Программа индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий («Развивайка») для обучающихся 1 класса


Краевое государственное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченнымивозможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида № 10»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
и согласовано на засдании Директор КГКСКОУ СКШИ 8 вида10
педагогичеческого совета ________________
Протокол от 31.08.2015г. №1 (Л.Ю.Созинова)
Приказ от 31.08.2015г. №____-0
Программа индивидуальных и групповых
коррекционно- развивающих занятий
(«Развивайка»)
для обучающихся 1 класса
на 2015 – 2016 учебный год
Педагог: Коленченко Е.А.
г.Бикин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин, – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009; «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э.Я. Удалова, рецензенты: В.В. Воронкова, В.Т.Петрова. – М.: Просвещение, 2009.
Игра – один из основных видов деятельности младшего школьного возраста. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования норм человеческих взаимоотношений, развитие морали ребенка и совершенствование психических процессов. В ходе игры учащиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), считаться с интересами других (само и взаимоконтроль), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение. Игра помогает развивать любознательность, облегчить процесс усвоения знаний, сделать любой учебный материал доступным для каждого учащегося
Термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности. Игротерапия является одним из эффективных методов лечебно- педагогического воздействия на детей, проводимый с определенной целью и выполняющий следующие функции:
- коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;
- релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;- воспитательную – психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;
-развивающую – развитие психических процессов и ВПФ, двигательной сферы;
- дидактическую(обучающую)– обогащение информацией об окружающем мире.
В связи с тем, что в школьном компоненте учебного плана представлена коррекционная технология «Игра, игротерапия», но учебно-методический комплекс отсутствует, возникла необходимость создания модифицированной программы «Развивайка» (1-4 классы). В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты, направленные на патриотическое и нравственное воспитание.
Цели программы:
дать многогранное полифункциональное представление учащимся об окружающей действительности, обогатить их чувственный познавательный опыт, способствующие оптимизации психического развития ребенка и эффективной социализации в обществе.
Задачи программы:
- корригировать ВПФ ребенка, недостатки познавательной деятельности и эмоционально-волевую сферу;
- предупреждать вторичные отклонения и нарушения в развитии,
- подготавливать к восприятию учебного материала, осуществляя межпредметную связь;
- учить умению сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи;
- формировать пространственно-временные представления и ориентировки, знания сенсорных эталонов - определенных систем и шкал: величины, световой спектр;
- воспринимать окружающий мир через свойства и признаки его объектов: цвет, вкус, запах, звуки, ритмы;
- развивать слухоголосовые и зрительно-двигательные координации, моторную неловкость, мелкую моторику;
- обогащать словарный запас новой терминологией;
- воспитывать мотивацию и творческое отношение к учению, труду, жизни
Модифицированная программа «Игра, игротерапия», составлена с учетом психофизических особенностей умственно отсталых детей, которым свойственны нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы. Она опирается на ведущие виды деятельности младшего школьного возраста – учебу и игру. Коррекционная направленность занятий в игровой форме помогут обучающимся в непринужденной обстановке успешно овладевать содержанием начальной ступени обучения, восполнить пробелы в знаниях.
Разделы, темы программы, содержание цикла занятий носят коррекционно-развивающий характер. Программа реализуется через предметно-практическую, музыкально-ритмическую, изобразительную деятельность, конструирование, тренировочные упражнения, игры и готовит учащихся к восприятию учебных предметов на уроках математики, русского языка, устной речи, занимательного труда, рисования, физкультуры, живого мира. На уроках используются опорные схемы, демонстрационные пособия, аудио, видео - материалы, компьютерные технологии. Концентрическое расположение учебного материала создает условие для постепенного накопления информации учащимися, отработки её по темам и развития каждого ребенка в ЗБР.
Разделы программы:
- формирование моторики и графомоторных навыков;
- формирование тактильно-двигательного восприятия;
- формирование кинестетических и кинетических ощущений;
- формирование представлений о форме, величине, цвете предметов, конструирование;
- формирование зрительного восприятия;
- формирование представлений об особых свойствах предметов;
- формирование слухового восприятия;
- формирование пространственных представлений;
- формирование временных представлений.
Реализация программы направлена на коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, высших психических функций и познавательной сферы, преодоление трудностей в владении программными знаниями, умениями, навыками, что способствует осуществлению личностно ориентированного подхода.
I.Формирование моторных и графомоторных навыков
Развитие крупной моторики. Действия, движения по инструкции: бросание мяча в цель, по движущемуся предмету. Подвижные игры «Выбивной».
Действия, движения по инструкции: повороты, перестроения. Упражнения на равновесие: «Дорожка следов».
Развитие согласованности действий и движений телом: повороты с движениями рук, ходьба с изменениями направления. Игра «Следопыты».
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка трафарета (внутреннего, внешнего), штриховка фигур.
Развитие координации движений рук и глаз: шнуровка, нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме».
Работа в технике рваной аппликации
Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.
II. Формирование тактильно-двигательного восприятия
Определение на ощупь величины предметов и плоскостных фигур: большой - маленький. Дидактическая игра « Чудесный мешочек».
Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение».
III. . Формирование кинестетических и кинетических ощущений
Формирование ощущений от разных поз тела, верхних, нижних конечностей. Дидактическая игра «Море волнуется».
Движения и позы головы по подражанию. Вербализация ощущений. Дидактическая игра «Покажи и угадай» (имитация движений животных, оркестр) ..
IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, треугольник. Дидактическая игра
«К фигуре подбери предмет».
Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. Дидактическая игра «К фигуре подбери предмет».
Работа по образцу с геометрическим конструктором «Лего». Различение предметов по величине и высоте.
Сравнение предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из частей по образцу.
Знакомство с основными цветами: красный, синий, зеленый. Дидактическая игра «Назови цвет предмета».
Знакомство с основными цветами: белый, черный, желтый… Дидактическая игра «Угадай, какого цвета?».
Составление целого из частей (разрезной материал, 2-3 детали). Дидактическая игра «Собери сам».
V. Формирование зрительного восприятия
Формирование зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дидактическая игра: «Сравни предметы».
Дидактическая игра: «Какой детали не хватает?» (У стола-ножки, у ведра – ручки..) Дидактическая игра: «Что изменилось?». Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
VI. Формирование представлений об особых свойствах
предметов
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий ..), обозначение словом. Дидактическая игра «Горячо - холодно».
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий горький, солёный). Дидактическая игра: «Узнай по вкусу».
Развитие обоняния (приятный - неприятный запахи). Дидактическая игра: «Узнай по запаху».
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение предметов по тяжести. Дидактическая игра «Легко - тяжело».
VII. Формирование слухового восприятия
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра: «Узнай на слух».
Дифференциация и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).
Дидактическая игра: «Кто как голос подает?» (имитация крика животных).
VIII. Формирование пространственных представлений
Ориентировка на собственном теле (правая и левая нога, рука). Ориентировка в классной комнате: движение в заданном направлении (вперед, назад, ..).
Ориентировка в линейном ряду (первый, между, на третьем месте, центр, верх, низ, правая, левая сторона..). Дидактическая игра: «Расположи верно».
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра: «Составь как я».
IX. Формирование временных представлений
Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь). Последовательность смены времени суток. Дидактическая игра: «Что я делал?»
Неделя. Порядок дней недели. Знакомство с понятиями: «сегодня», «завтра», «вчера». Дидактическая игра: «Что я делал», «Когда это бывает?».
Результатом освоения программы является формирование БУД:
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий;
Регулятивные:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;
-учиться высказывать свое мнение на основе работы с иллюстрациями;
- учиться работать по предложенному учителем заданию.
Познавательные:
-ориентировать в задании; предложенный учителем;
- Учиться анализировать свой ответ;
Коммуникативные:
- высказывать свои мысли полным предложением;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу на занятии и в жизни.
-учиться работать в паре, группе .- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов .Минимальный:
- несложные упражнения для мелкой моторики (пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением);
- понятия (использовать в речи): «трафарет», «большой-маленький», «холодный-горячий», «сладкий-горький-соленый», «приятный-неприятный» (запах), «тяжелый-легкий», «левый-правый», «первый-последний», «верх-низ», «между», «вперед-назад», ;
- геометрические плоскостные фигуры: круг, треугольник квадрат. прямоугольник;
- основные цвета: красный, синий, зеленый, белый, черный, желтый;
- понятия: «сутки», названия частей суток: утро, день, вечер, ночь и их последовательность;
- названия дней недели и их порядок, понятия «сегодня», «завтра», «вчера»».
Достаточный:
- выполнять действия по инструкции и по образцу учителя, несложные упражнения для мелкой моторики;
- пользоваться письменными принадлежностями, копировать по образцу, обводить по точкам несложные изображения, геометрические фигуры;
- анализировать и сравнивать предметы по одному из признаков: форма, цвет, величина.
- называть и различать геометрические фигуры, цвета;
- составлять предметы их 2-3 частей;
- определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
-определять и называть и общие отличительные признаки двух предметов
(визуально);
- классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомых сенсорных эталонов, выполнять простейшие обобщения;
- различать речевые и неречевые звуки;
- ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
- выделять части суток, определять порядок дней недели.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
66 часов, 2 часа в неделю

п\п РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ ПРОГРАММЫ: Кол.-вочасовДатапоплануОборудованиеФормируемые БУД
I.Формирование моторных и графомоторных навыков 1 Развитие крупной моторики. Действия, движения по инструкции: бросание мячом в цель. Подвижные игры «Выбивной». 1 мячосознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника
2 Действия, движения по инструкции: повороты, перестроения. Упражнения на равновесие: «Дорожка следов». 1 школьная площадкаположительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодей-ствия с ней и эстетическому её восприятию
3 Развитие согласованности действий и движений телом: повороты с движениями рук, ходьба с изменениями направления. Игра «Следопыты». 1 школьная площадкасамостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
4 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка трафарета (внутреннего, внешнего), штриховка фигур. 1 трафаретыадекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
5 Развитие координации движений рук и глаз: шнуровка, нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме». 1 наборы для шнуровкисамостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
6 Работа в технике рваной аппликации. 1 цветная бумага, клей, картонобращаться за помощью и принимать помощь
7 Сгибание бумаги. Вырезание ножницами
прямых полос. 1 бумага, ножницы. работать со спортивным инвентарем.
8 Развитие точности движений (метание мяча в цель, «Кольцеброс».1 кольцебросработать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
9 Координация движений: игры с мячом, обручем. Развитие координации движений рук и глаз. Дидактическая игра
«Делай как я». 1 мяч, обруч. положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодей-ствия с ней и эстетическому её восприятию
10 Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции (два шага вперед - поворот направо ..). Дидактическая игра «Делай как я». 1 11 Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур. Штриховка в разных направлениях. Дидактическая игра «Создай свой узор». 1 геометриче-ские фигурыобращаться за помощью и принимать помощь
12 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения на синхронность работы обеих рук: шнуровка,
нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме».. 1 шнурки, предметы дляшнуровки,
бусы, проволока самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
13 Вырезание из бумаги обведенных по шаблону геометрических фигур. Графический диктант. 1 геометриче-ские фигурыработать с учебными принадлеж. (инструментам и организовывать рабочее место14 Работа в технике объемной аппликации. Дидактическая игра «Фантазер». 1 цветная бумагаобращаться за помощью и принимать помощь
II. Формирование тактильно-двигательного восприятия15 Определение на ощупь величины предметов и плоскостных фигур: большой - маленький. Дидактическая игра « Чудесный мешочек». 1
плоскостные фигуры, предметывступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс)
16 Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение». 1 пластилинработать с учебными принад. и организовывать рабочее место
17 Игры с мозаикой. 1 мозаикаIII. Формирование кинестетическихи кинетических ощущений18
Формирование ощущений от разных поз тела, верхних, нижних конечностей. Дидактическая игра «Море волнуется». 1 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс)
19 Движения и позы головы по подражанию. Вербализация ощущений. Дидактическая игра «Покажи и угадай» (имитация движений животных, оркестр). 1 20
Движения и позы верхних и нижних конечностей . Движения головой и телом (упражнения по инструкции учителя). Дидактическая игра «Зеркало». 1 зеркалоположительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодей-ствия с ней и эстетическому её восприятию
IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.
21
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, треугольник. Дидактическая игра «К фигуре подбери предмет». 1 геометрические фигуры22 Геометрические фигуры: квадрат,
прямоугольник. Дидактическая игра
«К фигуре подбери предмет». 1 геометрические фигуры23 Работа по образцу с геометрическим конструктором «Лего». Различение предметов по величине и высоте. 1 конструктор«Лего24 Сравнение предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из частей по образцу. 1 геометрические фигуры25 Знакомство с основными цветами: красный, синий, зеленый. Дидактическая игра «Назови цвет предмета». цветные полоски26 Знакомство с основными цветами: белый, черный, желтый… Дидактическая игра «Угадай, какого цвета предмет?». 1 цветные полоски27 Составление целого из частей (разрезной материал, 2-3 детали). Дидактическая игра «Собери сам». 1 разрезные картинкиобращаться за помощью и принимать помощь
28 Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине, длине и ширине. Дидактическая игра «Угадай, что это?». 1 шкала полосок29 Формирование эталонов объемных и плоскостных геометрических фигур (шар, куб, круг, квадрат..). Группировка предметов по форме (объемные, плоскостные). 1 объемные и
плоскостные геометрические фигуры 30 Группировка предметов по форме, величине, цвету. Дидактическая игра «Пойми меня». 1 геометриче-ские фигурыразные31 Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку. Дидактическая игра «Пирамидка». 1 сериационные рядыпо величине предметов по форме, величине, цвету сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
32 Различение цветов и оттенков, подбор их к основным цветам. Дидактическая игра «Что бывает такого же цвета?», 1 шкала полосок
разных цветов и оттенков 33 Конструирование предметов из геометрических фигур(2-5 детале). Дидактическая игра «Делай как я» 1 геометрические фигурыобращаться за помощью и принимать помощь
34 Выделение и различение частей знакомых предметов (стул-спинка, ножки, сиденье). Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном материале. 1 разрезные картинкиV. Формирование зрительного восприятия35 Формирование зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дидактическая игра: «Сравни предметы». 1 разборныепредметы,
игрушки. 36 Дидактическая игра: «Какой детали не хватает?» (У стола-ножки, у ведра –ручки..) 1 разборныепредметы,
игрушки37 Дидактическая игра: «Что изменилось?».
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. 1 сюжетные картинки38 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей. Дидактическая игра «Собери картинку». 1 разрезные картинки39 Различение наложенных изображений предметов (2-3 изображения). Упражнения для профилактики и коррекции зрения. 1 контурные картинкисотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
VI. Формирование представлений об особых свойствах предметов
40 Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий …), обозначение словом. Дидактическая игра «Горячо - холодно». 1 41 Вкусовые ощущения (кислый, сладкий горький, солёный).
Дидактическая игра: «Узнай по вкусу» 1 фрукты, овощи42 Развитие обоняния (приятный - неприятный запахи). Дидактическая игра: «Узнай по запаху». 1 фрукты, овощи43 Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение предметов по тяжести. Дидактическая игра «Легко - тяжело». 1 Предметыразной тяжестиVII. Формирование слухового восприятия44 Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра: «Узнай на слух». 1 Музыкальные инструменты45 Дифференциация и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). 1 музыкальные инструменты46 Дидактическая игра: «Кто как голос подает?» (имитация крика животных) 1 книга со звуковыми имитациями животных 47 Дифференциация музыкальных и шумовых звуков (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка..).Дидактическая игра «Музыкант». 1 погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка работать с инструментами и организовывать рабочее место
48 Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды). Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи?» (различение по голосу). 1 сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
VIII. Формирование пространственных представлений49 Ориентировка на собственном теле (правая и левая нога, рука). Ориентировка в классной комнате: движение в заданном направлении (вперед, назад ...). 1 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения50 Ориентировка в линейном ряду (первый, между, на третьем месте, центр, верх, низ, правая, левая сторона…). Дидактическая игра: «Расположи верно». 1 Линейный
ряд из животных, игрушек, цветных полосок сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
51 Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра: «Составь как я». 1 комбинации изцветных полосокобращаться за помощью и принимать помощь
52 Ориентировка в школьном помещении, Понятия «дальше-ближе». Дидактическая игра «Если можешь - скажи, а не можешь - покажи» 1 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения53 Пространственная ориентировка на листе бумаги, школьной парте (выделение углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном, вертикальном поле листа. 1 лист бумаги(учитель – ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс)
54 Дидактическая игра «Определи положение предмета». Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. 1 55 Лото. Когда это бывает? Дидактическая игра. 1 лотоработать с инструментами и организовывать рабочее место
56 Совершенствуем воображение. Игры «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек1 спичкиработать с инструментами и организовывать рабочее место
57 Тренируем зрительную память. Игры «Найди фигуры», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка1 штриховка58 Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игры «Первая - одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия» 1 59 Развиваем быстроту реакции. Игры «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. 1 лабиринты60 Концентрируем внимание. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Закономерности. 1 61 Тренируем слуховую память. Игры «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Развитие аналитических способностей. 1 игры IX. Формирование временных представлений 62 Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь). Последовательность смены времени суток. Дидактическая игра: «Что я делал?» 1 графическая модель«Сутки»,
63 Неделя. Порядок дней недели. Знакомство с понятиями: «сегодня», «завтра», «вчера». Дидактическая игры: «Что я делал», «Когда это было?». 1 графическая модель«Дни недели», 64 Времена года, порядок месяцев в году. Работа с графической моделью «времена года». Дидактическая игра «Времена года». 1 графическая модельвремена года65 Знакомство со строением часов. Меры времени: минута, час. 1 66 Определение времени по часам с точностью до часа. Игры с моделью часов1 модельчасовсотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях