Презентация Клуб начальных знаний подготовка обучающихся к ТПМПКОбследование детей в ТПМПк обычно начинается с изучения сопроводительной документации (медицинские карты, характеристики) и продуктов деятельности (тетрадей, рисунков и т.п.).


КОУ «Нефтеюганская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» «Подготовка к ТПМПК» подготовила педагог-психолог: Н.В.Маркина. Обследование детей в ТПМПк обычно начинается с изучения сопроводительной документации (медицинские карты, характеристики) и продуктов деятельности (тетрадей, рисунков и т.п.). Общая характеристика речи Беседа.1. Как тебя зовут?2. Как твоя фамилия?3. Как твое отчество?4. Как фамилия твоих родителей?5. Какое у них имя и отчество?6. Сколько человек в твоей семье?7. Кем и где работают твои родители?8. В каком классе ты учишься?10. Какие школьные предметы тебе нравятся? 11. Знаешь ли ты времена года, дни недели? 2. Понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыслом Методика применяется для исследования особенностей мышления - его уровня, целенаправленности и критичности. Буквальность истолкования, непонимание скрытого смысла свидетельствует о недостаточности уровня обобщения. Возможен анализ "соскальзывания " на приблизительный смысл. В определенном смысле использование этой методики может оценивать выявлению ассоциаций по "слабому" признаку. Результаты получаемые по данной методике должны учитываться в разделах: интеллектуальное развитие, особенности эмоционально-личностного развития. 1. Семь раз отмерь, один раз отрежь. А). Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.Б). Прежде чем сделать, надо хорошо подумать.В). Продавец отмерил 7 метров ткани и отрезал 2. Куй железо, пока горячо. А). Кузнец кует горячее железо.Б). Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать;В). Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится; 3. Не все то золото, что блестит. А). Медный браслет блестит, как золотой.Б). Не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо. 4. Не в свои сани не садись. А). Если не знаешь дела, не берись за него.Б). Зимой ездят на санях, а летом – на телеге.В). Езди только в своих санях. 3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Инструкция: "Посмотри, здесь нарисована веселая история. Только все картинки перепутались. Разложи их по порядку и расскажи, что там произошло?" Процедура.Ребенку в случайном порядке предъявляют четыре сюжетных картинки, которые он сначала должен упорядочить, а затем составить по ним рассказ Узнавание перечеркнутых изображений Ребенку предлагают узнать изображенный на листе перечеркнутый предмет и дать ему название. Целесообразно не показывать ребенку, с какого изоб­ражения необходимо начинать узнавание, поскольку это позволяет обнаружить особенности стратегии восприятия. На листе слева направо расположены: в верхнем ряду — бабочка, лампа, ландыш; в нижнем ряду — молоток, балалайка, расческа. МЫШЛЕНИЕ возможность установления логических связей и отношений между понятиями. Школа = БольницаОбучение Доктор, Ученик. Больной, Лечение; Ухо = ЗубыСлушать Лечить, Рот, Щека, Жевать; Ложка = Вилка каша Масло, Нож, Тарелка, Мясо СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ МЫШЛЕНИЕ Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его. 1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица) 2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень) 3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев) 4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) 5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец) 6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)7.Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник) 8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная) 9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень) 10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София) Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его: 1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка 2. Река, озеро, море, мост, болото 3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса 5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник 6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей 8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение 10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный Меры длины:1см = 10 мм1 дц = 10 см и т.д.Меры массы:1 г =1 000 мг1 кг = 1 000 г1 ц = 100 кг1 т = 1 000 кг и т.д. Таблица умножения 8 x 2=168 x 4 =32 9x 9 =81 прямой счет, обратный:81: 9 = 9 Рекомендации как помочь детям подготовиться к ТПМПк. ТПМПК – это экзамен не только для учащихся, но и для родителей. Необычность формы настораживает. Поэтому немаловажную роль в психологической подготовке играете и вы. 1. Организация рабочего места. Организация письменного стола ребенка значительно влияет на усвоение материала. Здесь прослеживается и связь между концентрацией внимания и эффективностью подготовки к экзамену. Если во время занятий ребенок будет использовать определенный стол, стул, то со временем будет значительно легче удаваться концентрация внимания. Поэтому, необходимо, чтобы ребенок работал в определенном месте. 2. Такие цвета, как желтый и фиолетовый, повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно какой-либо картинки в этих тонах. 3. Повышайте уверенность детей в себе; чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок. «Ну, ты же сдашь, ты сможешь!» 4. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте нагрузок. Если ребенок занимается в течение нескольких часов без перерыва, такое занятие является непродуктивным, т. к. нарастает психическое утомление, даже если ребенок ощущает, что еще может продолжать что-то изучать. 5. Обратите внимание на питание ребенка: такие продукты как рыба, творог, курага, орехи стимулируют работу головного мозга. Купите комплекс витаминов. 6. Следите, чтобы ребенок не зазубривал весь материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить логику. Очень полезно делать краткие схематические выписки, таблицы (сравнительные), упорядочивая изучаемый материал. Основные формулы можно выписать и повесить над письменным столом, кроватью. Накануне ТПМПк обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен выспаться. ГЛАВНОЕ - снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий. Поддержите в ребенке его стремления и начинания в средней школе. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьезное отношение к его успехам и трудностям помогут будущему пятикласснику подтвердить значимость его нового положения.