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. Определять основную мысль текста.
Объяснять разные значения многозначных слов.
Оценивать результаты своей деятельности на уроке 50 03.12 Звуки [р], р,] буквы Р.р. Ш. Перро «Красная Шапочка» 51 04.12 Звуки [в] [в,], буквы В,в. Закрепление Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Читать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.
Наблюдать за изменением слов. Объяснять разные значения многозначных слов.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на уроке 52 07.12 Звуки [в] [в,], буквы В,в. Закрепление 53 09.12 Буква Е,е – показатель гласности Производить слого-звуковой анализ слова (ели): определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делать вывод о том, что в слове ели два слога-слияния. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчную, печатные и письменные буквы Е, е.
Выявлять способ чтения буквы е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Делать вывод (под руководством учителя): буква е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом — просто называется.
Производить слого-звуковой анализ слова лес. Читать слоги-слияния с буквой е. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с е. ’э после мягких согласных.
Соотносить все изученные буквы со звуками.
Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст вслух.
Заменять слово близким по значению. Подбирать к словам слова с противоположным значением.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на уроке 54 10.12 Буква Е,е – показатель гласности 55 11.12 Звуки [п] [п,], буквы П,п. «петушок – золотой гребешок» Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Объяснять роль гласных и, е.
Читать текст вслух.
Составлять рассказы о профессиях.
Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия).
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения 56 14.12 Звуки [п] [п,], буквы П,п. «петушок – золотой гребешок» 57 16.12 Звуки [м] [м,], буквы М,м. Закрепление Выделять звуки м, м’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Определять место новой буквы на «ленте букв».
Соотносить все изученные буквы со звуками. Отвечать на вопросы по иллюстрации. Составлять рассказ по иллюстрации. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения 58 17.12 Звуки [м] [м,], буквы М,м. Закрепление 59 18.12 Звуки [з] [з,], буквы З,з. Закрепление Выделять звуки з, з’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Составлять рассказ по иллюстрации. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки з — с и з’ — с’.
Наблюдать над словами с буквами з и с на конце (ползут — полз, леса — лес). Делать вывод: в конце слова на месте букв з и с произносится один и тот же звук — с. Устанавливать способ определения буквы согласного с на конце слов: надо изменить слово (полз —пол-зут). Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения 60 21.12 Звуки [з] [з,], буквы З,з. Закрепление 61 23.12 Звуки [б] [б,], буквы Б,б. Закрепление Выделять звуки б и б’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст.
Сопоставлять попарно слоги с буквами п и б. Устанавливать сходство и различие в произнесении б и п, б’ и п’. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки б — п и б’ — п’ в словах.
Устанавливать, что глухой п на конце слов может обозначаться разными буквами — п и б.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения 62 24.12 Звуки [б] [б,], буквы Б,б. Закрепление 63 25.12 Звуки [д] [д,], буквы Д,д. Закрепление. Вн.чт. Томилин «Сказка о мастере на все руки» Выделять звуки д и д’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Определять место новой буквы на «ленте букв».
Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения
64 Звуки [д] [д,], буквы Д,д. Закрепление. Вн.чт. Томилин «Сказка о мастере на все руки» 65 Буква Я,я Закрепление – Буква Я показатель мягкости предшествующего согласного Производить слого-звуковой анализ слова (маяк): определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делать вывод о том, что в слове маяк два слога-слияния. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы я (обозначать целый слог-слияние — два звука). Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы Я, я.
Читать слоги-слияния с буквой я. Сопоставлять слоги с гласными а и я. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с я. Находить в текстах слова с буквой я и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных.
Читать текст и задавать вопросы по его содержанию.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения 66 Буква Я,я Закрепление – Буква Я показатель мягкости предшествующего согласного 67 Буква Я,я Закрепление – Буква Я показатель мягкости предшествующего согласного 68 Звуки [г] [г,], буквы Г,г. Закрепление Выделять звуки г и к’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Читать текст, находить в нем слова с заглавной буквы, объяснять употребление заглавной буквы в этих словах.
Сопоставлять попарно слоги с буквами г и к. Наблюдать за артикуляцией звонких согласных г, г’ и глухих согласных к, к’ в парах. Устанавливать сходство и различие в произнесении г и к, г’ и к’.
Воспроизводить звуковую форму слов со звуком к на конце по их буквенной записи. Устанавливать, что глухой к на конце слов может обозначаться разными буквами — г и к. Наблюдать за изменением слова (сапог — сапоги, боровик — боровики).
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения 69 Звуки [г] [г,], буквы Г,г. Закрепление 70 Звуки [ч,], буквы Ч,ч. Закрепление Выделять звук ч’ из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук ч’ всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой.
Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ча пишется всегда а, в слоге чу всегда пишется у, поскольку звук ч’ всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особой буквой.
Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопрос: «Почему в сочетании ча пишется буква а?»
Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения 71 Звуки [ч,], буквы Ч,ч. Закрепление 72 Повторение и закрепление пройденного материала. Внеклассное чтение 73 Буква Ь. Закрепление Производить слого-звуковой анализ слова гуси (с опорой на схему). Объяснять, как обозначена мягкость согласного звука с’.
Соотносить звуковую форму слова гусь с его схемой. Устанавливать количество звуков в слове.
Читать слова с ь в середине и конце, производить их слого-звуковой анализ, обнаруживать несоответствие количества букв количеству звуков. Делать вывод: буква ь звука не обозначает, она нужна для обозначения мягкости предшествующего согласного звука.
Обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слов.
Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Находить в тексте слова с новой буквой. Определять, мягкость каких звуков обозначена буквой ь.
Объяснять роль буквы ь.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения 74 Буква Ь. Закрепление 75 Звук [ш]. буквы Ш.ш. Закрепление Выделять звук ш из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук ш 02.02глухой и всегда твёрдый. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой.
Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше — е.
Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопросы: «Какая буква пишется в сочетании ши?», «Какая буква пишется в сочетании ше?».
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения 76 Звук [ш]. буквы Ш.ш. Закрепление 77 Звук [ж]. буквы Ж.ж. Закрепление Выделять звук ж из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук ж звонкий и всегда твёрдый.
Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге жи пишется всегда и, в слоге же — е. Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопросы: «Какая буква пишется в сочетании жи?», «Какая буква пишется в сочетании же?».
Составлять рассказ по сюжетной картинке.
Читать текст. Пересказывать текст.
Сопоставлять попарно слоги с буквами ж и ш.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения 78 Звук [ж]. буквы Ж.ж. Закрепление 79 Звук [ж]. буквы Ж.ж. Закрепление. Внеклассное чтение. 80 Буква Ё,ё. Обозначение буквой ё гласного звука [о] после мягких согласных в слиянии Производить слого-звуковой анализ слова ёжик. Обозначать слияние j’о буквой ё. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы ё (обозначать целый слог-слияние — два звука). Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и маленькие, печатные и письменные буквы Ё, ё .Читать слова с буквой ё в начале слова и после гласных.
Составлять рассказ по сюжетной картинке.
Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.. Пересказывать текст.
Читать слоги-слияния с буквой ё. Обозначать буквой ё гласный звук о после мягких согласных.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения 81 Буква Ё,ё. Обозначение буквой ё гласного звука [о] после мягких согласных в слиянии 82 Буква Ё,ё. Обозначение буквой ё гласного звука [о] после мягких согласных в слиянии 83 Звук [й], буква Й. Повторение и закрепление пройденного материала. Внеклассное чтение Выделять звук j’ в процессе слого-звукового анализа слова трамвай. Распознавать новый звук в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определять место звука j’ в словах.
Характеризовать новый звук, обозначать буквой.
Читать слова с изученной буквой.
Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Пересказывать текст.
Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие признаки).
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения 84 Звуки [х] [х,], буквы Х,х. Закрепление. Обобщение Выделять звуки х и х’ из слов пастух, пастухи, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой.
Распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Сопоставлять звуки г] — [г’, к] — [к’, х] — [х’, выявлять сходство и различие в их произнесении.
Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Пересказывать текст.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения 85 Звуки [х] [х,], буквы Х,х. Закрепление. Обобщение 86 Звуки [х] [х,], буквы Х,х. Закрепление. Обобщение 87 Буквы Ю,ю. Показатель мягкости предшествующего согласного Производить слого-звуковой анализ слова юла. Обозначать слияние j’у буквой ю. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы ю (обозначать целый слог-слияние — два звука). Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и маленькие, печатные и письменные буквы Ю, ю.
Читать слова с буквой ю в начале слова и после гласных.
Читать слоги-слияния с буквой ю. Сопоставлять слоги с гласными у и ю. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с уё. Делать вывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится звук ’у, то пишется буква ю. Обозначать буквой ю гласный звук ’у после мягких согласных.
Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию тексов. Пересказывать текст.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения 88 Буквы Ю,ю. Показатель мягкости предшествующего согласного 89 Звук [ц]. буквы Ц.ц. Закрепление Выделять звук ц из слова кузнец с опорой на схему, характеризовать его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначать буквой.
Распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой.
Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к текстам.
Отвечать на итоговые вопросы по теме урока и оценивать свои достижения 90 Звук [ц]. буквы Ц.ц. Закрепление 91 Звук [э]. буквы Э.э. Закрепление Выделять звук из начала слова эхо. Устанавливать, что звук э — знакомый, т.к. раньше уже выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е.
Выделять звук э в начале слов и после гласных. Обозначать буквой э данный звук в начале слов и после гласных.
Читать слова с новой буквой.
Читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию текстов. Пересказывать тексты.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения
92 Звук [э]. буквы Э.э. Закрепление 93 Звук [щ]. буквы Щ.щ. Закрепление Выделять звук щ’ из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук щ’ согласный, всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой.
Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук щ’ всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами.
Читать слова с изученной буквой.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения 94 Звук [щ]. буквы Щ.щ. Закрепление 95 Звуки [ф] [ф,]. Буквы Ф,ф. Закрепление. Выделять звуки ф и ф’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Устанавливать сходство и различие в произнесении ф и в, ф’ и в’. Различать парные по звонкости — глухости согласные звуки в — ф и в’ — ф’ в словах.
Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к стихотворным текстам.
Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.
Отвечать на вопросы по содержанию текста. Пересказывать текст.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения 96 Звуки [ф] [ф,]. Буквы Ф,ф. Закрепление. 97 Буквы Ь,ЪПроизводить фонетический анализ слова листья с опорой на схему. Устанавливать, что в последнем слоге после мягкого согласного т’, слышится слияние j’а.
Обсуждать проблему: как обозначить буквами примыкание согласного т’ к слиянию j’а — т’j’а?
Читать слова с разделительным мягким знаком, объяснять, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё, и.
Читать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком — показателем мягкости.
Читать слова с разделительным твёрдым знаком, объяснять, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё.
Читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию текстов. Пересказывать тексты
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения 98 Алфавит. Закрепление пройденного материала. Внеклассное чтение Закреплять знания об изученных буквах; расширять и уточнять представления об алфавите; создать условия для формирования навыка правильного чтения; развивать речь, память и логическое мышление; способность развитию интереса к знаниям 99 Алфавит. Закрепление пройденного материала. Внеклассное чтение Послеазбучный период
100 В. Данько «Загадочные буквы».
И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». Понятия «автор», «писатель», «произведение». Сочинение двустиший о буквах. Понятие «действующие лица». Деление текста на части, составление картинного плана. Развивать творческие способности детей; отрабатывать навык чтения; воспитывать интерес к творчеству писателей и поэтов Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Умение слушать. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов П
Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. Р
Способность строить понятные для партнёра высказывания. К
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Л
101 С. Чёрный «Живая азбука»
Ф. Кривин «Почему А» поется, а «Б» нет Чтение произведения по ролям. Передача различных интонаций при чтении. Анализ и сравнение произведений. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признакам, по заданным критериям. П
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом. Волевая саморегуляция. Р
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. К
Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя. Л
102 Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?», «Живая азбука» Передача различных интонаций при чтении. Формирование умения оценивать чтение товарища Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. П
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд. Р
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). К
Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать им нравственную оценку. Л
103 С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Анализ произведения: выявление его идейно-художественной направленности. Свободная ориентация и восприятие художественного текста П
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом. Волевая саморегуляция Р
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. К
Определять настроение автора. Характеризовать поступки героев. Л
104 Из иностранных книг. Разноцветные страницы Осознанное чтение текста целыми словами. Выразительное чтение.
Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. Иллюстрирование произведения. Знакомство с элементами книги Контроль и оценка результатов деятельности. П
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Р
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. К
Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учебе. Адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя. Л
105 Обобщающий урок Рассказы о буквах Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. П
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. Волевая саморегуляция Р
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. К
Адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя. Л
Сказки, загадки, небылицы
106 Е. Чарушин «Теремок», «Рукавичка» Ответы на вопросы по содержанию. Формирование умения читать по ролям. Пересказ сюжета сказки. Анализ текста, его воспроизведение по опорным словам и картинному плану. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Установление причинно-следственных связей. П
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом. Волевая саморегуляция Р
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. К
Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать им нравственную оценку. Л
107 Загадки, песенки, потешки, небылицы Особенности жанров. Отгадывание загадок с опорой на сущностные признаки предметов. Сочинение своих загадок. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). П
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом. Волевая саморегуляцияУчаствовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. К
Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учебе. Л
108 А. С. Пушкин. Стихи, отрывки из сказок. Сказка «петух и собака» Произведения А.С.Пушкина. Декламация (наизусть) стихотворных произведений. Народная сказка. Осознанное чтение текста целыми словами. Выразительное чтение. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. П
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд. Р
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. К
Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя. Л
109 Из старинных книг. Л. Толстой «Зайцы и лягушки». К. Ушинский «Гусь и журавль» Произведения Л.Толстого и К.Ушинского. Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. Иллюстрирование произведения. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Доказательство. П
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Р
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. К
Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учебе. Л
110 Разноцветные страницы. Викторина сказок. Апрель, апрель! Звенит капель
111 А. Майков, А. Плещеев, С. Маршак, И. Токмакова стихи о весне. Произведения о природе. Настроение стихотворения, словарь слов, которые могут помочь передать настроение
Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. П
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом. Волевая саморегуляция. Р
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. К
Внимательно относиться к красоте окружающего мира. Л
112 В. Берестов «Воробушки», Р. Сеф «Чудо». Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес!» Выразительное чтение. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Осознанное чтение текста целыми словами Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. П
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом. Волевая саморегуляция. Р
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. К
Внимательно относиться к красоте окружающего мира. Л
113 Разноцветные страницы. Обобщение по теме. Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. Иллюстрирование произведения. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Доказательство. П
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Р
И в шутку и всерьез
114 И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Н. Артюхова «Сашка - дразнилка». И. Пивоварова «Кулинаки - пулинаки» Особенности юмористических произведений. Чтение по ролям. Пересказ по опорным словам. Прогнозирование текста. Разбиение текста на части, составление плана, определение опорных слов для пересказа. Чтение по ролям. Анализ и оценка чувств и настроений героев. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков. П
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом. Волевая саморегуляция. Р
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. К
Определять настроение автора. Характеризовать поступки героев. Л
115 К. Чуковский «Телефон» Разбиение текста на части, составление плана, определение опорных слов для пересказа. Чтение по ролям. Анализ и оценка чувств и настроений героев. Выбор вида чтения в зависимости от цели. Анализ объектов. Выбор оснований и критериев для сравнения. П
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом. Волевая саморегуляция Р
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. К
Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учебе. Л
116 М. Пляцковский «Помощник». Из старинных книг К. Чуковский. Чтение по ролям. Выразительное чтение и пересказ текста. Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Понимание прочитанного. Выразительное чтение и пересказ текста. Выбор вида чтения в зависимости от цели. Анализ объектов. Выбор оснований и критериев для сравнения. П
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. К
Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учебе. Л
117 Разноцветные страницы. Обобщение по теме. Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. Иллюстрирование произведения. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Доказательство. П
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Р
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. К
Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учебе. Л
Я и мои друзья
118 Ю. Ермолаев «лучший друг», Е. Благинина «Подарок». В. Орлов «Кто первый». С. Михалков «Бараны». Произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле. Анализ и оценка поступков героев. Прогнозирование содержания произведения. Анализ и оценка поступков героев. Выбор вида чтения в зависимости от цели. Анализ объектов. Выбор оснований и критериев для сравнения. П
Волевая саморегуляция. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным образцом. Вносить необходимые исправления в свою работу, если она расходится с образцом. Р
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий. Устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. К
Называть героев рассказа и причины совершаемых ими поступков, давать им нравственную оценку. Л
119 Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек». И. Пивоваров «Вежливый ослик», А. Барто «Вот так защитник», Я. Аким «моя родня». Анализ и оценка поступков героев. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. П
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Р
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. К
Называть героев произведения и причины совершаемых ими поступков, давать им нравственную оценку. Л
120 С. Маршак «Хороший день» Анализ и оценка поступков героев. Выразительное чтение. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. П
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд. Р
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить просить разрешения. К
Называть героев произведения и причины совершаемых ими поступков, давать им нравственную оценку. Л
121 По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу» Анализ и оценка поступков героев. Последовательное воспроизведение сюжета по вопросам учителя Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. П
Волевая саморегуляция. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным образцом. Вносить необходимые Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми.исправления в свою работу, если она расходится с образцом. Р
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. К
Определять настроение автора. Характеризовать поступки героев. Л
122 Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки». «Находка». Анализ и оценка поступков героев.
Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. Иллюстрирование произведений. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Доказательство. П
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Р
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. К
Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учебе.
123 Разноцветные страницы. Обобщающий урок. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. П
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. Волевая саморегуляция Р
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. К
Адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя. Л
О братьях наших меньших
124 С. Михалков «Трезор».Р. Сеф «Кто любит собак» Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.Выборочное чтение Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Определение основной и второстепенной информации.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом. Волевая саморегуляция125 В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку», «Собаки» Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Выразительное чтение. Пересказ текста по картинному плану. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Понимать информа-цию, представленную в виде текста, рисунков. Уста-новление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. П
В сотрудничестве с учителем определять последова-тельность изучения материала, опираясь на иллюстра-тивный ряд. Осуществлять контроль в форме сличе-ния своей работы с заданным эталоном. Р
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. К
Называть героев произведения и причины
126 М. Пляцковский «Цап Царапыч» Кошки. Г. Сатир «Кошка» Выразительное чтение. Чтение по ролям. Свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей. Подведение под понятие, выведение следствий. П
Волевая саморегуляция. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным образцом. Вносить необходимые исправления в свою работу, если она расходится с образцом. Р
127 В. Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «Важный совет». Д. Хармс «Храбрый ёж» Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей. Подведение под понятие, выведение следствий. П
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом. Волевая саморегуляция. Р
128 Н. Сладков «Лисица и ёж». Из старинных книг. С. Аксаков «Гнездо» Осознанное чтение текста целыми словами. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Пересказ текста. Выразительное чтение. Свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей. Подведение под понятие, выведение следствий. П
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Р
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. К
129 Викторина по прочитанным произведениям. Обобщающий урок. Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. Иллюстрирование произведения. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учебе. Л Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Доказательство. П
130 Резервные уроки 131 Резервные уроки 132 Резервные уроки