Рабочая программа Психология для специальности 060101 Лечебное дело

Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Новосибирской области
«Купинский медицинский техникум»






Рабочая программа учебной дисциплины
ПСИХОЛОГИЯ















Купино 2011

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060101 «Лечебное дело».

Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Купинский медицинский техникум»

Разработчики:

Степанова Алена Владимировна преподаватель дисциплины «Психология»
















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации программы учебной дисциплины

16

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

17



паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ»

1.1. Область применения программы
Образовательная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 060101 Лечебное дело, квалификация фельдшер.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Психология» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 060101 Лечебное дело.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать средства общения в психотерапевтических целях;
давать психологическую оценку личности;
применять приемы психологической саморегуляции.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные задачи и методы психологии;
психические процессы и состояния;
структуру личности;
основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина болезни, пограничные расстройства);
психологию медицинского работника;
этапы профессиональной адаптации;
принципы профилактики эмоционального "выгорания"специалиста;
аспекты семейной психологии;
психологические основы ухода за умирающим;
основы психосоматики;
определение понятий "психогигиена", "психопрофилактика"и "психотерапия";
особенности психических процессов у здорового и больного человека;
структуру личности;
функции и средства общения;
закономерности общения;
приемы психологической саморегуляции;
основы делового общения;
пути социальной адаптации и мотивации личности.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 186 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 124 часа;
самостоятельной работы – 62часа.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
186

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
124

в том числе:


практические занятия
60

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
62

Индивидуальная домашняя работа (самоанализ),
10

Проектная деятельность,
8

Работа с литературой,
18

Выполнение упражнений,
10

Подготовка сообщений
15

Составление плана беседы с пациентами
2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология»
наименование
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Общая психология

48




Тема 1.1.
Предмет психологии
Содержание учебного материала
3



1
Предмет психологии

1
1
1
1


2
Основные задачи и методы психологии




3
Методологические принципы современной психологии




4
Психология в медицинской и управленческой деятельности.




Самостоятельная работа
1



Изучение литературы по теме «История психологии»



Тема 1.2.
Развитие и формирование личности
Содержание учебного материала
6



1
Структура личности

2
2
2
2
2
2
2


2
Развитие личности




3
Возрастные особенности психики человека.




4
Понятие о сознании.




5
Изучение периодов возрастного развития.




6
Применение приемов психической саморегуляции




7
Определение психологической оценки личности




Практическое занятие
Развитие и формирование личности
2



Самостоятельная работа
2



Анализ собственной личности, составление плана личностного роста



Тема 1.3.
Ощущения и восприятие
Содержание учебного материала
9



1
Механизмы формирования ощущений, виды ощущений.

1
1
1
1
1
1
1
1
2
2



2
Психические процессы и состояния




3
Основные характеристики восприятия.




4
Механизмы восприятия времени.




5
Ритмы в деятельности медсестры.




6
Сенсорный голод.




7
Сенсорная адаптация.




8
Изучение нарушения ощущений




9
Изучение нарушения восприятия




10
Изучение факторов влияющих на восприятие




11
Применение приемов психической саморегуляции




Практические занятия
Изучение ощущения
Изучение восприятия
2
2



Самостоятельная работа
3



Выполнения упражнения «Определение своей ведущей модальности»
работа с доплнительной литературой: составление таблицы «Характеристики восприятия»



Тема 1.4.
Внимание, память
Содержание учебного материала
6



1
Виды, свойства внимания.

1
1
2
1
1
1
2


2
Невнимательность, нарушение внимания.




3
Приемы психической саморегуляции




4
Виды и особенности памяти




5
Забывание




6
Изучение нарушения памяти и внимания




7
Применение приемов психической саморегуляции




Практическое занятие
Внимание и память
2



Самостоятельная работа
2



Выполнение практического задания «Применение приемов эффективного запоминания»



Тема 1.5.
Мышление
Содержание учебного материала
6



1
Мышление как процесс.




2
Виды и формы мышления.




3
Индивидуальные особенности мышления.




4
Изучение нарушения мышления.




5
Решение проблем, групповое принятие решений.




6
Применение приемов психической саморегуляции
ПК 1.2 Проводить диагностические исследования




Практическое занятие№5 Мышление
2



Самостоятельная работа
2



Работа с текстом учебника составление схемы или таблицы «Виды и формы мышления»



Тема 1.6.
Воображение и речь
Содержание учебного материала
3



2
Виды воображения

2


3
Речь




4
Сновидение как психическое явление.




5
Изучение воображения в деятельности среднего медицинского персонала.




6
Применение приемов психической саморегуляции
П.К 1.3 Проводить диагностику острых и хронических заболевания




Практическое занятие
Воображение и речь
2



Самостоятельная работа
1



Изучение литературы по вопросу работы с пациентами разного возраста.



Тема 1.7
Эмоции
Содержание учебного материала
6



2
Классификация эмоциональных состояний.

2


3
Расстройства эмоций.




4
Понятие об эмпатии, стрессе.




5
Изучение стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности медсестры.




6
Применение приемов психической саморегуляции




Практическое занятие
Эмоции
2



Самостоятельная работа
2



Работа с текстом учебника по теме «методика борьбы со стрессом»





Тема 1.8
Воля и способности

Содержание учебного материала
4



1
Воля, волевая регуляция поведения.

2


2
Основные этапы волевого процесса.




3
Нарушения воли: гипобулия, гипербулия. абулия, ступор, парабулия.




4
Способности.




5
Изучение волевого регулирования поведения в профессиональной деятельности медицинского работника.




6
Применение приемов психической саморегуляции




Практическое занятие
Воля и способности
2



Самостоятельная работа
2



Подготовка сообщений на тему «Формирование задатков и способностей профессионала»





Тема 1.9
Темперамент
Содержание учебного материала
4



1
Типы, свойства темперамента.

2


2
Психологическая оценка личности.




3
Определение темперамента, акцентуации характера.




4
Психологическая оценка личности.




Практическое занятие №9 Темперамент
2



Самостоятельная работа
2



Подготовка мультимедийной презентации по теме «Типы темперамента»




Тема 1.10
Функции и средства общения
Содержание учебного материала
3



1
Функции и средства общения

2


2
Закономерности общения.




3
Самопонимание и саморегуляция в процессе общения.




4
Общение в работе медсестры.




5
Использование средств общения в психотерапевтических целях




6
Применение приемов психической саморегуляции
П.К 1.4 Проводить диагностику беременности




Практическое занятие
Функции и средства общения
2



Самостоятельная работа
1



Работа с текстом учебника составление таблицы «Уровни общения»



Раздел 2.
Социальная
психология

63


Тема 2.1.
Предмет социальной психологии
Содержание учебного материала
3



1
Предмет, задачи и методы социальной психологии.

2







2
Структура социальной психологии.




3
Социальная психология и смежные науки.




4
Основные направления социальной психологии.




5
Социальная психология в медицине




Самостоятельная работа
1



Работа с текстом учебника составление глоссария основных терминов



Тема 2.2
Социализация личности. Межличностные отношения

Содержание учебного материала
6



1
Проблемы социализации личности в социальной психологии.

2


2
Проблемы межличностных отношений.




3
Изучение путей социальной адаптации и мотивации личности.
ПК 4.3 Проводить санитарно-гигиеническое просвещение пациента.




Практическое занятие
Социализация личности. Межличностные отношения.
2



Самостоятельная работа
2



Работа с текстом учебника: составление схемы «институты и стадии социализации»




Тема 2.3 Психология общения
Содержание учебного материала
6



1
Содержание, цели и средства общения.

2


2
Стороны общения.




3
Уровни общения.




4
Изучение функций и средств общения.




5
Изучение закономерностей общения.




6
Применение приемов психической саморегуляции
ПК 3.2 Определять тактику ведения пациента




Практическое занятие
Психология общения
2



Самостоятельная работа
2



Работа с дополнительной литературой: составление рекомендаций «Как сделать разговор доходчивей»





Тема 2.4
Техника и примы организации и коммуникации
Содержание учебного материала
6



1
Психологическая структура диалога.

2


2
Основы делового общения.




3
Ролевое общение медработника.




4
Общение с коллегой




5
Общение в диаде: особенности и проблемы.




6
Приемы психической саморегуляции
ПК 4.1 Организовать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении




Практическое занятие
Техника и приемы организации коммуникации
2



Самостоятельная работа
2



Выполнение и анализ упражнения предложенного преподавателем «Невербальная коммуникация»




Тема 2.5
Группа как социально-психологический феномен
Содержание учебного материала
6



1
Социально-психологические феномены группы и общества

2


2
Пути социальной адаптации и мотивации личности




3
Понятие и основные характеристики группы




4
Виды групп




5
Этапы образования малых групп




6
Групповая динамика и лидерство в группе
ПК 4.4 Проводить диагностику групп здоровья




Практическое занятие
Группа как социально-психологический феномен
2



Самостоятельная работа
2



Работа с дополнительной литературой: составление памятки «этические нормы поведения людей в процессе общения»




Тема 2.6
Проблемы эффективности групповой деятельности
Содержание учебного материала
6



1
Психологическая характеристика личности.

2


2
Групповое давление




3
Привычные нормы, традиции, стереотипы общения.




4
Психологический климат лечебно-профилактического учреждения, его отделений




Практическое занятие
Проблемы эффективности групповой деятельности
2



Самостоятельная работа
2



Анализ психологического климата ЛПУ




Тема 2.7
Природа конфликтов и пути их разрешения
Содержание учебного материала
6



1
Пути социальной адаптации и мотивации личности

2


2
Формула конфликта




3
Сигналы конфликта




4
Стратегия конфликтного реагирования




5
Определение психологической характеристики личности.




Практическое занятие
Природа конфликтов и пути их разрешения
2



Самостоятельная работа
2



Подготовка сообщения на тему «Ролевой конфликт»




Тема 2.8
Агрессия: причины вреда другим
Содержание учебного материала
6



1
Определение агрессии
2
2


2
Основные теории агрессии




3
Становление агрессивного поведения




4
Применение приемов психической саморегуляции




Практическое занятие
Агрессия: причины вреда другим
2



Самостоятельная работа
2



Анализ агрессивного поведения взятого из отдельного случая в вашей жизни
Изучение дополнительной литературы на тему «Причины агрессии»



Тема 2.9
Психология семьи
Содержание учебного материала
6



1
Понятия «семья», «брак», «супружество», «родительство», «семейные паттерны».

2





2
Семья как система.




3
Классификация семьи.




4
Семейные кризисы.




5
Анализ семейных установок (заполнение таблицы по семейным установкам относительно разных сфер жизни: взаимоотношения с людьми, любовь, воспитание детей, супружество, карьера и т.п.).




Практическое занятие
Психология семьи
2



Самостоятельная работа
2



Анализ семейных установок
Изучение дополнительной литературы по теме «Кризисы семейной жизни»



Тема 2.10.
Психология
профессиональной деятельности
Содержание учебного материала
6



1
Понятия «профессионализация», «профессиональная адаптация», «профессиональное становление», «профессионально важные качества».

2




2
Этапы профессионального становления.




3
Организационная культура. Типы организаций.




4
Составление резюме




5
Деловая игра «Собеседование»
ПК 6.1 Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.




Практическое занятие
Психология профессиональной деятельности
2



Самостоятельная работа
2



Анализ собственных профессионально-важных качеств