Статья ТАК АДЫГИ ВСТРЕЧАЛИ НОВЫЙ ГОД

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 29»
























Воспитатели I группы раннего возраста:
Чесебий А.М.,
Мареич Н.Е.








Майкоп-2016 г.
История адыгов насчитывает не одно тысячелетие. За это время народ накопил немало знаний, внимательно наблюдая за живой и неживой природой. Например, в древности, когда у людей еще не было часов, в каждой семье имелись «сыхъат бэщ» (сыхъат – часы, бэщ – палка). Их ставили во дворе на открытые места, и по длине тени определяли время. Ночью ориентировались по звездам и созвездиям.
Раньше у адыгов было много календарных праздников, сопровождавшихся обрядовыми играми, танцами, песнями, чтением стихов: праздники, связанные с весеннее-полевыми работами; праздники, посвященные победам в сражениях за родную землю против многочисленных захватчиков; праздники урожая; свадебные и другие праздники.
Адыги до сих пор чтут старинный национальный праздник - День весеннего равноденствия, который в народе является началом Нового года по черкесскому календарю. Удивителен этот день тем, что солнце переходит из южного полушария в северное и во всех странах Земли день почти равен ночи. Считалось, что именно с этого дня, 21 марта, когда свет и тьма разделяются поровну, начинаются обновления в природе: первый весенний гром, набухание почек на деревьях, буйное прорастание зелени, в растениях начинается движение соков, оживает земля. Для народа, чья жизнь была тесно связано с землей, с природой это был важный, переломный момент.
В древности в тот же вечер молодые парни и девушки собирались и ходили по дворам с факелами, от дома к дому, распевая обрядную песню, в которой разносилась хвала грядущему году, выражалась надежда на добрый урожай. Население приветствовало молодежь восторженно, одаривало её сладостями, добрыми пожеланиями в наступающем году. Люди в эту ночь не спали, бодрствовали. А к утру весь народ, распевая песни, толпами тянулся к «танцующему дереву» - «Чыгъудж».

Святое дерево, могучий ствол которого едва ли могло охватить взявшись за руки несколько человек, заранее украшалось разноцветными лоскутками, игрушками и, непременно, растянутой сырой шкурой разделанного домашнего животного.
Ровно в полночь раздавались три удара о лемех плуга. К собравшимся людям выходили седобородый старец с девушкой в белых одеждах и факелом в руках. Все жители аула зажигали от него свои факелы и несли новый огонь к своим очагам. Все собравшиеся становились лицом на восток к восходу солнца. Старейшина аула держал одной рукой «Хьалыжъу» (пирог с сыром), другой .рукой наполненный «Бахъсымэ» (хмельной напиток из проса) рог, а рядом по обе стороны стояли два подростка мальчик и девочка. Все вытягивают руки в сторону солнца, а старейшина, глядя на восходящее солнце, произносит «хъохъу» (здравицу) в честь Нового года: «Входи в наш дом, неся с собой счастье и добро, чтобы болезни обходили нас и над нами сияло мирное небо, чтобы наш очаг был полон пиши, и все, что душе угодно, оказывалось в наших руках. Скажем «амин», чтобы грядущий год стал для всех нас счастливым».
После здравицы люди рассаживались группами, выкладывали из своих сумок пищу,
благославляя в тостах новый год, ели и пили бахъсымэ, после чего, взявшись за руки, исполняли круговой обрядный танец «Удж», пели новогоднюю песню.


Молодые джигиты гарцевали на лошадях.
Новый год издавна является одним из любимейших праздников адыгов. Накануне Нового года возносятся молитвы Всевышнему и загадываются заветные желания. Всегда считалось, что доброе начало Нового года - залог удачного грядущего года. Адыги в первую очередь возносили молитвы и хвалу Богу – Тхьа, у которого люди просят благополучия и богатого урожая в наступившем году, и обязательно разделывали именно черную курицу, черного барашка, черного бычка, которые как бы олицетворяли собой тьму и нечисть. По народному поверью, такое жертвоприношение символизировало победу светлых сил над темными и символизирует высокую урожайность и благодатность. Праздник в старину длился три дня и завершался обрядом первой борозды.
Обычно после новогоднего семейного застолья с обрядовыми блюдами затевалась ритуальная игра, которая называлась «скатывание орехов», в игре участвовали и взрослые, и дети. Для этого делали из доски наклонную плоскость и по ней скатывали по одному ореху. Если орех играющего касался ореха предыдущего игрока, то он выигрывал. Игра проходила оживленно и увлекательно. Взрослые незаметно подыгрывали детям, доставляя этим массу удовольствия и радости. Кроме того, все дети загадывали свои желания, которые должны были непременно сбыться в Новом году. Орех у адыгов был символом плодородия и мудрости. Давно было замечено, что ядрышки орехов похожи на мозг человека. Ореховый жезл хатияко на адыгском игрище был символом мудрости, символом божественных сил, олицетворяющих удачу и благоденствие.
Интересно отметить, что подарки к новому году готовились заранее и подбирались с любовью. Дарить было принято именно то, в чем нуждалась семья больше всего. Ритуал преподнесения подарка проводился в шутливой форме. Дарящий настоятельно просил одолжить ему то, чего, наверняка, не было в семье и, услышав, что нет того, что он просит, с радостью, с добрыми благопожеланиями вручал свой подарок главе семьи. В этот день адыги в древности наряжали своеобразную елку: согласно рыцарскому кодексу адыгов (адыгэ хабзэ), в доме или во дворе украшали в Новый год дерево или ветку боярышника. Это растение считается у адыгов символом плодородия. Боярышник украшали ленточками, развешивали на нём бараньи шкуры - символ счастья и устанавливали свечи - символ тепла.

В Новый год угощают каждого гостя, который стучится в дверь. Обязательными атрибутами новогоднего интерьера дома являются семь свечей и головка копченого сыра. Вокруг праздничного стола устанавливаются семь факелов.

Издревле адыги считали, что чистая вода, особенно родниковая и дождевая, а также роса имеют целебные свойства. Поэтому рано утром после нового года вся семья шла к реке, чтобы искупаться в чистой свежей воде. Это считалось доброй приметой и залогом крепкого здоровья и счастья. И хотя вода в конце марта утром была ледяной, никто не болел.
Если верить календарю адыгов, наступил 6224 год по черкесскому летоисчислению.
В наши дни празднование Черкесского нового года в Адыгее проходит 21 марта на площади перед национальным музеем. Незадолго до начала мероприятия, следуя традиции, по центральным улицам Майкопа проедут всадники-глашатаи, извещающие о наступлении праздника























Times New Roman"ТАК АДЫГИ Times New RomanTimes New RomanНОВЫЙ ГОД"Times New RomanРисунок 2D:\Новая папка\Рисунок11.jpgРисунок 3J:\Новая папка\Рисунок7.jpg NPIAAFC05 (HP LaserJet P2055dn)