Конспект урока по русскому языку на тему Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»


РУССКИЙ ЯЗЫК


Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
Цели:
систематизация знаний и умений по теме «Глагол»: составление устного рассказа на лингвистическую тему, совершенствование умений в написании и разборе глаголов (по составу и как части речи), развитие орфографических и языковых умений

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,




·. Актуализация знаний.

До начала урока класс необходимо разделить на 3 команды

На доске в центре слово глагол.
Затем ученикам предлагается задание:
– Назовите всё, что вы знаете о глаголе.
Учитель их реплики записывает вокруг слова глагол.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.

Личностные результаты
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1.  Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


II. Формулирование темы урока. Составление плана урока.


– Сформулируйте цель нашего урока. (Обобщить и систематизировать всё изученное о глаголе.)
Учитель вместе с детьми составляет план.
Повторить правописание глаголов.
Повторить спряжение глаголов.
Потренироваться в определении непостоянных признаков глаголов.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)


III. Развитие умений.
Обобщение и систематизация изученного.

- Ребята, сегодня на уроке мы повторим пройденный материал по теме “Глагол”, но сделаем это в необычной форме. Представьте, что наш класс - это редакция газеты. У нас в редакции собрались представители трех газет: журналисты, корректоры - работники, занимающиеся чтением текста и его правкой, редакторы - самые главные и ответственные лица и еще наборщики текстов.
- Роли работников редакции будете выполнять вы. Каждая группа представляет какую-либо газету. А вот как она называется, скажите вы через тридцать секунд. Но одно условие: в названии газеты должен быть глагол. Также вакм необходимо выбрать главного редактора. Время пошло!
Разминка
- В типографии невнимательно набрали материалы. Когда напечатали пробный выпуск, то обнаружили, что в некоторых словах допущены ошибки. Исправьте ошибки, а затем объясните особенности их правописания. У вас две минуты.

Раздать листы с текстами
Наступило тёмныя ноч влису. Луна ярко освещяло лисную поляну. Стрекота начьный кузнечики. Заливался в кустах соловей. В высокой трове кречале коростели. Чють слышно журчяле лисныи ручи. Приятно пахле начьный фиалки.
После каждого задания происходит взаимопроверка
Редакторский отдел
- У каждой команды на столе лежит черновой вариант текста. Ваша задача: отредактировать текст и подготовить его к публикации, то есть глаголы, заключенные в скобки, употребить в настоящем или будущем времени. Итак, кто быстрее и правильнее выполнит задание, получит жетон. Время пошло!

(Греметь) последний раскат грома. По небу (плыть) рваные облака. Вся в капельках дождя (блестеть) трава. Вот-вот (зазвучать) бодрые голоса птиц. А пока (стоять) тишина. Мы медленно (брести) по размокшей дороге, ноги (скользить). Рюкзаки тяжёлые, но мы упрямо (идти) вперёд.

- А теперь давайте проверим, что получилось у работников газеты “”. Они уже выполнили задание.
- Дополнительное задание к тексту. Определить лицо, число глаголов.
- Замечательно! Вы молодцы!
Вручение жетона
Машинописное бюро
А сейчас мы побываем в машинописном бюро, и я расскажу вам про одного хитренького секретаря.
Он не любил печатать много слов, а всегда, если это было возможно, заменял какое-нибудь устойчивое выражение одним глаголом.
Давайте и мы попробуем так сделать, а вдруг получится? Я буду читать словосочетания, а вы записывайте соответствующие глагол в неопределенной форме. Потом подведем итог этого задания.
Совать нос (вмешиваться),
Надуть губы (обидеться),
Распускать руки (драться),
Повесить голову (огорчаться),
Бежать со всех ног (мчаться),
Точить лясы (говорить),
Схватиться за голову (ужаснуться, сильно удивиться),
Прикусить язык (замолчать),
Выбиться из сил (устать).
Определите спряжение глаголов.
Вручить жетон победившей команде.
Отдел объявлений и рекламы
- Что ж, настало время творческой работы. Сейчас мы с вами находимся в отделе объявлений и рекламы. За 6 минут вы должны сочинить объявление. Можно отнестись к этому заданию с юмором. (Объявление - сообщение, знакомство, продажа). В вашем объявлении должно быть как можно больше глаголов, но его объём не может превышать тридцати слов.
Время пошло!
Вручение жетона.
Прекрасные объявления, очень интересные.
Поработаем корректорами
А теперь индивидуальная работа.
На интерактивной доске размещён текст - отрывок из фельетона начинающего журналиста. Многие из вас уже заметили, что в нём допущены некоторые ошибки. Выписать глаголы, но не с ошибками, а правильно.
Будьте внимательны!
Задание выполняется 5 мин.
“Сережа прыгнула вверх не высоко. Друзья немедленно переглянулась. Сережа давным-давно нетренировалися и теперь не мог заново повторить трюк. Мальчик еще раз подпрыгнуло и хотел достать шарик. Но снова чуть промахнился. По-прежнему друзья недоумеволи. Им было невтерпеж под бодрил друга, но оказалось, что это будет неразумно.”

- Разобрать глагол промахнулся как часть речи.
Важное спецзадание
Мы продолжаем наше сотрудничество.
Сейчас от каждой газеты вы должны отправить на спецзадание одного журналиста. Вы знаете, что хороший журналист знает, как лучше сформулировать вопрос, в совершенстве владеет устной и письменной речью.
- Вставьте пропущенные буквы.
Мы дыш_м, он искупа_т, они свет_т, он сбре_т, ты постел_шь, мы пойма_м, вы люб_те,
ты испачка_шь, они увид, они ненавид_т, мы придерж_м.
В этот время остальные ученики составляют устный рассказ на тему «Что нового мы узнали о глаголе в этом году»
Подсчитаем количество правильных ответов.
Предварительное подведение итогов соревнования
Настал момент подведения итогов. Больше всего жетонов набрали работники газеты “”. Молодцы! Они знают свое дело.
Но и вы, ребята, замечательно участвовали в нашей работе. Только чуть-чуть вам не повезло, где-то вы торопились и в спешке упустили некоторые важные моменты.
Я предлагаю двум проигравшим командам сразиться в блиц-турнире. Если вы ответите правильно на 5 вопросов, то сможете сравнять счет. На обсуждение одного вопроса задания 30 секунд.
Блиц - турнир.
1.Могут ли у глаголов быть предлоги?
2.Каким членом предложения является глагол?
3. Назовите окончание глаголов II спряжения, 2 лица, ед. ч.
4. К какому спряжению относятся глаголы, имеющие окончания –ат, - ят?
Спасибо всем, кто сегодня побывал у нас в редакции.
– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?



IV. Итог урока.

– Подведем итоги работы:
Что в изучении глагола было самым интересным?
С какими заданиями справляетесь легко и быстро?
А в чём допускали ошибки? Как их можно устранить?





V. Домашнее задание.
По усмотрению учителя.















Заголовок 315