Урок русского языка в 6 классе с использованием лингвистической сказки (Тема Изъявительное наклонение глагола. )


Цель деятельности учителя: закрепить с учащимся понятие о категории наклонения глагола, показать особенности изъявительного наклонения; развивать орфографическую зоркость.
Виды учебной деятельности: беседа по вопросам, выполнение заданий и упражнений.
Ход урока
Лингвистическая разминка
Задание: записать предложение, сделать его синтаксический разбор, определить грамматические признаки глагола, прояснить иронический смысл пословицы.
Себя не похвалишь – никто не похвалит.
Беседа
На прошлом уроке мы изучили наклонения глагола.
Итак, какие же три наклонения глагола мы знаем?
Каковы отличительные особенности каждого из них?
Сегодня на уроке мы закрепим знания о наклонениях глаголов, повторим особенности изъявительного наклонения глагола.
Скажите, всегда ли глаголы, обозначающие действие, указывают на реальность этого действия?
Например, мы говорим: Я бы съел чего-нибудь вкусненького. Но это не значит, что действие обязательно совершится, это обозначает только наше пожелание. Или нас просят: Сходи за хлебом. Не факт, что действие произойдет, это лишь чья-то просьба.
Когда же мы говорим: Я съел мороженое, или: Иду за хлебом, или: Сейчас пойду за хлебом, действия вполне реальны.
(Все примеры записаны на доске. Ученики записывают в тетради).В последних трех примерах мы имеем дело с изъявительным наклонением глагола, то есть мы изъявляем то, что действительно произошло, происходит или будет происходить. А значит, глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, бывают в прошедшем, настоящем и будущем времени.
Выполнение упражнений и заданий
Упр.482: чтение, обсуждение заданий, выполнение на доске и в тетрадях.
Задание: распределить глаголы в три столбика: условное, повелительное и изъявительное наклонение.
Работа для анализа №1
Бежать, сплёл бы, пойдите, сажусь, проснулся, посмотрел, светит, захотелось, сидит, не мешай, убери, думаете, обиделась, отойти, покачала, виляет, закрыл, спас бы, напали бы, полез, пошёл, погладила, уснул, разбежаться, сказал бы, происходило бы, измени, попросите, сходи, летал бы, шепчешь, скользи, читать, есть, сидел бы, замечаешь.Проверка в парах.
Беседа о лингвистических сказках
А сейчас мы с вами поговорим о сказках. Вам нравятся сказки?
Как вы считаете, что легче запомнить: сказку или правило? Конечно, сказку!
Ребята, а сейчас мы с вами поучимся самостоятельно сочинить свою лингвистическую сказку! Но прежде чем сочинять самим, мы послушаем сказку о трех наклонениях глагола И.Постниковой.
В некотором царстве, в морфологическом государстве жил-был Глагол. И было у него три сына, три наклонения – Изъявительное, Повелительное, Условное. Они постоянно сопутствовали Глаголу и помогали ему выполнять его морфологические обязанности. Но не было лада между сыновьями: они ежедневно спорили о том, кто из них больше и чаще помогает отцу.
Вот однажды Глагол надел парадную неопределенную форму и отправился с сыновьями осматривать свои владения, но резвый конь сбросил его на полном ходу.
- Меня надо поднять, - проговорил Глагол, пытаясь встать.
- Поднимите его! – приказал старший сын Глагола – Повелительное наклонение.
- Я бы поднял, да условий для этого нет, - развел руками средний сын – Условное наклонение.
А младший сын – Изъявительное наклонение – крикнул отцу:
- Сейчас подниму!
Соскочил с коня и поднял отца.
С тех пор Глагол берет с собой Изъявительное наклонение охотнее, чем другие. Спорить братья перестали – и так ясно, что Изъявительное наклонение чаще бывает нужным отцу Глаголу: ведь вместе с ним Глагол может обозначать действие, которое действительно происходило, происходит или будет происходить.
( по И.Постниковой и др.)
Что же такое лингвистическая сказка? Чем она отличается от волшебных сказок, которые мы с вами читаем на уроках литературы?
Сказка, но только по русскому языку. Здесь другие герои лингвистические понятия, термины. Сюжет построен на лингвистических понятиях.
3. Поучительная.
4. Герои – буквы или слова.
5. Герои находятся в особом царстве.
6. Она является разновидной предметной сказкой и объясняет законы языка.
Итак, ребята, сформируйте, определение: лингвистическая сказка – это сказка в которой … (запишите в тетрадь начало определения и продолжите самостоятельно)
- Несмотря на то, что в лингвистической сказке главное – это языковые явления, она, тем не менее, является сказкой. И ей присущи сказочные элементы, например, волшебные превращения, герои, определенные устойчивые выражения. Лингвистическая сказка родилась гораздо позже, чем обычная фольклорная. Конечно, она очень много взяла от фольклорной сказки.
Задание: записать начало сказок
В некотором царстве, в некотором государстве...
Жили - были..Назовите сказочные выражения, обозначающие длительность и неопределенность времени, пути.
Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли и т.дВсе эти слова могут быть использованы и в лингвистической сказке!
- Некоторые сказки начинаются присказками – шутливыми прибаутками. Присказка может содержать вопрос. Например, «Когда в корнях с чередованием кос-кас пишется –а или о? попробуй разберись: к_саться, к_сание, к_снуться. Чтобы ответить без подсказки, слушай мил дружочек сказку».
- Далее следует зачин. Зачин говорит о времени и месте действия, обстановке, действующих лицах.
- Затем идет сказочное действие. Здесь могут происходить ссоры, конфликты, герои влюбляются, мирятся. При этом не забывают решать какие-то языковые задачи, а помогают им в этом Всемогущие правило, Алфавит и т.д.
- И концовка, где даются ответы на поставленные задачи, либо содержится вопрос, на который еще предстоит ответить.
Итак, цель лингвистической сказки: научить!
А вот алгоритм написания лингвистической сказки:
Как написать лингвистическую сказку
Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.
Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.
Подумай, какие герои будут действовать.
Подумай композицию, продумай сюжет.
Составь план.Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.
Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.
Отредактируй текст.
Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.
Прорепетируй выступление.
Рефлексия
Что вам понравилось на уроке больше всего?
Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Домашнее задание
Составить свою лингвистическую сказку вы попробуете самостоятельно дома. Это и будет вашим домашним заданием.