Методическая разработка практического занятия на тему Организация поиска документов в справочной правовой системе «Гарант». Работа со списком документов, с текстом документа


УТВЕРЖДАЮ
Зав. По ПО
______________И.К. Галицкая
«_____»__________20___г.








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия

по дисциплине: Информационные технологии в профессиональной деятельности
Специальность «Лабораторная диагностика», 5 курс



ТЕМА: «Организация поиска документов в справочной правовой системе «Гарант». Работа со списком документов, с текстом документа.»











Пояснительная записка

Методическая разработка практического занятия по теме: «Организация поиска документов в справочной правовой системе «Гарант». Работа со списком документов, с текстом документа» Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности «Лабораторная диагностика». В методической разработке практического занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формированию у студентов элементов профессиональных и общих компетенций.
На практическом занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также умение осмысливать и применять имеющиеся знания в различной практической деятельности.
При изучении темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, самостоятельное выполнение практических работ.
Методическая разработка практического занятия включает в себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к практическому занятию;
методическую разработку практического занятия для студентов;
дидактический материал по данной теме.
Тема данного практического занятия предполагает изучение правил организации поиска документов в справочной правовой системе «Гарант».
Закрепляя знание данной темы практическими навыками студентам необходимо показывать, что в их будущей профессиональной деятельности они столкнуться с большим количеством законов, нормативных актов, постановлений и т.д. В современной работе специалиста без знаний таких справочных правовых систем как «Гарант» работа с документацией не представляется возможной.















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕМА: «Организация поиска документов в справочной правовой системе «Гарант». Работа со списком документов, с текстом документа»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
Федеральные целевые программы в сфере здравоохранения;
требования по санитарному режиму, охране труда, технике безопасности, противопожарной безопасности, экологии окружающей среды;
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности.
Студент должен уметь:
осуществлять поиск законодательных актов и нормативных документов, регулирующих правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
пользоваться компьютерным методом сбора, хранения и обработки информации, прикладными программами, применяемыми в профессиональной деятельности;
защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

Цели занятия:
1. Дидактические:
Формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС:
формирование элементов ПК:
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

2. Развивающие:
развивать навыки творческого и логического мышления;
развивать память;
развивать интерес к информационным технологиям, к современной технике;
формирование элементов ОК:
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
3. Воспитательные
формирование элементов ОК:
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

вырабатывать творческую инициативу, аккуратность, собранность;
формировать бережное отношение к технике;
формировать бережное отношение к собственному здоровью (соблюдение санитарно-гигиенических правил, правил по технике безопасности).
Тип занятия: формирование умений
Вид занятия: практическое занятие
Методы обучения: инструктаж и самостоятельная работа
Метод контроля знаний: решение ситуационных задач
Оснащение: Интерактивная доска, персональный компьютер, карточки с индивидуальными заданиями.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Обеспечиваемые дисциплины и МДК

Английский язык,
Основы латинского языка с медицинской терминологией
Информатика
МДК.01.01.Теория и практика лабораторных общеклинических исследований
МДК.02.01.Теория и практика лабораторных гематологических исследований

Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы
Обеспечиваемые темы

Организация поиска документов в СПС «Консультант плюс». Работа со списком документов, с текстом документа.
Организация поиска документов в ИПС «Кодекс». Работа со списком документов, с текстом документа.





Используемая литература:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2009 г.
Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности; Михеева Е.В.; Велби, 2009 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Хронокарта занятия.
1
Организационный момент
2 минуты

2
Мотивация
3 минуты

3
Контроль уровня знаний по теме: «Справочные правовые системы»
10 минут

4
Заслушивание и анализ сообщений подготовленных студентами
15 минут

4
Методические указания
10 минут

5
Самостоятельная работа студентов по заданиям
Лабораторной работы №8.
45 минут

6
Подведение итогов занятия
3 минуты

7
Сообщение домашнего задания
2 минуты


Характеристика отдельных элементов занятия

Содержание этапов занятия
Методическое обоснование

1. Организационный момент
Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.

2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства
Преподаватель четко называет тему занятия, цель занятия, этапы занятия.
Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Обращается внимание на то, что знание программного комплекса "Кодекс" позволяют пользователям реализовать полный перечень сервисных возможностей современных компьютеров, использовать новейшие технологические решения в области телекоммуникаций, а состав и содержание документов, находящихся в базе данных, - обеспечить профессиональные потребности медицинских специалистов.

3. Контроль исходного уровня знаний по теме:
«Справочные правовые системы»(Приложение 1)
Коллективный разбор студентами возможностей Справочной правовой системы «Гарант» (сообщения подготовлены студентами)
4 Инструктаж к выполнению практической работы
Объяснение ведётся преподавателем, алгоритм поиска документов демонстрируется на интерактивной доске (Приложение 2)
Преподаватель совместно со студентами разбирают предстоящую самостоятельную работу в соответствии с методическими указаниями:
разбирается алгоритм поиска документов в справочных правовых системах
особое внимание обращается на единые правила организации поиска документов

Преподаватель обращает внимание на соблюдение правил техники безопасности и санитарного режима при работе в компьютерном классе.

Выполнение практической работы
Студенты выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем. Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, обращает внимание студентов на положение рук при работе на компьютере, правильной посадке за компьютерным столом, направляет студентов при возникновении затруднений при работе с лабораторной работой. В процессе работы обращается особое внимание на соблюдение студентами правил техники безопасности и требований санитарно-эпидемического режима.
Скриншоты найденных документов сохраняются в личной папке.
Студенты оформляют результаты работы в тетради.
Отвечают на контрольные вопросы.

6. Подведение итогов занятия
Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы.

7. Сообщение домашнего задания
Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Организация поиска документов в СПС «Кодекс», дает рекомендации по подготовке к занятию: подготовить сообщения о возможностях работы в справочной правовой системе с найденными документами.
Использовать конспект текущего занятия и работу с учебником Е. В.Михеевой, Гл.12, стр.259-261. Интернет-ресурс: http://www.garant.ru

Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов




Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы, а так же осознанное выполнение практической работы







Выявление уровня знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих компетенций
Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение.
Посредством работы с заданиями лабораторной работы закрепляются полученные знания.
Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит участие в формировании общих компетенций:
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Происходит участие в формировании профессиональных компетенций:
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.


Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.





Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Тема: «Организация поиска документов в ИПС «Кодекс». Работа со списком документов, с текстом документа»
Студенты должны знать:
Федеральные целевые программы в сфере здравоохранения;
требования по санитарному режиму, охране труда, технике безопасности, противопожарной безопасности, экологии окружающей среды;
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности.
продукты и пакеты прикладных программ
Студент должен уметь:
осуществлять поиск законодательных актов и нормативных документов, регулирующих правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
пользоваться компьютерным методом сбора, хранения и обработки информации, применяемой в профессиональной деятельности, прикладными программами обеспечения профессиональной деятельности;
защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
Цель работы:
Научиться пользоваться возможностями поиска документов в Справочной правовой системе «Гарант».





















Содержание работы:
Подготовить компьютер к работе.
Ознакомиться с теорией данного занятия.
Ознакомиться на практике с возможностями поиска документов в Справочной правовой системе «Гарант»: организации поиска документов, работы со списком документов
Сохранить скриншоты найденных документов в личной папке.
Оформить результаты работы в тетради.
Ответить на контрольные вопросы.
Порядок выполнения работы

1. Контроль уровня знаний в виде выполнения ситуационного задания на компьютере
по теме «Справочная правовая система «Консультант Плюс»» по вариантам (Приложение 1).

2.Коллективный разбор студентами возможностей возможностями поиска документов в Справочной правовой системе «Гарант» (сообщения подготовлены студентами).

3.Пояснение преподавателя к самостоятельной работе студентов:
- организация поиска документов;
- работа со списком документов.

4.Самостоятельная работа студентов по заданию:
изучить технологию работы с документами в СПС «Гарант»;
осуществить поиск заданных документов.

1.Зайти на сайт «Гарант», используя поисковую систему, или http://www.garant.ru/, выбрать вкладку «Документы»


Затем, «Законы», далее: Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 15.09.05. № 569 «О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора».
Открыть документ «Об обязательном медицинском страховании», просмотреть документ, скриншоты сохранить в личной папке.
Выйти из Интернет.
2.На рабочем столе найти ярлык garant.exe, запустить СПС «Гарант»
Изучить технологию работы с документами в СПС»Гарант» :
Справка-Основы работы с системой
- организация поиска документов
- работа со списком документов
3.Выполнить задание: вызвать Документы - гражданское право – защита прав потребителей – защита прав при продаже товаров. Открыть документ «О приятии к рассмотрению вопроса о гарантиях прав потребителей». Скопировать результат поиска в личную папку.
4. Найти письмо Росздравнадзора от 10.07.2007г. №01И-493/07 « О необходимости изъятия недоброкачественных лекарственных средств». Установить закладку. Сохранить результат.
5. Найти документы:
1. - трудовые книжки и другие документы о трудовой деятельности;
прием на работу, заключение трудового соглашения;
прекращение трудового договора.
(Формы документов - труд, трудоустройство – трудовой договор)
2. - декларация о правах инвалидов;
американская конвенция о правах человека;
конвенция о защите детей;
(Международные договоры – Права человека, гражданство – международное сотрудничество в области прав человека).
По толковому словарю найти: квота; клаузума; клеймсы; лизгольд; лизинг; маклер; счет супер – нау.
4.Поиск по ситуации:
списание и уничтожение вакцины;
на уничтожение ампул из-под наркотиков;
отбора образцов лекарственных средств;
приемный на грузы с мед /товарами.
(Акты. Формы. Здравоохранение ).
5.Поиск по источникам:
Журнал «Главбух» ; Приложение. «Учет в медицине. 2004г. Январь-март»
Новые льготы по налогу.
6.Скопировать в Word найденный документ и сохранить в личной папке.
6. Алгоритм выполнения занести в тетрадь.
7. Припарковать, выключить компьютер.

Домашнее задание: Использовать конспект текущего занятия и работу с учебником Е. В.Михеевой, Гл.12, стр.259-261.
Интернет-ресурс: http://www.kodeks.ru; http://www.garant.ru
Подготовить сообщения о возможностях работы в справочной правовой системе « Кодекс».


Используемая литература:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2009 г.
Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности; Михеева Е.В.; Велби, 2009 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Интернет-ресурс: http://www.kodeks.ru; http://www.garant.ru
































Приложение 1
Контроль уровня знаний в виде выполнения ситуационного задания на компьютере
по теме «Справочные правовые системы» по вариантам:

I Вариант
Используя «Консультант Плюс», найти действующие документы, принятые в 2007 году, в которых говорится о больничных листах. Описать алгоритм выполнения поиска документов.
Используя СПС «Консультант Плюс» найти бланки карточки учета нематериальных активов. Скриншот найденных документов сохранить в личной папке.
В одной из СПС «Консультант Плюс» выяснить, какие приказы были опубликованы в первой половине текущего года.
II Вариант
В «Консультант Плюс» найти документ, в котором оговаривается самозащита гражданских прав. Описать алгоритм выполнения поиска документов.
Используя СПС «Консультант Плюс» найти форму по учету результатов инвентаризации. Скриншот найденных документов сохранить в личной папке.
В одной из СПС «Консультант Плюс» выяснить, какие законы были опубликованы в первой половине текущего года.



Приложение 2
Сведения из теории
Организация поиска документов в Справочной правовой системе «Гарант».
Компания «Гарант» - один из лидеров российского рынка справочных правовых систем. Существуя с 1991г., она заслужила признание и российских бизнесменов, и органов власти Российской Федерации, и зарубежных партнёров. Ассортимент услуг этой фирмы постоянно расширяется. Появляются новые версии справочно-правовых систем, совершенствуются связи компании с внешней средой, углубляется сотрудничество с органами исполнительной, законодательной,
судебной власти РФ; с региональными и местными органами государственной власти.
СПС "Гарант" на сегодняшний день включает в себя более 900 тысяч нормативных актов федерального и регионального уровня, а также комментарии к ним. Еженедельное пополнение базы составляет порядка 4000, одна из ведущих справочно-правовых систем в России, представлена на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сейчас компания «Гарант» может предложить новый, более мощный и профессиональный инструментарий для поиска документов и отображения информации, который делает работу с системой еще более удобной и отвечает самым взыскательным требованиям профессионалов.
СПС «Гарант» содержит:
- правовые базы по всем разделам федерального законодательства. - павовые базы по региональному законодательству всех субъектов РФ. - судебная и Арбитражная практики. - международные соглашения. - проекты законов. - нормативно-технические справочники. - комментарии и разъяснения из ведущих профессиональных СМИ. - книги и постатейные комментарии. - обновляемые энциклопедии и бераторы. - новости обновления законодательства. - типовые формы документов. - схемы законодательства и пр.
Специалисты и пользователи СПС ГАРАНТ сегодня особо отмечают следующие
качества системы:
1. Все документы в системе ГАРАНТ представлены с комментариями и разъяснениями специалистов, в том числе в системе содержатся материалы из популярной бухгалтерской прессы.
2. Реализована уникальная технология поиска через Энциклопедию ситуаций. Пользователь формулирует запрос, используя привычные ему термины, система в течение нескольких минут предоставляет ему ответ.
3. В системе представлены, объединенные в одной программе, все типы правовой информации - федеральное и региональное законодательство, международные договоры, комментарии, проекты законов, судебная и арбитражная практика, а также бизнес-справки, налоговый календарь, формы бухгалтерской и статистической отчетности, таблицы и схемы по вопросам законодательства и многое другое.
4. Поиск нужной информации осуществляется по всему информационному банку системы.
Работа в СПС «Гарант».
После запуска стартового интерфейса системы, далее появляется окно, предоставляющее различные варианты поиска.





1.Конкретные операции.
а) Логические операции. При формировании запроса можно применять
различные логические условия: "или", "и" и т. п. Логические операции
существенно расширяют возможности пользователя при формировании запросов к
системе. Подробнее можно узнать в разделах "Особенности заполнения полей
карточки запроса" и "Поиск по ситуации". Нажав «Поиск по ситуации», видим окно


б) Редактируемые шаблоны форм и таблиц.
Многие документы в новой версии системы ГАРАНТ, содержащие формы и таблицы,
сопровождаются встроенными редактируемыми шаблонами, достаточно перейти по
соответствующей ссылке в тексте документа, шаблон автоматически загрузится в редактор без искажения.



в) Фильтры поиска
Фильтры являются новым поисковым механизмом, позволяющим быстро и эффективно
отобрать из произвольного списка документов только те, которые соответствуют
заданным параметрам.
Реализованы фильтры по следующим критериям:
1. По статусу документа («действующий», «не вступивший в силу», «утративший
силу»)
2. По регистрации в Минюсте ( зарегистрированные в Минюсте,
незарегистрированные в Минюсте, "отказано в регистрации")
3. По значимости (определение круга лиц, чьи интересы затрагивает данный
документ)
4. По тематическим базам (выделение тематических баз, среди которых должен
производиться отбор или поиск документов)
5. По виду правовой информации ( «документ», «судебная и арбитражная
практика», «комментарии» и др.)
6. По территории регулирования (территория компетенции органа, принявшего
документ)
При помощи фильтров можно нужным образом сузить спектр информации,что позволит более точно сформировать запрос и быстрее осуществить поиск. Например:

















г) Свертывание списков ссылок на документы
В новой версии реализована возможность формировать развернутые и свернутые списки документов. Под развернутым списком понимается набор ссылок, адресованных как к целому документу так и к отдельным статьям, фактически определяющим нормы права причем некоторые ссылки могут указывать на различные статьи одного и того же общего для них документа. Свернутым называется список, в котором отображается только по одной ссылке (точке входа) для
каждого документа, упоминающегося в списке. Из всех ссылок для свернутого списка отбирается только та ссылка, которая расположена на первой по порядку следования в тексте документа.
Основное меню содержит четыре информационных блока. В каждом из блоков находится несколько кнопок. Чтобы перейти к нужному разделу, нажмите соответствующую кнопку. В результате выбора раздела в блоках Правовая информация и Экономическая информация, на экране откроется классификатор, в котором ссылки на подразделы выделены зеленым цветом и подчеркиванием. Для перехода по ссылке щелкните по ней мышью. Выбрав команду Предыдущий в меню документы, Вы можете вернуться на один шаг назад.
Блок правовой информации. В этом блоке представлен полный спектр правовой информации. В разделе документы присутствуют все документы, находящиеся в установленном у Вас информационном банке. В остальных разделах Вы найдете документы по определенным типам правовой информации. Чтобы перейти к нужному разделу, нажмите соответствующую кнопку. Вы попадете в классификатор документов. Чтобы перейти к документам, выберите интересующий Вас тематический раздел, затем при необходимости подраздел.
Блок экономической информации. Этот блок содержит новости законодательства, обзоры, бизнес-справки. Вы также можете перейти к Налоговому календарю в котором приведены сроки основных платежей в бюджет, дана информация о количестве рабочих дней в отчетных периодах.
Блок поиска. Быстро найти нужную информацию помогут мощные средства поиска:
по реквизитам. Наиболее удобен для поиска документов. Для поиска достаточно внести известные реквизиты документа в специальную карточку запроса.


по ситуации. Особый вид поиска, позволяющий быстро решить сложную проблему в условиях отсутствия информации о необходимых документах.
по источнику опубликования Если Вам известны печатный первоисточник и дата опубликования нужного Вам документа, то данный вид поиска позволит Вам быстро отыскать его в базе данных системы ГАРАНТ.


новые и измененные документы









Лист регистрации изменений
№ измене-ния
Номера листов (страниц)
Всего листов (страниц) в документе
Вход. № сопроводитель-ного документа и дата
Подпись
ответствен-ного за внесение
Дата


Изменен-ных
Новых
Аннулиро-ванных



















































































Методическая разработка практического занятия


Специальность «Лабораторная диагностика», 5 курс


Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»



Версия: 1.0 Страница 13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715 из 18





ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ


ЦМК общеобразовательных дисциплин


Методическая разработка практического занятия




Должность
Фамилия/Подпись
Дата

Составил
Преподаватель
Пивненко В.Ю.
Кошечкина К.А.


Согласовал
Председатель ЦМК
Кошечкина К.А.



Методист
Микка О.В.


Версия: 1.0


Стр.1из 18





Рисунок 2Рисунок 14Рисунок 20Рисунок 4 Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415