Открытое занятие психолога: «Социальная адаптация выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»


Конспект открытого занятия.
Тема занятия: «Социальная адаптация выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», рассчитана на воспитанников 9 классов.
Провела: педагог-психолог:
Сорокина С.Н.
г. Иваново 2015 годКонспект занятия
Работа по программе: «Социальная адаптация выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», рассчитана на воспитанников 9 классов.
Участники: 9 класс.
Тема занятия: «Обязанности в семье».
Цель: Психологическая помощь и поддержка детей выпускников, при подготовке к самостоятельной семейной жизни.
Задачи:
Создать благоприятный психологический климат в группе. Создание ситуации «успешности» для благоприятного усвоения информации.
Активизация познавательной деятельности на занятиях в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом.
Познакомить воспитанников с семейными ролями. Распределение обязанностей в семье.
Отработка навыков регулирования семейных отношений, путем распределения обязанностей всемье.
Умение понять и принять себя, уверовать в успех, быть готовым нести ответственность за сделанный выбор.
Формирование социальной компетентной личности.
Формирование творческого подхода к самопознанию и самосовершенствованию. Развитие креативности и творческого воображения.Обучение умениям творчески решать проблемные ситуации.
Развитие наблюдательности и эмпатии. Преодоление стереотипов, лежащих в основе поведения.
Развитие сотрудничества, взаимопомощи, ответственности, самостоятельности, эмоциональной адекватности.
Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать других и принимать другую точку зрения (толерантность).
Дата проведения: 19 марта 2015 год.
Материал:карточки с заданием, телевизор для просмотра презентации, материал для проведения тренинговых упражнений – мяч, коврик, планшеты, материал для проведения кинестетического рисунка.

п.пСодержание и структура занятия. T (мин) Деятельность педагога. Деятельность воспитанника. Оценка эксперта
Подготовительный этап. 1. Организационная часть.
3-5
Приветствие,
проверка явки и
настрой воспитанников к занятию.
Принятие правил поведения на занятии:
-активность – не бойся задавать вопросы;
-позитивное отношение друг к другу;
-внимательность и аккуратность;
- формулирование грамотной и правильной речи.
Подготовка к занятию.
Принятие правил поведения, добавление своих правил. 2.
3.
Целеполагание и мотивация.
1.Озвучивание темы.
2. Определение цели и задач для достижения положительного результата.
3. Описание предстоящей работы, настрой на совместную деятельность.
4. Активизация воспитанников, формирование мотивации.
Актуализация опорных знаний и опыта.
Вопросы к воспитанникам
Работа по теме.
Формирование мотивации.
10
15
Тема нашего занятия «Обязанности в семье».
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься исходя из названия темы?
- Вы задумывались о правах и обязанностях, которые у вас будут в семье?
- Вы думали, какие обязанности вы точно на себя не возьмете? А с какими справитесь очень даже не плохо?
- Существуют мужские и женские обязанности в семье?
Перед тем как начать работать, нам необходимо активизировать свой мозг, расслабить мышечные зажимы. Упражнения, способствующие развитию самоорганизации,снятия напряжения, повышения уровня комфортности.
Упр.1. Физический разогрев. Приведение собственного тела в готовность. Разгон крови. Разминка мышц. Это темп, не позволяющий флегматично предаваться раздумьям.
Различного рода физкультурно-спортивные упражнения могут дать старт этой части репетиции:
• наклоны вперед, назад;
• повороты корпуса;
• вращения головой, освобождение шейных мышц;
• потягивания;
• растяжки и тренировка мышц в положении полусидя.
Упр.2. «Контакт»
— Начинаем свободное спонтанное движение по комнате. Сконцентрируйте свое внимание на себе, своих ощущениях. Представьте, что вы одни, никого вокруг нет, но при этом контролируйте себя и избегайте любых столкновений с партнерами, отмечая их передвижения боковым зрением. Следите за дыханием. Не напрягайте мышцы: походка свободная и естественная.
Упр. 3. «Коврик»
Все участники стоят на коврике, необходимо его перевернуть, не сходя с этого коврика.
Упр. 4. «Колонна - шеренга»
С этой минуты я прошу вас не разговаривать и все задания выполнять в абсолютной тишине. Общаться можно лишь взглядами и жестами.
— Постройтесь в колонну, лицом ко мне.
— Выстроиться в шеренгу по цвету глаз
— Построиться в шеренгу таким образом, чтобы на левом ее фланге оказался человек с самыми короткими волосами, а на правом — с самыми длинными.
- Создайте круг.
Хорошо, а теперь круг ассоциаций.
Упр. 5. «КРУГ АССОЦИАЦИЙ»
Повторение пройденного материала.
Я называю определение, вы говорите первое, что приходит в голову.
- Семья это –
- Любить, значит –
- Создам семью, чтобы –
- Для семьи необходимо –
- В семье самое важное это –
Вы отлично справились с заданием.
Проведение мини лекции
Закон не может предусмотреть все личные права и обязанности мужа и жены. Этого, в общем-то, и не требуется, ведь брак, прежде всего, основан на любви и взаимопонимании, а значит, мораль играет большую роль в личных отношениях супругов, нежели право. Вмешательство в решение вопросов семьи извне, в том числе близких родственников или структур, обладающих властными полномочиями недопустимо.Сформированная и четко обозначенная структура семейных ролей. В чем она выражается:  за каждым членом семьи закрепляются свои роли, правила поведения, права и вытекающие из них обязанности. Специалисты в области семейной психологии выяснили, какие роли  обязательно должны выполняться членами семьи, чтобы отношения в семье были ровными и мирными, и все были довольны.Этих ролей немного, единственное условие - они все должны быть заняты, распределены между членами семьи. Семейные роли могут распределяться между супругами либо 50 на 50, либо кто-то один берет на себя большую (или основную) ответственность и, соответственно, вытекающие из нее полномочия в данной сфере. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Демонстрация презентации.
Перед тем как перейти к самостоятельной работе, выполним ряд упражнений для концентрации внимания и активизации головного мозга.
1.Упражнение ''Рожки да ножки''. Развитие моторики, памяти, внимания, коррекция эмоционального состояния (пальчиковый игротренинг).
2.Упражнение ''Ленивые восьмёрки''. Интеграция работы правого и левого полушария головного мозга, включение в работу бинокулярного и периферийного полей зрения.
3. Упражнение на развитие уровня внимания и активации мозга:
1.Упражнение «2 хлопка, 2 щелчка»
2.Упражнение «Гимнастика мозга» Участвуют в беседе.
Воспринимают информацию, осмысливают ее.
Осознают и принимают цели.
Обдумывают и отвечают на вопросы.
Выполняют упражнения вместе с психологом.
Слушают материал. Задают вопросы, отвечают на вопросы, предложенные психологом, сравнивают разные высказывания, анализируют. Дополняют ответы друг друга. Высказывают свои суждения. Делают соответствующие выводы.
Выполняют упражнения вместе с психологом
Этап самостоятельной работы. 4.
Самостоятельная работа.
20
Формулирует задание для самостоятельной работы. Организует фронтальную работу, работу в парах. Обращает внимание на возможные ошибки, по мере надобности. Помогает формулировать мысли.
1 упражнение.
Упражнение выполняется в парах.
Ролевая игра «распредели роли в семье».
2 упражнение.
Кинестетическая скульптура семьи. Фронтальная работа.
3 упражнение.
Работа с таблицей. Фронтальная работа. Дети работают фронтально, затем разбиваются на пары.
Работа по презентации.
Разбирают задание. Заключительный этап. 5.
Заключение. Рефлексия.
Подведение итогов
3-5
Организует обсуждение занятия, разбирает ошибки, оценивает работу воспитанников. Задает вопросы.
Вопросы к воспитанникам.
Вы хорошо сегодня поработали!
Что полезного вы узнали?
1.Какое у вас настроение?
2. Как вы себя чувствуете?
3.Вам понравилась занятие?
4.Что больше вам понравилась?
Заключительное упражнение
«Семейное фото»
Отмечает для себя поведение детей. Участвуют в подведении итогов урока.
Оценивают результат своей работы.
Отвечают на вопросы.
Выполняют упражнение.
Педагог-психолог Сорокина С.Н.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
необходимые условия, предпосылки для счастливых отношений в браке:
1) Достижение эмоциональной и экономической независимости. Прежде чем вступать в брак, необходимо эмоционально и материально отделиться от родителей.
2) Комплементарная совместимость супругов. В чем она выражается: супруги занимают по отношению друг к другу то же положение, какое они имели по отношению к своим одногруппникам в семье – детском доме. Например, муж был лидер в семье, а жена - наоборот,ведомой. В этом случае сохраняется комплементарная совместимость. Если же, к примеру, оба были лидерами в детском коллективе, то могут возникать конфликты на почве власти - "Кто в семье главный".
3) Состыковка по убеждениям и принятым в семье родителей стереотипам поведения мужа и жены. Иначе еще этот феномен называют притиркой характеров, в действительности же происходит притирка стереотипов. Например, в семье мужа считалось, что кормильцем семьи должен быть мужчина, а жена должна заниматься только хозяйством и детьми. А в семье жены было нормой, что оба супруга работают и в равной степени занимаются хозяйством и детьми.
4) Общая территория (жилье) и совместное хозяйство. Полагаю, тут все понятно.
5) Чувство любви и уважения к партнеру, наличие общих интересов и сходство ценностей. Банально, но остается истиной всегда. Любящим и уважающим друг друга супругам будет легче найти общий язык, договориться несмотря на прочие разногласия, противоречия и несовпадения.  
6) Сформированная и четко обозначенная структура семейных ролей. В чем она выражается:  за каждым членом семьи закрепляются свои роли, правила поведения, права и вытекающие из них обязанности. Специалисты в области семейной психологии выяснили, какие роли  обязательно должны выполняться членами семьи, чтобы отношения в семье были ровными и мирными, и все были довольны.
Этих ролей немного, единственное условие - они все должны быть заняты, распределены между членами семьи. Семейные роли могут распределяться между супругами либо 50 на 50, либо кто-то один берет на себя большую (или основную) ответственность и, соответственно, вытекающие из нее полномочия в данной сфере.
Роли в семье:
1. Роль кормильца, добытчика денег, материально обеспечивающего семью. Варианты распределения этой роли: либо оба в равной степени, либо вклад одного из супругов значительно превышает в материальном обеспечении семьи (вплоть до полного взятия на семя роли кормильца).2. Роль хозяйки (хозяина), отвечающего за ведение хозяйства в доме. Зачастую эта роль отдается тому, кто не несет на себе обязанности кормильца семьи, либо же распределяется между супругами в равной степени. 3. Роль ответственного по уходу за ребенком. Здесь идет речь об уходе за новорожденным и ребенком не старше трех лет. В большинстве случаев эта роль безоговорочно отдается матери ребенка.4. Роль воспитателя детей. Кто будет заниматься воспитанием подросших детей: оба в равной степени или чей-то вклад будет более значительным, чем второго супруга.5. Роль сексуального партнера. Кто первым проявляет инициативу к близости, отвечает за разнообразие сексуальной жизни. Опять же распределение этой роли может быть равномерным между обоими супругами, либо кто-то будет брать на себя большую или основную инициативу. 6. Роль организатора досуга. Кто будет проявлять инициативу в сфере досуга для семьи. Другими словами, возьмет на себя роль организатора развлечений для интересного и веселого провождения свободного времени семьей. Что сюда входит: походы в гости, в кино, выставки, музеи, выезд на природу, организация праздников, и т.д.7. Роль организатора семейной субкультуры. Определимся что такое субкультура? Это группа людей (в нашем случае семья), имеющих общие друг с другом интересы, дела и проблемы. В роль организатора семейной субкультуры входит формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, мировоззрения, политических убеждений, вероисповедания и т.д. 8. Роль ответственного за поддержание родственных связей. Кто будет организовывать общение с родственниками? 9. Роль "психотерапевта". Кто в семье всегда (или чаще всего) готов выслушать, понять, поддержать, помочь разобраться в проблеме?..
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Упр.1. Физический разогрев. Приведение собственного тела в готовность. Разгон крови. Разминка мышц. Это темп, не позволяющий флегматично предаваться раздумьям.
• наклоны вперед;• повороты корпуса; • вращения головой, освобождение шейных мышц;• потягивания;
Упр.2. «Контакт» — Начинаем свободное спонтанное движение по комнате. Сконцентрируйте свое внимание на себе, своих ощущениях. Представьте, что вы одни, никого вокруг нет, но при этом контролируйте себя и избегайте любых столкновений с партнерами, отмечая их передвижения боковым зрением. Следите за дыханием. Не напрягайте мышцы: походка свободная и естественная.
Упр. 3. «Коврик». Все участники стоят на коврике, необходимо его перевернуть, на другую сторону, не сходя с этого коврика.
Упр. 4. «Колонна-шеренга» С этой минуты я прошу вас не разговаривать и все задания выполнять в абсолютной тишине. Общаться можно лишь взглядами и жестами. — Постройтесь в колонну, лицом ко мне. — Выстроиться в шеренгу по цвету глаз — Построиться в шеренгу таким образом, чтобы на левом ее фланге оказался человек с самыми короткими волосами, а на правом — с самыми длинными.
Упр. 5. «Круг ассоциаций». Повторение пройденного материала.
Кидаю каждому мяч, называю определение, вы говорите первое, что приходит в голову.
- Семья это – …- Любить, значит –…..- Создам семью, чтобы – …..- Для семьи необходимо – …- В семье самое важное это – …..
6.Упр. ''Рожки да ножки''. Развитие моторики, памяти, внимания, коррекция эмоционального состояния (пальчиковый игротренинг). Дети по очереди выкидывают фигуры из пальцев, то рожки, то ножки.
7.Упр. ''Ленивые восьмёрки''. Интеграция работы правого и левого полушария головного мозга, включение в работу бинокулярного и периферийного полей зрения. Глазами дети в воздухе рисуют восьмерки.
8. Упр. развитие уровня внимания и активации мозга: 1.Упражнение «2 хлопка, 2 щелчка». Воспитанники по порядку выполняют хлопки и щелчки руками, пальцами. 2.Упражнение «Гимнастика мозга». Перекрестные шаги. Скрещивание рук.
9 упр. Кинестетическая скульптура семьи. Желающий воспитанник выстраивает из других детей композицию «Моя будущая семья». Каждый член семьи. Выполняет свою роль (мама – хозяйка в доме – варит суп, папа – ремонтирует шкаф, дети – играют и т.д.).