Конспект урока по изобразительной деятельности

Конспект урока по изобразительной деятельности в 5 классе.

Тема урока: «Искусство Городца. Изготовление открытки для друзей».

Цели урока:
Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
Формирование практического умения и навыков рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
- Воспитание интереса к искусству Городецких мастеров, уважения к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
- Воспитание чувства сопереживания, заботы о ближних.
Задачи урока: восприятие и оценка произведения искусства; ориентироваться в народных промыслах России; анализ и оценка результатов собственного художественного творчества; уважать мнение товарищей.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Оборудование для учащихся
гуашь
кисти
баночка для воды
лист бумаги
салфетка
простой карандаш
стирательная резинка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Оборудование для учителя
образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
плакаты «Городецкая роспись»
презентации «Городецкая роспись»
DWD фильм « Тайна городецких мастеров»
Раздаточный материла: карточки с изображением порядка выполнения основных элементов городецкой декоративной композиции.
Вид урока – интегрированный (ИЗО, музыка, литература)
Форма урок -экскурсия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
План урока (45 мин.)
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 8-10мин.
Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 20-25 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ход урока
Запись на доске: Городецкая роспись.
Учитель: (рассказ сопровождается показом презентации «Городецкая роспись ) На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.
Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.
Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.
- Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка».
- Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка
- Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?
Ответ: Подмастерья.
Учитель: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем! Сегодня мы с вами научимся писать бубенчик, купавку, розан. И распишем ими нашу открытку для ребят из реабилитационного центра, в который скоро поедут наши школьники.
Учащиеся начинают работу на раздаточных карточках.

Я демонстрирую выполнение элементов на мольберте.



4. Физминутка . Гимнастика для глаз.





Теперь ребята начинают расписывать заготовленные нами раннее открытки.
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.
Подведение итогов.
В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои открытки на специальную подставку и вместе со мной выбирают лучшие работы, комментируя при этом свое решение.
Учитель: Городецкая роспись – как её нам не знать:
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,
Здесь такие букеты, что нельзя описать,
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит,
Городецкая роспись душу нам веселит.



Сегодня вы создали очень красивые, нарядные открытки в росписи Городец. Нашим друзьям из Твери , я уверена, они очень понравятся. Молодцы, у всех очень хорошо получилось выполнение задания. Выставляю оценки за урок.
®ђ Заголовок 115